ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

БЙОРНСОН (Б'єрнсон), Б'єрнстьєрне Мартініус

(1832 - 1910)

БЙОРНСОН (Б'єрнсон), Б'єрнстьєрне Мартініус - творчество писателя

БЙОРНСОН (Б'єрнсон), Б'єрнстьєрне Мартініус (Bjernson, Bjernstjerne Martiniys - 08.12.1832, Квікне - 26.04.1910, Париж) - норвежский писатель, лауреат Нобелевской премии

Норвежцы XIX в. говорили: «Назвать имя Бйорнсона - это то же самое, что поднять норвежский национальный флаг». В его имени и фамилии повторяется слово «Бьерн» (bjarn) - медведь. Север закалила мальчика, сына пастора, познакомила с простым народом Норвегии и помогла понять его. Все творчество Бйорнсона - это выражение его неуклонного желания воспитать своих соотечественников, морально возвысить их. Ни одно другое слово не использовал Бйорнсон чаще, чем слово «правда». Жить в истине - вот чего он хотел научить своих соотечественников. Но, прежде всего, он хотел сам научиться жить в истине. Его страстная проповедь не была сухой и суровой: он всегда видел перед собой обычного человека и стремился к тому, чтобы она была счастливой. На вопрос, какой месяц он больше всего любит, писатель отвечал, что апрель - месяц обновления. Много сил отдал Бйорнсон борьбе за независимость Норвегии, за единство Скандинавии. Бйорнсон был одним из первых поборников мира во всей Европе. Голос его было слышно не только в Норвегии, но и всей Европе.

После окончания гимназии он переехал в столицу, где хотел подготовиться к поступлению в университет. Там он познакомился с будущими знаменитыми писателями, в том числе с Г. Ибсеном. Более всего юного Бйорнсона захватывали театр и политика. Его обзоры в газетах привлекли к себе внимание. В 1854 г. он выступил с большой статьей, в которой изложил свое отношение к современному искусству. В то время в Норвегии господствующим направлением была т. н. «национальная романтика», сторонники которой в своих произведениях из народной жизни часто обращались к сюжетам из национального прошлого, используя народные песни, предания, саги. Не возражая против этого, Бйорнсон в то же время считал, что собственно народный дух искусства заключается не в том, чтобы пересказывать старые саги и изображать охоту на медведей с бесконечными выстрелами и невероятными приключениями, а в том, чтобы воспроизводить особенности народного характера, родной природы, жизнь простого норвежца-современника. Образцом для него послужил стиль сказок датчанина Г.К. Андерсена и норвежского собирателя сказок и песен П. К. Асб'єрнсона. Его национальная романтика была тесно связана с изображением реальной жизни.

Началом творческого пути Бйорнсона следует считать 1857 г.: в октябре в Крістіанійському театре была поставлена его первая драма из истории Норвегии «Между битвами» («Mellem Slagene»), а в сентябре того же года напечатано первое значительное рассказ о норвежских крестьян «Сюнньове Сульбаккен» («Synnove Solbacken»). Оно стало своеобразным эталоном норвежского рассказы середины века, а начинающий писатель - создателем нового направления в литературе своей страны.

Действие рассказа разворачивается в горах Норвегии. Его герои - простые крестьяне. Внимание автора сосредоточено на изображении обычаев, характеров двух семей: на одном из хуторов живет семья суровых, чрезвычайно религиозных Сульбаккенів, в которых подрастает дочь Сюнньове, на втором - большая семья Гранлієнів, один из сыновей которых - Торбьерн - с детства любит Сюнньове. История их любви - это история развития характеров, сложного формирования личности, где значительную роль играет религия и природа, которой в творчестве Бйорнсона всегда будет отводиться большая роль. Писатель не пытается изображать экзотические картины, хотя их можно найти немало в безлюдных горах Норвегии. Его пейзаж неприметный и поэтический, в нем всегда ощущалось присутствие человека. Бйорнсон не создает идиллии: среди трудолюбивых и честных крестьян оказывается задира, грубиян и бездельник Аслак. Имущественное неравенство и горе также обрисованы в повести. Дикие картины пьяных драк, избитые до полусмерти ребята появляются на страницах произведения Бйорнсона. Но не они создают основной колорит: главное здесь - сила человеческого духа, сила любви и вера в человека.

1850-1860 гг. полны творческих достижений и успехов. В это время Бйорнсон создал все свои исторические драмы. Тогда же он стал руководителем театра - сначала в Бергене, а впоследствии в Kristiania. Повсюду Бйорнсон выступал как активный сторонник норвежских пьес, норвежских актеров, как активный борец за серьезный репертуар, который духовно развивает зрителя. Борьба за «норвегізацію» сцены приобрела в то время особого значения - страна обрела государственную и духовную независимость от Дании, которая царила над ней почти 400 лет.

В 70-х pp. Бйорнсон начал писать драмы о современности. Самые значительные среди них - «Банкротство» (En Fallit», 1875) и «Редактор» («Redaktoren», 1874).

70-е pp. XIX ст. - это время возникновения норвежской реалистической драмы. Главные фигуры в этом процессе - Г. Ибсен и Бйорнсон. Бурная общественная жизнь страны, которая приобретала самостоятельность, привело к тому, что той отраслью искусства, которая решала существующие противоречия, стала драма. Сама природа драмы давала возможность ставить вопросы и пытаться решить их. В основе всех драм Бйорнсона - нравственные вопросы. Но рассматривает их автор в разных сферах. В «Банкротстве» - это мир дельцов, банкиров. Автор ставит вопрос о лживую и истинной морали, о чести истинную и кажущуюся, о том, что такое настоящее человеческое достоинство. Сюжет драмы чрезвычайно прост. События начинаются с сообщения о банкротстве забреханого банкира Т'єльде, а заканчивается пьеса моральным возрождением его и его семьи.

В «Редакторе» проблемы морали решаются через действия и поступки журналистов и политиков. Побеждает, как и почти всегда в Бйорнсона, добро, поскольку драматург старается не только раскрыть истинное лицо зла, но и показать пути освобождения от него. Финалы драм так иногда мелодраматичные, а психологические характеристики несколько неестественные. Так, к примеру, в «Редакторе» главный герой, который причастен к смерти своего тяжелобольного соперника, раскаивается, а молодой политик доказывает отцу своей невесты, что политику можно делать чистыми руками.

Г. Брандес, во многом единомышленник Бйорнсона, называл его творчество педагогической. Действительно, целью каждого его произведения было воспитание своих современников. Он был убежден, что если писатель не воспитывает, то ему лучше молчать. Его тенденциоВНОе искусство всегда отличалось борьбой за высокую нравственность, любовью к человеку. Страстное неприятие вызвал у Бйорнсона господствующий в Европе натурализм, где человек изображалась прежде всего воплощением инстинктов, которые разрушают духовную основу личности. Ссылка на Ч. Дарвина вызвали резкое осуждение Бйорнсона. В тезисе «Каждый человек - животное» он усматривал подмену понятий: Дарвин действительно открыл в человеке зверя, но не только зверское, не только биологическое определяет человеческую личность. Особенно возмущали его романы Е. Золя, который имел в конце XIX в. большой успех, и произведения А. Стриндберга. В драме «Король» («Kongen», 1877) Бйорнсон выступил против всей современной общественной системы и создал образ идеального короля, который отказывается от своего высокого положения, ведет себя как обычный гражданин, стремится к демократическим преобразованиям в обществе. Философская драма имела несколько редакций, что свидетельствовало о ее особую роль в творческом развитии писателя. Элемент условности - каждый акт отделен от другого интермедиями - придавал ей еще большей значимости и обобщающей силы. Бйорнсон считал «Короля» своим лучшим произведением.

В основу «Новой системы» («De ny System», 1879) положена дискуссия о нормах морали. Здесь столпы общества изображены морально здеградованими, а те герои, которые находятся вне закона, оказываются, по сути, борцами за истину и нравственность. Эта пьеса могла бы стать родоначальницей драмы нового типа в Европе, если бы, как заметил Бйорнсон, на две недели раньше не появился «Кукольный дом» Г. Ибсена и «не заштурхав» его драму. В ней, как и в Г. Ибсена, отсутствует окончательное решение затронутых проблем - появился «открытый финал», история прошлого стала предметом обсуждения настоящего и сделала возможным понимание привычных общественных и личных отношений.

Создание современной реалистической драмы еще больше укрепило положение Бйорнсона-писателя. Его поэзия получила признание еще раньше: лирический струю в изображении родной природы, своего народа тоже был новым словом. Бйорнсон написал государственный гимн Норвегии «Да, мы любим эту землю» («Ja, vi elsker dette Landet», 1859), где величие прошлого, стремление к миру органично сочетается с изображением красоты северной природы.

В конце 70-х pp. Бйорнсон - политический деятель, один из идейных руководителей норвежского общества. В начале 80-х pp. Бйорнсон называл себя вольнодумцем: идеи Бога он противопоставлял идею добра, нравственности, человечности, его привлекала мысль о вечном существовании мира и вечный его развитие по законам природы. Не патриархальное прошлое, пороки которого он видел и раньше, но социальное развитие общества, радикальное обновление волновали теперь Бйорнсона. Эти идеи наиболее полно отразились в драме «Свыше наших сил» («Over Aevne»), первая часть которой появилась в 1883 г. Это один из самых сложных в психологическом плане произведений Б., где философская и религиозная проблематика теснейшим образом переплетается с обязательными для драматурга вопросами нравственности. О ее успех у зрителя и читателя свидетельствует то, что после ее первого издания в 1883 г. она была во всех собраниях сочинений автора и выходила отдельными книгами в 1896, 1899, 1907, 1916 гг.; в Украине впервые перевод дилогии «Более наши силы» был осуществлен в 1900 году М. Яцков (первая часть) и И. Франком (вторая часть); в конце XIX в. переведена на немецком, английском, французском, итальянском, испанском и русском языках. Она относилась с огромным успехом в Швеции и прочно вошла в репертуар Национального театра Kristiania. В России, например, в Передвижном театре Гайдебурове в 20-х pp. XX в. спектакль шел ок. 300 раз.

О чем же в ней говорится? Пастор Санг проживает в маленькой деревушке в горах. Он известен своими необычными способностями, поговаривают, что он творит чудеса. Его жена Клара не верит в Бога, но самоотверженно любит своего мужа. Клара замечает не только удивительные таланты своего мужа, она чувствует и противоречивость того, что творится. То, что он губит свою семью, заботясь только о своих прихожан, Клара видит уже давно: их сын и дочь почти не получили образования; когда они были совсем детьми, Санг брал их с собой в опасные путешествия, чтобы показать прихожанам, что Бог - с ним. Все это Клара называет действиями свыше силы. И этим действиям более силы она противостоит всеми своими силами. В последнем ее монологе возникает еще одна очень важная идея - силе веры Сагна, которая более человеческие силы и приносит его семье только беду, она противопоставляет свою любовь, которая оберегает семью уже 25 лет; и сила этой любви, по мнению Клары, такая большая, что она, прикованная к постели женщина, сможет встать и уйти, если это будет необходимо для ее детей и ее мужа. Санг действительно задумал совершить новое чудо - вернуть своей жене способность двигаться. В последнем действии драмы Клара поднялась, но умерла. Санг поднял ее, но погиб также. Или через то поднялась на ноги Клара, была невероятно велика сила молитвы Санга, или из-за того, что ее любовь к нему и детей может преодолеть все? Автор не дает ответа. Но сам Санг усомнился в необходимости этого чуда, нужности его людям. Засомневался и безгранично верующий в Санга и в Бога Братт. Для Бйорнсона «Более наши силы» - это не для человека, а против ее возможностей и потребностей.

«Более наши силы» для Бйорнсона - это, во-первых, сама реальная действительность, которая основывается на предрассудках и ложных традициях, которую не может принять нормально развита и мыслящий человек; во-вторых, это отношение к неприемлемой действительности, которое базируется хотя и на благородных, но для всех приемлемых идеалах. Конфликт второй части «Более наши силы» (1895), оставаясь в сфере морали, переносится в плоскость взаимоотношений рабочих и предпринимателей. Здесь все более силы: рабочие настолько бедные, без надежды на избавление, что одна из женщин - мать троих детей - убивает их, а потом и себя, поскольку больше ее силы видеть голодных детей; свыше силы человеческие оправдать или осудить ее. Элиас, сын пастора Санга из первой части дилогии, решил действиями более силы покончить со всеми ужасами бедности немедленно - он взрывает дом, где заседают владельцы. Но, как показывает Бйорнсон, все остается, как и раньше, пролитая кровь не принесла пользы. Бйорнсон не мог остаться равнодушным к узаконенной веками обычаями неравенства мужчин и женщин. В начале 80-х pp. XIX в. он объехал Норвегию с докладами «Единобрачие и многобрачие» («Engifte og Mangegifte»), в которых гневно осудил привычное, но глубоко аморальное представление о том, что жизнь мужчины до брака и вне брака не подпадает под строгие моральные законы, тогда как к поведению женщины относятся намного строже. В этих докладах автор говорил о том, как человек путем нравственных усилий может воспитать саму себя, даже несмотря на плохую наследственность. Неравноценные моральные требования к мужчины и женщины стали главной темой драмы «Русалочка»(«En Handske», 1883), которая вызвала бурную реакцию публики.

Роман «Флаги над городом и гаванью» (« Det flager и byen og pa havnen», 1884), полон дискуссий, как и драмы Бйорнсона, доказывает, что наследственность не является фатальной, если ей противостоят сила воли и доброта. Название связано с национальной традицией: флаги в Норвегии развешиваются не только в честь торжеств, но и по поводу важных и радостных событий в жизни уважаемых граждан. Здесь они становятся символом победы нравственного начала над антигуманной традиции и звериными инстинктами.

В романе «Божьей дороге» («Pa Guds veje», 1889) изображен конфликт между догматическим христианством и природным жизнелюбием обычного человека. Здесь «Божья дорога» становится дорогой обнищания. Радость жизни, радость любви Бйорнсон считал необходимым для человека. Название его последней комедии «Когда цветет молодое вино» («Naar de ny vin blomstrer», 1909) символическая: молодое вино - сам виноград - цветет ранней весной. Любовь в этой драме - это чувство юности и одновременно чувство, которое возвращает юность людям любого возраста.

Страстная любовь к жизни, неприятие пассивности, постоянное чувство связи с важнейшими проблемами своей страны и своего времени проявились даже в последнем желании Бйорнсона: смертельно больной, он не захотел оставаться дома, в постели, а поехал в Париж.

Неординарный человек, талантливый писатель, борец за справедливость и гуманистические идеалы, Г. первым из них получил в 1903 г. Нобелевскую премию.

К творчеству Бйорнсона обращались. Франко (статья к переводу второй части драмы «Более наши силы», 1900) и Леся Украинка (статья «Новая общественная драма», 1901). Бйорнсон искренне интересовался историей и культурой украинского народа, выступал со статьями о национально-культурное движение в Украине, осуждал политику русского царизма и польской шляхты в отношении украинцев, печатался в журнале «Ukrainische Rundschau» («Украинское обозрение»), который выходил на немецком языке в Вене. Бйорнсон знал и высоко оценивал произведения Т. Шевченко, И. Франко, О. Кобылянской, В. Стефаника. Переписывался с И. Франком, Г. Сембратовичем, В. Кушниром, Я. Федорчуком и др. Сказка Бйорнсона «Лес» в переводе И. Франка была опубликована в журнале «Заря» (1886). Ряд произведений классика норвежской литературы перевели Л. Гринюк, М. Павлик, Есть. Ярошинская, М. Лозинский, А. Крушельницкий и др.



Г. Храповицкая