|
БУЛВЕР-ЛИТТОН, Эдуард Джордж
(1803 - 1873)
БУЛВЕР-ЛИТТОН, Эдуард Джордж - творчество писателя
БУЛВЕР-ЛИТТОН, Эдуард Джордж (Bulwer-Lytton, Edward George - 25.05.1803, Лондон - 18.01.1873, Торки, Англия) - английский писатель.
Родился в дворянской семье с древними родовыми традициями, в 1867 г. получил титул лорда. Первую свою книгу, поэму «Измаил» («Ismasl», 1820), создал в байронічному духе «мировой скорби». Учась в Кембридже, изучал античную литературу, философию - от Платона до Д. Юма и И. Канта, восхищался творчеством И.В. Гете и Й.Ф. К. Шиллера, в 1852 г. опубликовал собственные переводы произведений последнего. С юношеских лет, упорно преодолевая свои физические недостатки и внутренние комплексы, пытался стать «совершенным джентльменом». Булвер-Литтон был чрезвычайно честолюбивым, всегда стремился к успеху, что ощутимо и в его творчестве.
В книге очерков «Студент» («The Student», 1835) писатель подчеркивал: «Между писателем и его произведениями так много сходства, что почти любое произведение автора превращается в его автобиографию». Романы Булвер-Литтона, начиная с «Фолкленда» («Falkland», 1827) и заканчивая последней его книгой «Кенелм Чіллінґлі» (1873), как правило, были чрезвычайно популярными, лишь немного уступая в этом плане книгам Ч. Диккенса и превосходя славой произведения В. Теккерея. Начиная с 30-х годов, писатель стал одновременно активным журналистом, редактором «Нью Мансли Меґезін» («The New Monthly Magazine») и членом парламента, известным оратором, борцом за либеральные реформы.
Но успехи чередовались с неудачами: Булвер-Литтон развелся с женой, в 1841 г. его не переизбрали в парламент. Писатель прислушивался к критике и пытался внести коррективы в свое творчество, раВНОобразив ее диапазон. Вместе с режиссером и актером Макриди ему посчастливилось завоевать театральную аудиторию своими мелодрамами «Леди из Лиона» («The Lady of Lyons», 1838), «Морской капитан»(«ТЫ Sea Captain», 1839) и др. В 40-50-х гг. продолжают регулярно выходить его романы, написанные в самых разных жанрах: мистическом («Занони» - «Zanoni», 1842), историческом («Последний барон «- «The Last of the Barons», 1843), семейной хроники («Кекстони» - «The Caxtons», 1850) и др. В 50-х pp. Булвер-Литтон вернулся в политику и уже как консерватор стал на некоторое время (1858 - і859) министром по делам колоний, сторонником укрепления Британской империи. За организацию помощи переселенцам в Австралию два австралийские города были названы Литтон в честь министра-писателя. Незадолго до смерти он освоил новый для себя жанр романа-утопии в книге «Грядущая раса» («The Coming Race», 1871), которая частично випереджувала «Взгляд назад» Е. Беллами. Роман «Парижане» («The Parisians», 1873) отразил давнюю заинтересованность писателя французским революционным движением и полное неприятие им идей социализма.
Творчество Булвер-Литтона интересна как образец незаурядного творческого таланта, во многом (хотя и не во всем!) розтраченого в погоне за успехом. Автор имел талант блестящий, обширный, раВНОсторонний, но крайне неровный и отчасти этажный, эклектичный. Он брался за любой материал, свободно комбинировал различные манеры - сентиментальную, романтичную, реалистичную, - жанры (только в «Пелемі» обнаруживаем признаки романов воспитания, приключенческого, светского, уголовного и т. д.), угождая этим в то время как «элитной», так и массовой тогдашней аудитории. Особенно охотно писатель использовал мелодраматические приемы - нагнетание страстей, эффектных ситуаций, пышной риторики, крикливых красок, резких переходов от идиллических сцен до мрачных и т.п. Все это в сочетании с авторским умением ставить актуальные социальные проблемы и решать их с позиций гуманизма и повлекло прижизненный успех писателя. Этот же поезд до эффектов, ориентация на сиюминутный успех уменьшили заинтересованность его книгами в последующие годы.
Теоретические взгляды Булвер-Литтона на литературу, изложенные им то в романах, то в статьях и очерках, например, в двухтомнике «Кекстоніана» («Caxtoniana», 1864), частично подтверждают его творческую практику, частично с ней расходятся. Так, в очерке «Некоторые принципы искусства в художественных произведениях» писатель утверждал, что «первейшая цель романтизма - заинтересованность читателя». Это - наставление на успех, на интерес. Вторая же цель - обеспечить высокое качество произведения. Она достигается созданием «идеализированных образов», которые превосходят своей типичностью и «идеальной поэтичностью» любой «воображаемый реализм». Образцами для себя писатель называет произведения Гомера и античных трагіків, М. де Сервантеса и В. Шекспира, Дж. Свифта и С. Ричардсона, Ж.Б. Мольера и И.В. Гете. При этом он замечает, что его попытки втиснуть столь раВНОродные традиции в рамки романа XIX в. часто оборачиваются художественной неправдой, мелодекламацией, позой.
Специфика таланта писателя ощутимо проявляется в любом его произведении, к какому бы периоду творчества, жанра или стиля не принадлежали. Роман «Пелэм» («Pelham, or the Adventures of a Gentleman», 1828) в свое время имел огромный успех. Главный герой, он же рассказчик, - образ явно автобиографический, вернее, это образ юного денди и благородного джентльмена, каким хотел быть сам автор. Он раВНОсторонне одаренный и откровенно кичится этим, хотя время от времени немного укоряет себя за определенную нескромность. Он задает тон в светской моде и в застольных непринужденных разговорах, превосходит всех в политической журналистике, в конных скачках, побеждает бандитов, попав в их гнездо. Он эффектно ведет рассказ, попеременно захватывая внимание читателя то сценами жизни «великосветского общества», то мелодраматизмом натуралистических описаний трущоб, то мрачными исповедями байронического злодея Гленвіла и преступника Доусона, который раскаивается. Примерно в таком же стиле написан и его следующий роман «Девере» («Devereux», 1829), о котором В. Теккерей справедливо сказал, что книга «полна глубоких и сильных мыслей, но свои перлы автор нанизал на «средненькую нить» банального сюжета. Девере - двойник Пелема, только перенесенный в XVIII в. и в еще «экзотические» обстоятельства. Если Пелэм, например, посещает Париж, то его «дублер» оказывается в далеком и мрачном Санкт-Петербурге, где имеет возможность убедиться в превосходстве англичан над россиянами. Он страдает от интриг демонического злодея-иезуита и безнадежно любит ангелоподібну красавицу Ізору, проявляет благородство в расчетах с братом.
Исчерпав возможности такого напівбайронічного, напівсенсаційного «романа воспитания», Булвер-Литтон прибег к жанру «ньюгейтського» романа, также обреченного на успех. Вокруг «Поля Кііффорда»(«Paul Clifford», 1830) и «Юджина Ерема» («Eugene Aram», 1831) развернулась бурная полемика. Автора хвалили за увлекательность сюжета, за острую постановку гуманитарных проблем (писатель требовал реформы жестоких : удових законов, справедливо обращал внимание на судьбу бедняков), но и критиковали за то, что он своими «идеализированными образами» сознательно или бессознательно украшает преступников, перекладывая большую часть вины с них на общество. И Булвер-Литтон учел критику: во втором варианте «Юджина Ерема» (1849) герой из убийцы превращается лишь в соучастника ограбления богача, а муки его совести, раскаяния еще больше усиливаются.
Но попытки писателя внести какие-то радикальные изменения в свой творческий метод были обречены на неудачу, хотя и он декларировал в 1834 г. в предисловии к роману «Последние дни Помпеи» («The Last Days of Pompeii», 1834), что отныне избегать «поверхностного описания повседневной жизни» и перейдет к «глубокому» его изображение. На самом же деле уровень постижения действительности остался прежним, хотя он обновил тематику и жанровый состав творчества. Так, «Паломники т Рейне» («The Pilgrims on the Rhine», 1834) Булвер-Литтона - сентиментально-идиллический роман, украшенный вставными новеллами и сказками, «Рієнца, последний из римских трибунов» («Rienzi, or The Last of the Roman Tribunes», 1835) и другие исторические романы значительно расширили объем культурно-исторического материала в сравнении с тем, имеющийся в романах В. Скотта. «Занони» - это «любимый», по словам писателя, его произведение, в котором он объясняет ход мировой истории воздействием таинственных сил мистического происхождения. В романе действуют существа - носители общечеловеческих законов, которые лишь внешне похожи на обычных людей (Меджнур, Занони, Гліндон, Виола). По авторскому замыслу, изложенным в Топливе приложении к роману, эти фигуры олицетворяют в себе определенные выше принципы - что-то вроде вечных идей Платона. Но если не знать этого авторского «довеска» к произведению, то в его художественной ткани эта группа персонажей похожа скорее на все те же «идеализированные» типы из романов 20-х годов, которые декларировали авторские взгляды и настроения. Рупорами мистических, религиозных, скептических, трезво-деловых, патриотических, имперских и других идей писателя, переплетались в типичном для викторианских мыслителей эклектическом комплексе, стали герои других произведений Булвер-Литтона. Так, в «Последнем бароне», действие которого происходит в XV ст., автор изобразил вечный, по его мнению, конфликт между «гением» и толпой. Чрезвычайно объемная лиро-эпическая поэма «Король Артур» («King Arthur», 1848) насыщенная мистико-романтическими мотивами, которые в определенной степени опережают артурівський цикл поэм А. Теннисона «Королевские идиллии» (1859). В то же время в романе «Кекстони «писатель пытался дать реалистичную семейную хронику, в которой ощутимо влияние то Л. Стерна (особенно в первой половине книги), то Ч. Диккенса (комические образы второго плана), а то и В. Теккерея (мотив жизни как «Большой Игры», комедийная театрализация отдельных эпизодов). В образе мальчика Писистрата Кэкстона автор воплотил воспоминания своего детства. Финал романа - откровенная пропаганда могущества Британской империи, а также идиллическая картина богатой жизни английских переселенцев в Австралию.
Булвер-Литтон не изменяет себе и в последних своих книгах. Роман-утопия «Грядущая раса» - это развитие идей «Занони», оформленный с помощью определенных сюжетных элементов, заимствованных из «Путешествия к центру Земли» (1864). Верна. Это вера автора в каких «сверхлюдей», призванных изменить на земле звиродніле человечество. Главный герой романа «Кенелм Чіллінглі» - последний вариант героя вроде Пелема или Деверьо, но более меланхолического и обогащенного жизненным опытом самого автора. В этой книге, как и ранее, писатель мастерски переплетает сентиментально-романтические настроения с трезвыми реалистическими зарисовками быта, едва украшенными юмором. На русском языке повесть Булвер-Литтона «Неистовый дом» вышла в свет в 1929 г. во Львове в переводе Б. Полянича.
В. Вахрушев
|
|
|