|
БЮТОР, Миттель Мари Франсуа
(рожд. 1926)
БЮТОР, Миттель Мари Франсуа - творчество писателя
БЮТОР, Миттель Мари Франсуа (Butor, Michel Marie Francois - нар. 14.09.1926, Монсен-Барьоль вблизи Лилля) - французский писатель.
Бютор - один из ведущих представителей «нового романа». Перу Бютора также принадлежат несколько книг, посвященных снам, ряд поэтических сборников, глубокие искусствоведческие и культурологические работы.
Будущий писатель родился в пригороде Лилля, а его детство прошло в Париже. Среднее образование Бютор получил в колледже Святого Франциска Сальского и лицее Людовика Великого. В 1945 г. он поступил в Сорбонну, а через два года закончил обучение в университете, получив степень магистра философии за написанную под руководством Г. Башляра (1884-1962) труд «Математика и концепция необходимости». Следовательно Бютор посвятил себя педагогической деятельности и, как преподаватель французского языка и литературы, в течение достаточно длительного времени работал за пределами Франции: в Египте (1950-1951), в университетах Манчестера (1951-1953), Салоник (1954 - 1955) и Женевы (1956-1957). В 1958 г. Бютор стал редактором-консультантом в ведущем французском издательстве «Gallimard», а в 1975 г. был назначен «профессором» Женевского университета.
Литературное признание Бютор получил в 50-х гг. после выхода в свет его романов «Переезд в Милан» («Passage de Milan», 1954) и «Изменение»(«La Modification», 1957). Фоном, на котором разворачивается сюжет дебютной книги Бютора, стали впечатления, полученные писателем во время пребывания в Египте (впрочем, это характерно не только для «Переезда в Милан» - средиземноморские мотивы играют ведущую роль и в документальной повести Бютора «Гений места» («La Genie du Lieu», 1958).
В общем, почти все книги Бютора свидетельствуют о его стремлении к максимальному расширению пространства видения и обживания мира. Как и А. Роб-Грийе, Н. Саррот, К. Симон и другие представители «нового романа», Бютор отрицает традиционные концепты сюжетности и характеров. Отказавшись от непосредственного изображения действительности, писатель пытается исследовать, как именно человек воспринимает эту действительность. В частности, главный герой романа Бютора «Гайнування времени» («L'Emploi du temps», 1956), молодой француз Жак Ревель, приехав в английский город Блестон, куда его пригласили работать, бродит по улицам, пытаясь уловить определенный смысл в их расположении. Но, в конце концов, потеряв ориентацию в незнакомом городе парень, по сути, становится его пленником.
Самый известный роман Бютора - «Смена» («La Modification», 1957) - это повествование внутри повествования, которая ведется от второго лица. Рассказчик разговаривает с самим собой, следуя поездом из Парижа в Рим, где живет его любовница. Размышляя о своих отношениях с женщинами, герой, в конце концов, решает не разводиться с женой и оставить все без изменений. Кроме того, в его сознании возникает замысел книги, воплощением которого, собственно, и есть «Изменение».
Среди произведений Бютора есть и такие тексты, которые практически невозможно проанализировать с точки зрения традиционной жанровой классификации (как, например, книги «Движущая сила» («Mobile», 1962) или «6 810 000 литров воды за секунду. Стереофонический этюд»(«6,810,000 Litres d'eau par Seconde. Etude Stereophonique», 1965 - английски название этой книги перевели одним словом: «Ниагара»).
Сочетая внутренний монолог, воспоминания, психологические наброски, элементы эссеистики, Бютор создает мозаичные тексты-панорамы, которые воспринимаются как отражение многочисленных «мифологем» современной цивилизации. К примеру, его книга «Степени родства»(«Degres», 1960) по форме вроде бы является попыткой рассказать о истории открытия Америки на школьном уроке географии. Но для того, чтобы сделать это, автор постоянно апеллирует ко всей сумме знаний, приобретенных человечеством.
Перу Бютора принадлежит ряд известных теоретических и критических публикаций (значительная их часть объединена в 5-томный сборник «Инвентарь» («Repertoire, 1960-82»), которая увидела свет в 1982 году. В своих эссе Бютор исследует інтертекстуальні связи между литературным дискурсом и другими художественными системами, как музыка и живопись. В частности, исторический и биографический факторы, по его мнению, не могут быть определяющими в художественной структуре романа. В посвященном творчеству Монтеня исследовании «Пробы с «Пробами» («Essais sur «Les Essais», 1968) Бютор проводит параллели между литературой и визуальными искусствами, подчеркивая, что архитектура Монтеневих эссе родственная с композицией маньєристського или барочной живописи, и это подчеркивает их гротескную гетерогенность.
Кроме всего прочего, в 60-70-х pp. Бютор регулярно публиковал так называемые «Иллюстрации» («Illustrations»), которые, по сути, были фрагментами его личного дневника (всего увидели свет четыре тома «Иллюстраций» - в 1964, 1969, 1973, 1976 гг.).
Г. Безкоровайный
|
|
|