ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

БЮРГЕР, Готфрид Август

(1747 - 1794)

БЮРГЕР, Готфрид Август - творчество писателя

БЮРГЕР, Готфрид Август (Burger, Gotfried August - 31.12.1747, Мольмерсвенд (Гарц) - 08.06.1794, Геттинген) - немецкий поэт.

Родился в семье сельского пастора, внук крепостного крестьянина. Учился в университетах Галле и Геттингена. После окончания факультета правоведения Ґеттінґенського университета, где господствовали идеи французского и английского просвещения, Бюргер течение 12 лет служил на должности сельского старосты и судьи в родных краях, постоянно конфликтуя с местными властями через свое «неумение преследовать и притеснять бедных людей». В 1784 г. он оставил службу и переехал в Геттинген, где читал лекции по эстетике и стилистике как приват-доцент университета. Один из немногих немецких профессиональных поэтов, Бюргер зарабатывал на жизнь литературным творчеством, работая по 12 - 14 часов в сутки. Изнурительный труд, постоянные лишения, необходимость содержать большую семью рано свели его в могилу. Бюргер умер в возрасте 47 лет почти в полной нищете.

«Миром пришлось блукать немало

В бури и натиска моим ногам.

В обществе утомленных жизнью

Відпочить паломнику пристало.

Уже лицо клонится увяли,

Осыпаться пора цветкам.

Сердце! что же тебя - спрашиваю сам -

Полным сил держит, как держало?» -

спрашивал себя поэт в конце жизни в стихотворении «К сердцу» (пер. И. Качуровского).

Начало литературной деятельности Бюрґера приходится на студенческие годы, когда он написал многочисленные лирические поэзии. Начинал с увлечения анакреонтикою, но уже в раннем творчестве отчетливо прослеживаются вольнолюбивые мотивы. В поэзии «Ночное празднество Венеры» («Die Nachtfeier der Venus», 1722) Бюрґера, уславляючи богиню любви как творца всего живого, утверждал в духе штюрмерів независимость человека и право на радость жизни. В 70-х гг. сформировались и эстетические взгляды Бюрґера как представителя литературы «Бури и натиска». В эти годы он создал ряд теоретических трудов, в которых изложил свои взгляды на литературу и искусство, полагая, что путь к оздоровлению немецкой поэзии лежит в народнопоетичній стихии, а искусство должно быть национально окрашенным и исторически конкретным и не копировать при этом жизнь. Об этом говорится в статьях: «Из книги Даниэля Вундерліха» («Aus Daniel Wunderlichs Buch», 1776), «О распространенности поэзии в народе» («Von der Popularitat der Poesie», 1777-1778).

1773-1775 гг. были наиболее плодотворным периодом в творчестве Бюрґера. Он создал новый для немецкой литературы жанр серьеВНОй баллады. Такова знаменитая «Ленора»(«Lenore»,1773). Используя фантастический сюжет о мертвом женихе и мотивы солдатской народной песни, Бюргер воспроизвел горе простой немецкой девушки, которая потеряла любимого в сражениях Семилетней войны 1756 -1763 гг. Именно эта ненужная обычным людям война разрушила счастье Ленори. В балладе «Дикий охотник» («Der wilde Jager») воспроизведено народную легенду о графе-преступника, который разорил во время охоты крестьянские поля.

Теперь на него упала Божья кара: до Страшного суда он обречен носиться среди адского пламени, гонимый дьявольской сворой.

В 1773 г. был написан и стихотворение «Крестьянин - своим князьям» («Der Bauer an seinen durchlauchtig-sten Tyranner») - яркий и характерный образец политической поэзии Бюргер. Он выражает свободолюбие, демократические убеждения автора и ненависть крестьян к феодалам. Созданный в форме инвективы (острого разоблачения), стихотворение впервые было напечатано лишь в 1776 г. Обвиняя помещика в издевательстве из народа, Бюргер гневно заявляет:

Ты - Божья власть? Врешь! Бог -

Податель благ земных, а ты -

разбойник и тиран.

В 1776-1781 гг. Бюргер написал балладу «Дочь пастора из Таубенхайна» («Des Pfarrers Tochter von Taubenhein»), где Бюргер обратился к одной из самых распространенных и самых злободневных тем штюрмерської литературы - истории детоубийцы. Героиня - Розетта - не преступница, а жертва. Соблазнена аристократом и покинутая, она убивает своего ребенка. На основе баллады были созданы кукольный спектакль и лубочный роман.

В последней трети 80-х годов Бюргер создал цикл лирических стихов «Песни к Молли», связанный с его страстной любовью к свояченицы.

В 1786 и 1788 гг. вышли первое и второе (оба анонимные) издание романа «Удивительные путешествия по воде и по земле, походы и забавные приключения барона фон Мюнхгаузена, о которых он обычно рассказывает за бутылкой в кругу своих приятелей» («Wunderbare Reisen zu Wasser und zu s lande, Feldzuge und lustige Abenteuer des Freiherrn von Munchhausen, wie er dieselben bei der Flasche im Zirkel seiner Freunde selbst zu erzahlen pflegt»), который стал всемирно известной книгой. Прототипом и автором первой «Мюнхґаузіади» (1781) был реально существующий барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен (1720-1797), который много лет провел в России, попав туда как паж герцога Брауншвейгского. В России он остался на военной службе и участвовал в русско-турецкой войне, проявив личную отвагу. Его юмористические рассказы о якобы собственные похождения были напечатаны в «Альманахе для весельчаков». В 1785 г. истории про барона Мюнхгаузена выдал немец Эрих Распе (1737-1794) в Лондоне на английском языке. Он свел отдельные рассказы в одно целое, расположив их в логической последовательности. Литературными «предками» романа Бюрґера были многочисленные анекдоты о абсурдные приключения, которые встречались в старинных народных книгах, в шванковій литературе XVI-XVII вв. («Фацетії» Бебеля, 1508-1512; «Общество в саду» Я. Фрая, 1556, и др.), в таких книгах, как «Тиль Ейленшпіґель» (1515) и «Шільдбюрґери» (XVI в.). Бюргер, опираясь на существующую традицию, значительно увеличил количество похождений Мюнхгаузена, усилил антифеодальну направленность книги, предоставил ей художественной целостности.

Самые известные эпизоды романа принадлежат перу Бюрґера: рассказы о генерале с серебряной накривачкою на голове, о спасении от медведя с помощью вещества и мороза, о похождениях отрубленной задней части лошади, об охоте на уток с кусочком сала, про полет на ядре, о вытягивание себя и коня за косичку на собственной голове из болота, эпизод с лунным ученым и др. Форма произведения, достаточно сложная, сочетающая элементы авантюрно-приключенческого и социально-бытового романов, прослеживаются в нем и черты острой антифеодальної сатиры. Фантастические мотивы помогают автору правдиво обрисовать произвола самодержавців и показать жизнь дворянства, духовенства и других слоев немецкого общества XVIII в., осудить милитаризм и колониальные захваты. Сам главный герой - Мюнхгаузен фигура отнюдь не однозначна. В нем слились воедино и непревзойденный рассказчик, удивительный мастер чрезвычайного, человек с утонченной и натренированным фантазией, и пересмешник, который использует свой актерский талант, и никчемный, жалкий філістер, трус, зазнайка, бездельник, наемник. Несмотря на целый ряд негативных черт Мюнхгаузена, этот образ в целом вызывает большую симпатию вот уже много десятилетий в самых разных читателей именно своей безудержной фантазией, своим оптимизмом и верой в силу человеческого духа. Бюргер в предисловии переводчика указывал, что он пытался относиться к произведению так, как будто он был его собственностью. Талант народного писателя помог Бюрґеру создать столь своеобраВНОе произведение, что он стал немецкой книгой и вошел в золотой фонд мировой литературы.

В 1789 г. Бюргер побывал в Веймаре, чтобы встретиться с И.В. Гете и Й.К. Ф. Шиллером, с которыми на протяжении многих лет переписывался. Встреча разочаровала всех трех. Гете и Шиллер отошли от идеалов «Бури и натиска», а вместе с тем и от преклонения перед Бюрґером. А в 1791 г. Шиллер опубликовал статью «О стихах Бюрґера», которая во многом определила отношение современников до последнего. Шиллер упрекал в ней Бюрґера за субъективную натуралистичность, за то, что он «смешивается с народом», не поднимает его до себя. Веймарець требовал теперь от поэзии «идеализации предмета», отсюда его суровый приговор поэту, который изображал жизнь без всяких украшений.

В 90-х pp. XVIII в. произошел новый подъем в творчестве Бюрґера. Один из самых радикальных писателей «Бури и натиска», он полностью принял идеи Великой французской революции 1789 - 1794 гг. Прославляя ее, Бюргер выступил в ґеттінґенській масонской ложи с патетической речью «Восхваление свободы» («Ermunterung an die Freiheit», 1790). Это время расцвета и политической лирики поэта. В «Альманахе муз на 1793 год» он опубликовал 40 стихотворений и эпиграмм, где высмеял врагов революции и оправдал террор.

В целом же поэзия Бюрґера раВНОобразная и оригинальная по тематике и стилю. Она делится на игры циклы: «Баллады и романсы», «Песни к Молли», «Высказывания и раВНОобразные стихи». При этом в сатирических стихах 70-90 лет он идет по традиции байки и средневекового шпруха. Во многих лирических произведениях ему удается сохранить стилевые приемы фольклорных песен, романтическое и сентиментальное окраску.



Л. Вдовиченко