|
БУЛГАКОВ, Михаил Афанасьевич
(1891 - 1940)
БУЛГАКОВ, Михаил Афанасьевич - творчество писателя
БУЛГАКОВ, Михаил Афанасьевич (Булгаков, Михаил Афанасьевич - 15.05.1891, Киев - 10.03. 1940, Москва) - русский прозаик и драматург.
Булкагов родился 15 мая 1891 г. в Киеве. Отец, Афанасий Иванович, преподавал в Киевской духовной академии курс истории западных вероисповеданий. Мать, Варвара Михайловна, воспитывала детей, которых было семеро. Семья дала будущему писателю очень много - воспитала в нем любовь к искусству, уважение к людям и трудолюбие.
Детство и юность Булкагова прошли в Киеве, с которым связано становление художника. Он увлекался классической литературой и архитектурой, музыкой и драматургией. Изучал древние рисунки и надписи в церквях, посещал известный театр Соловцова. На Андреевском спуске находилась квартира Булгаковых, что стала прообразом дома Турбиных в романе «Белая гвардия «и пьесе «Дни Турбиных». Сейчас в этом доме - мемориальный музей писателя.
После окончания гимназии поступил на медицинский факультет Киевского университета. В годы учебы пришла первая любовь, в 1913 г. он обвенчался с Татьяной Лаппа. Но Первая мировая война, революции и гражданская война навсегда разлучила их. Сдав выпускные экзамены экстерном, начал работать врачом - в Черновцах, Каменце-Подольском, Смоленске. Первые впечатления от врачебной практики отразились в книге «Записки юного врача» («Записки юного врача», 1925-1926).
Отношение Булкагова к революционным событиям было неоднозначным. Понимая необходимость изменений в обществе, он не воспринимал насильственных методов, антигуманной считал и гражданскую войну.
Начало литературной деятельности связано с Москвой. В 20-х годах он писал очерки и рассказы, в которых выражал надежду на общественные изменения («Будущие перспективы», «Торговый ренессанс «и др.). Но в дальнейшем надежду заслонило горькое разочарование.
«Дьяволиада» («Дьяволиада», 1923-1924) открыла новый этап в творчестве Булкагова. В этой сатирической повести показано трагедию «маленького» советского чиновника Короткова, который никому не нужен; его некому защитить от страшной, дьявольской силы («что-то серое с черными дырами»), которая уничтожает все на своем пути. Образ Короткова можно сравнить с гоголевским Акакием Акакієвичем («Шинель»). В этом произведении оказалась характерный признак художественного метода писателя - сочетание комического и трагического.
«Роковые яйца» («Роковые яйца», 1924) - фантастическая повесть, действие в которой происходит в недалеком будущем - 1928 г. Профессор Персиков открыл волшебный луч, что может ускорять рост живых организмов. Хотя возможности научного открытия еще не выяснены окончательно, авантюрист Рокк использует красный луч для выращивания огромных кур. Но вместо куриных яиц ему завезли змеиные, из которых вылупились гигантские гадюки. Кульминационным моментом повести является поход пресмыкающихся на Москву, только неожиданный мороз спас жителей города от нашествия. В такой символической форме писатель предупреждал об опасности нарушения естественной, духовной и социальной эволюции. Луч Персиковая имеет цвет советского флага, поэтому ассоциируется с социалистическими изменениями, которые не воспринял Булкагов, предчувствуя будущие катастрофы. Своеобразие фантастики заключается в том, что, с одной стороны, она обличает пороки общества, а с другой - дает художественный прогноз.
«Собачье сердце» («Собачье сердце», 1925) - сатирическая повесть, в которой речь идет о медицинский эксперимент превращения собаки в человека. Профессор Преображенский лелеял большие надежды на свое научное открытие, но, хотя практическая часть эксперимента удалась, моральный аспект не удовлетворил профессора: хороший пес Шарик стал брутальным мужчиной Шариковым. Все попытки перевоспитать его не удаются, он становится еще хуже под позорным влиянием общества. Повесть построена по принципу парадокса, который заключается в том, что поведение Шарикова не только не осуждается окружением, а, наоборот, поощряется им. Оказалось, что Шариков вполне подходит новому обществу, его даже назначают на должность «завотделом в борьбе с котами». В это время на страницах советской прессы продолжались дискуссии о воспитании нового человека социалистического типа. Булкагов в сатирической форме показал, что может выйти из человека в процессе революционных сдвигов. Он отрицал любые неестественные средства вмешательства в законы природы, культуры и общества.
Роман «Белая гвардия» («Белая гвардия»), пьесы «Дни Турбиных» («Дни Турбиных»и «Бег» («Бег») (1925-1928 гг.) составляют трилогию о судьбах российской интеллигенции, их объединяет образ главного героя, в котором воплощены духовные поиски автора. В «Белой гвардии» Алексей Турбин трагически воспринимает события революции и гражданской войны, чувствуя угрозу уничтожения духовности. Но он не убегает от действительности, а пытается определить свое место в событиях, ставя перед собой вопрос: «Как быть? Как жить?». Однако в романе ответы на них еще нет. В пьесе «Дни Турбиных» Алексей Турбин уже все решил: для него, как и для других интеллигентов, не существует выхода - стрелять в свой народ он не может, поэтому ищет смерти и погибает, спасая молодых юнкеров. В пьесе «Бег» Булкагов показал, что могло бы быть с Алексеем Турбиным, если бы тот не погиб во время гражданской войны и уехал в эмиграцию. Генерал Хлудов, главный герой «Бега», спасся от большевиков, однако душевная боль не унимается: жить в разрыве с родиной он не может, но принять ее - кровавую и жестокую - также не в силе. Хлудов, как и Алексей Турбин, ищет смерти, ему остается единственное - самоубийство. Писатель показал духовную драму интеллигенции, разрушение культурных основ общества, нарушение моральных принципов. В трилогии неслучайно звучат мотивы мировой классики (И. В. Гете, О. Пушкина, Ф. Достоевского, Д.Н.Ґ. Байрона и др.) - как напоминание о потерянных гуманистические ценности.
Жизнь и творчество Булкагова связаны с Московским художественным театром, но много его пьес было запрещено. Писателя травили на протяжении всего его творческого пути. В 1926 г. после обыска в квартире была конфискована рукопись повести «Собачье сердце», которая к концу 80-х годов была запрещена цензурой. В 1928-1929 гг. сняли с репертуара сатирические пьесы «Багровый остров» («Багровый остров») и «Зойкина квартира» («Зойкина квартира»). В 1929 г. И. Сталин в открытом письме к драматургу В. Биль-Белоцерковского назвал произведения Булкагова «непролетарською литературой, которую необходимо уничтожить». Фактически это был официальный приговор писателю, для которого отныне были закрыты двери всех редакций.
В июле 1929 г. Булкагов обратился к Сталину с просьбой разрешить ему выехать за границу, но оно осталось без ответа. Отчаянным криком человека, которому уже нечего было терять, стал письмо писателя к правительству СССР, написан 28 марта 1930 г., который свидетельствовал о том, что автор его не отступил от своей позиции и начал открытый диалог с властью.
Поэтому не случайно проблема «художник и власть» становится главной в его произведениях 30-х годов. В течение 1928-1940 гг. Булкагов работал над романом «Мастер и Маргарита» («Мастер и Маргарита»), в котором рассказал о том, что нельзя было высказать вслух, - о свободе, христианские заповеди, независимость творчества, силу человеческого духа.
В 1931-1932 гг. до писателя пришло новое вдохновение, связанное с его любовью к Елене Шиловської. Их отношения были сложными и неоднозначными: она имела свою семью, Булкагов остался без работы. Но любовь оказалась сильнее обстоятельств. Елена Сергеевна стала прообразом Маргариты в романе.
Однако жить ему оставалось совсем недолго. В 1939 г. он закончил пьесу «Батум» о начале революционной деятельности Сталина. На первый взгляд, вполне невинная, она содержала много символов и намеков на жестокий характер и бездушие Сталина, его стремление любой ценой получить власть. Конечно, все эти намеки были разгаданы, что привело к сокрушительной критики пьесы. Все это не могло не сказаться на состоянии здоровья писателя. 10 мая 1940 г. его не стало. Он умер, так и не сделав окончательного правки романа «Мастер и Маргарита» - своего духовного завещания.
Известно шесть редакций романа. Сначала Булкагов хотел написать «роман о дьяволе» - сатирическую фантасмагорию с вставной новеллой о Христе и Пилате. Варианты названий романа были такие: «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын В(...)», «Гастроль (Воланда)», «Инженер с копытом» и т.д. В 1931 - 1932 гг. в роман вошли образы мастера и Маргариты, а в 1937-1938 гг. появилось окончательное название - «Мастер и Маргарита».
В произведении поднимаются важные нравственные и философские проблемы: свобода и насилие, художник и власть, смысл бытия человека, духовная сущность мира, любви, предназначения личности и выбор ее позиции. Показано духовную деградацию общества в культурно-историческом контексте, трагедию человека и всего мира. Этой главной теме подчинены другие: история гибели Иешуа Га-Ноцри, трагическая судьба мастера и его романа, жизнь Ивана Бездомного, приключения Воланда с его свитой и др. Булкагов болезненно переживал, что мир потерял свою духовную сущность, люди забыли о вечных ценностях, а это неизбежно приводит к трагедии. По его мнению, противопоставить любому насилию можно только одно - силу духа человека, его творчество, внутреннюю свободу. Поэтому в романе утверждается идея высоких человеческих ценностей - добра, справедливости, любви, свободы. Иешуа, мастер и Маргарита воплощают идею непобедимости личности, которая осознала силу своего творчества и внутренней свободы. Души любимых героев Булкагова неподвластные ни дьяволу, ни земной власти. И это должно стать залогом будущего духовного возрождения мира.
«Мастер и Маргарита» - это «роман в романе». Главы о жизни Москвы 30-х годов соседствуют с рассказами на библейские темы (роман, который пишет мастер, интерпретирует известную историю столкновения Иисуса и Понтия Пилата, а также историю жертвенной гибели Христа). Это дает возможность писателю рассматривать современность с позиции вечности и через призму христианских ценностей.
Композиция романа построена по принципу контрапункта, то есть сочетание различных, относительно независимых сюжетных линий, которые развиваются с раВНОй скоростью. Это обусловливает определенную полифонию произведения, его обобщающий характер. В построении романа усматривается влияние Григория Сковороды, в трактате которого «Потоп змеиный» изложена концепция о существовании трех миров: земного, космического и библейского; каждый из них имеет две стороны - внешнюю (ту, что все видят) и внутреннюю (невидимую). У Булкагова земной мир олицетворяют персонажи из московской жизни 30-х годов (Берлиоз, Римский, Варенуха, Ласточкин и др.). До космического принадлежат Воланд и его свита (Азазелло, Коровьев-фагот, кот Бегемот, Абадонна, Гелла). Библейский мир предстает в историях о Иешуа Га-Ноцри, Понтии Пилата, Левия Матвея, Иуду, Нізу и др. Такая художественная структура произведения - не просто плод фантазии художника. Описывая различные миры, Булкагов отмечал на разрыве между ними. Роман «Мастер и Маргарита «является предупреждением человечеству о последствиях от нарушения законов бытия.
Кроме того, каждый из миров произведения - земной, библейский и космический - имеет, согласно концепции Г. Сковороды, две стороны. На первый взгляд, в Москве все благополучно, люди едят, пьют, развлекаются, но на самом деле это общество давно больное. Поэтому на Землю и приходит дьявол в образе обычного обывателя. Использование мотивов Г. Сковороды помогает Булкагову осознать скрытый, нераскрытый смысл жизни и показать его истинную сущность.
Характерной чертой композиции является также то, что эпическое повествование сочетается с лирическими отступлениями, в которых проявляется авторская позиция.
Одна из величайших тайн романа - библейский сюжет, который разворачивается в воображении мастера. Что это? Евангелие от Булкагова? Или Евангелие от мастера? Или Евангелие от Воланда, как пишут в некоторых исследованиях? И кто же есть на самом деле Иешуа Га-Ноцри - Христос или нет? Чем отличаются он и єршалаїмські жители с библейскими героями?
На основании сюжета романа «Мастер и Маргарита «можно сделать вывод, что Булкагов развивал основные идеи Евангелия от Луки, в котором Христос изображается как Сын Человеческий. Но Иешуа в романе уже не Христос и даже не его литературная интерпретация, как считают некоторые исследователи. Иешуа - это человек, как все, и в то же время необычная.
Автор снимает любой религиозный аспект в изображении событий в Єршалаїмі. В романе нет мотивов богосинівства, жертвы во имя искупления человеческого греха. Используя библейскую легенду, писатель одновременно отступает от нее. Иешуа изображается без всякого намека на мессианство. Как и обычный человек, он боится боли, смерти, пугается, когда узнает, что его хотят убить. В романе нет апостолов, матери Марии, нет освященного религией слова «крест», «распятие», не говоря уже о том, что Иешуа не делает никаких чудес и не воскресает.
Писатель максимально приземляет библейский сюжет.
Иешуа столкнулся в идейном диалоге с Понтием Пилатом, который изображается не как могущественный прокуратор, а тоже как обычный человек, обессиленная головной болью. В Библии Понтий Пилат не мучается сомнениями и угрызениями совести, а булгаковский герой постоянно балансирует между добром и злом и, приказав убить Иешуа, потом будет страдать, пока мастер не простит ему. Иуда, предав Иешуа, - уже не библейский Иуда, подлый предатель, а влюбленный мужчина готов на все ради женщины.
Иешуа Га-Ноцри не провозглашает в романе пламенных речей о спасении человечества и Царство Божие. Его истина проста: все люди добрые и надо все сделать, чтобы помочь человеку проявить свою добрую природу, ибо только добро может изменить мир. Все, кто общаются с Иешуа, внутренне превращаются. Жестокий сборщик налогов, наслушавшись добрых слов Иешуа, бросил деньги на дорогу и пошел за ним. СоболеВНОвания Иешуа лечит головную боль Понтия Пилата.
Но воля Иешуа Га-Ноцри, его стремление к правде и добру оказываются преступными с точки зрения єршалаїмських законов. Любая вера, даже вера в добро, подрывает государственный строй, основанный на власти и насилии. В этом плане єршалаїмський мир романа «Мастер и Маргарита» - это своеобразная модель тоталитарного государства, которое уничтожает человека и человеческие истины. Булкагов изображает насилие в широком историко-философском контексте, он доказывает, что зло является злом, какие бы формы оно не приобретало, и судьба человека всегда будет трагической, пока человечество не осознает ценности отдельной личности и не вернется к духовным идеалам.
Кто же несет ответственность за насилие? Булкагов отказывается от идеи коллективной вины. Если в Библии Христа распяли по решению синедриона и по требованию толпы, которая кричала Пилату: «Распни его!» (Понтий Пилат только утвердил это решение), то у Булкагова вся ответственность за казнь Иешуа возлагается на прокуратора. Именно он виноват в гибели Иешуа.
Е. Ренан в книге «Жизнь Иисуса», которое было использовано для написания «Мастера и Маргариты», отмечал: «Не Тиверий и не Пилат осудили Иисуса на смерть. Его осудили старая иудейская рада, Моисеев закон... Нации несут такую же ответственность, как и отдельные лица, и если когда-нибудь нация и совершила преступление, то смерть Иисуса может считаться именно таким преступлением». Однако Булкагов, с помощью образа Понтия Пилата утверждает, что не может быть общей вине, как не может быть и общего раскаяния, потому что мир состоит из конкретных людей, которые совершают те или иные поступки, и именно они лично несут ответственность за то, что совершили.
Оригинальной является художественная структура романа, в котором сочетаются реальность и фантастика, комическое и трагическое, история и современность. Автор прибегает к фантастике, изображая приход дьявола на землю (традиции «Фауста» И. В. Гете), чтобы показать, что она превратилась в ад, что там, где люди забывают о Христе, наступает царство сатаны. Но Волана В романе выступает как добрая сила. Сатане уже не надо даже обольщать людей, земной ад страшнее и чернее за библейское, поэтому даже дьявол здесь добрый. Он презирает земные страсти и земных жителей, показывая их истинное лицо. Но спасение земли и человечества, по мнению писателя, должен прийти не от дьявола и не от любой другой потусторонней силы. Спасение должен осуществить сам человек. Маргарита спасает мастера. Понтий Пилат пытался спасти свою душу, приказав убить Иуду. Но спасение души не может осуществиться за убийство, и Понтий Пилат страдает, пока мастер не освободил его от угрызений совести. Мастер спасает также Ивана Бездомного, Иешуа - Левия Матвея. А если человек спасет человека, утверждает Булкагов, еще не потеряна надежда спасти весь мир.
Помочь спасению человечества могут также вечные духовные ценности - добро, любовь, милосердие, которые воплощаются в образе Христа. Эту идею подано уже в начале романа в разговоре Берлиоза с Бездомным о существовании Иисуса, когда неожиданно появляется Воланд, говоря: «Имейте в виду, что Иисус все-таки существовал...». Казалось бы, возникает определенный парадокс - Воланд, дьявол, подтверждает существование Христа. Но на самом деле здесь нет ничего парадоксального. Значение этого высказывания многозначно: во-первых, говоря о Христе, Воланд утверждает свое существование как дьявола, то есть существование реального зла в обществе; во-вторых, имя Христа является напоминанием людям о Боге, которого они забыли, и потому стало «все разрешено» в этом мире (известный мотив Ф. Достоевского, что разворачивается в романе).
Б. широко использует средства комического - юмор, иронию, гротеск, сарказм, которые помогают раскрыть общее состояние общества XX в., показать его позорный влияние на человека. За внешним комизмом у автора всегда скрытые горькую боль и тревога за человечество, стремление найти пути выхода из трагедии.
«Рукописи не горят» - эта фраза становится лейтмотивом всего произведения и символизирует бессмертие человеческого духа, творчества, добра, любви, свободы, христианских идеалов. Сожженный роман мастера о Єршалаїм снова восстановлено. Получают новую жизнь души мастера и Маргариты. Но куда они летят в финале романа? Куда попадают - в рай или ад? Здесь мы сталкиваемся с важной проблемой света и покоя, которая вызывает различные мнения у исследователей и читателей.
Так, одни исследователи считают, что мастер не заслужил света, а только покой, потому что воспользовался услугами дьявола, он «слепо идет за Воландом». Но никакой сделки с дьяволом не было?! И Воланд вынужден отпустить свободные души мастера и Маргариты, ибо они не подчиняются его «ведомству».
Покой для мастера - вознаграждение не только за страдания, а прежде всего за поиски смысла бытия. Покой для героя означает не только возможность независимо жить и творить, это спокойствие не для себя. Это мечта о гармонии человека и мира, о возможном земное Царство Божие, Царство истины и добра. А гармония мира должна рождаться из гармонии человеческой души. Спокойствие мастера в вечном, духовном пространстве, гармония душ и Маргариты становятся залогом будущего преобразования мира в глобальном масштабе.
Творчество Булкагова имеет большое значение для мировой литературы. Он развивал философско-психологическое направление в реализме М. Гоголя, Ф. Достоевского, Г. Сенкевича, Л. Толстого. Булкагов видел XX в. как апокалиптическую эпоху, «время мировых катастроф». В его произведениях разоблачаются пороки государственной системы, звучит протест против абсурдного социального строя, против насилия. РаВНОобразные средства комического, фантастика, своеобразная символика помогли писателю разрушить миф о якобы счастливое общество и показать его истинную сущность. Но критический пафос всегда сочетался с большой верой художника в силу духовности человека, в возможность ее возрождения.
О. Николенко
|
|
|