|
БУКОВСКИ, Чарлз
(1920 - 1994)
БУКОВСКИ, Чарльз - творчество писателя
БУКОВСКИ, Чарльз (Bukowski, Henry Charles - 16.08.1920, Андернах, Германия - 09.03. 1994, Сан-Педро, Калифорния, США) - американский писатель, ведущий представитель т. н. «второй волны» «битников» и «гряВНОго реализма».
Его отец, Генри Буковски, был солдатом оккупационного корпуса американской армии в Германии, где и познакомился с матерью будущего писателя - местной жительницей Катариной Фетт. Вскоре в интернационального супругов родился сын Чарлз.
В 1922 г. семья переехала в США и поселилась в Лос-Анджелесе, где Буковски, в конце концов, провел большую часть своей жизни. В годы «великой депрессии» отец будущего писателя часто не имел работы, а следовательно - заглядывал в рюмку и регулярно избивал сына. Позже Буковски описал свое детство в автобиографической повести «Ветчина с ржаным хлебом» («Ham on Rye», 1982), со страниц которой его отец предстает в весьма неприглядном свете.
В юности Буковски много читал. После окончания школы он в течение года учился в городском колледже Лос-Анджелеса, где изучал журналистику и литературу. Впоследствии, характеризуя свои литературные предпочтения, Буковски писал: «Мне нравились «Путешествие на край ночи» Селина, Вийон, Неруда, ранний Хемингуэй, Сэлинджер, весь Кнут Гамсун, Федор Достоевский - вот, пожалуй, и все».
В 1941 г. юноше пришлось покинуть родной дом - отец, случайно прочитав несколько его рассказов, выбросил его вещи просто на газон перед домом.
В годы Второй мировой войны Буковски, так сказать, «бродяжничал» в поисках работы, побывав в разных уголках США. В автобиографии, написанной в 1975 г. для биобиблиографического словаря «Писатели мира», он вспоминал об этом периоде так: «Я видел большинство городов и работал примерно в сотне мест. В основном, я голодал, пытаясь писать, ограничивал себя одним шоколадным батончиком в день и писал по четыре-пять рассказов за неделю. У меня не было пишущей машинки, и большинство своих произведений я писал от руки печатными буквами, а тогда рассылал в «Harper's», «New-Yorker» и «Atlantic Monthly». Однако все рукописи возвращались обратно. Наконец, когда мне было двадцать четыре года, мой рассказ принял журнал «Story». Второе взял журнал «Portfolio». Я начал пить больше, чем обычно, тогда перестал писать и просто пил...»
После окончания войны Буковски навсегда вернулся в Лос-Анджелес. В течение следующих десяти лет он жил с Джанет Куни Бейкер, которая была на десять лет старше от Буковски, однако выпивала наравне с ним. В 1952 г. Буковски устроился на работу в почтовое отделение, а через три года чуть не умер от многочисленных внутренних кровотечений, вызванных злоупотреблением алкоголя. О свое тогдашнее пребывание в окружном госпитале Буковски написал: «Мне перелили двенадцать пинт крови и двенадцать пинт глюкозы. Я отказался от операции, хотя, как мне сказали, без нее я не выживу. Мне также сказали, что если я еще хоть раз выпью, то непременно умру. Они солгали мне дважды».
В 1955 p., сразу же после выхода из больницы, Буковски увлекся поэзией («каждый вечер я возвращался домой с работы, нажлуктавшись пива, начинал писать стихи - за две недели я написал шестьдесят стихов и не имел никакого представления, что мне с ними делать дальше»). Его первая поэтическая книжка «Цветок, кулак и звериный вопль» («Flower, Fist and Bestial Wail») увидела свет в 1959 году тиражом 200 экземпляров. С тех пор Буковски почти ежегодно публиковал сборник новых стихов. Правда, до собственного поэтического творчества у него было особое отношение - Буковски считал себя писателем и, в частности, отмечал: «Говорить, что я - поэт, значит толкать меня в компанию версифікаторів, продажных врунов, идиотов, простаков и мерзавцев, маскирующихся под мудрецов». С этой автохарактеристикою перекликаются и слова известного поэта-бітника Л. Ферлінґетті: «Стихи Буковски - это в основном рассказы, как и его проза».
Что же до прозы как таковой, то первая книга рассказов Буковски - «Все сраки мира и моя» («All Assholes in the World and Mine», 1966) - вышла из печати через семь лет после его поэтического дебюта. В начале 60-х pp. Буковски начал публиковаться в нью-орлеанскому издательстве «Луджон Пресс» («Loujon Press»). Здесь, в частности, выходил знаменитый в богемной среде журнал «Outsider», на страницах которого печатались такие писатели, как Гэри Снайдер, Лоуренс Ферлінґегті, Аллен Ґінзберґ, Генри Миллер, Уильям Берроуз и др.
Постепенно литературная репутация Буковски укреплялась. В автобиографии он вспоминал: «Я продолжал писать, мне везло. Я вернулся к жанру рассказов, напечатав их немало в «Вечнозеленом Ревю».(«Evergreen Review»), выходили книги моих стихов - примерно по одной каждый год в разных местах, но в основном - в издательстве «Луджон Пресс» («Loujon Press»). Кроме того, я начал вести колонку «Заметки старого пошляка» («The Notes of a Dirty Old Man») в гадпільній газете «Открытый город» («Open City»), а впоследствии - в «Los Angeles Free Press» (в 1969 г. эти заметки увидели свет отдельным изданием - Г. Б.). Повествование также начали выходить отдельными книгами в издательствах «Черный воробей» («Black Sparrow») и «Огни большого города» (City Lights)».
С 1958-го по 1970-й г. Буковски работал почтальоном в почтовом отделении. И хотя плата была оставляла желать лучшего, однако на жизнь хватало. Но в 1970-м все изменилось: Буковски навсегда покинул работу и написал свой первый роман «Почта»(«Post Office», 1971) - «за двадцать ночей, выпив двадцать пять пинт виски, тридцать пять батарей пива и випаливши восемьдесят сигар. С тех пор я пишу и живу с этого. Джон Мартин из «Черного воробья» очень помог мне. Он пообещал платить мне 100 долларов ежемесячно до конца жизни, независимо от того, буду писать я или нет». В конце концов, через год именно в «Черном воробьи» роман Буковски увидел свет.
Протагонистом большинства прозаических произведений Буковски является Генри Чинаски - автобиографический персонаж, своеобраВНОе alter ego автора. Этот образ впервые появляется в сборнике рассказов «Признания человека, достаточно безумной, чтобы жить с бестиями» «Confessions of a Man Insane Enough to Live with the Beasts», 1965). Чинаски - отчаянный пьяница, бабник и повеса, его привычное общество - бродяги и преступники, хотя иногда ему приходится бывать и в высшем мире. О приключениях своего любимца Буковски рассказывает в романах «Почта», «Трудовая книжка» («Factotum», 1975), «Женщины» («Women», 1978) и повести «Ветчина с ржаным хлебом», в которой описаны детство и юность Чинаски.
В 1976 г. писатель познакомился с богатой владелицей продовольственной компании Линдой Бейль, которая была на 25 лет младше него. В 1985 году Буковски женился на ней, и с тех пор его жизнь наконец-то вошла в спокойное русло - на склоне лет он оказался в доме с бассейном, получив возможность ездить на черном BMW, печатать свои произведения на компьютере, слушать произведения любимых композиторов В. А. Моцарта, Г. Малера, Я. Сибелиуса и Г. Вагнера на высококачественной аппаратуре. После того, как изменился социальный статус Буковски, в его поэзии постепенно исчезли прежняя агрессивность и безудержная экспрессия, которые были органической составляющей поэтики воспроизводства жизни маргинальных низов общества. Зато новые стихи Буковски характеризуются прежде наблюдательностью эмоциональной бережливостью - писатель едко рассказывает о свое теперешнее среду, иронизируя над рутиной его ежедневного существования.
Во 2-й пол. 70-х - нач. 80-х гг. имя Буковски стало известным широкой читательской публике, несмотря на то, что он и в дальнейшем избегал контактов с литературным бомондом. В частности, поговаривают, что в свое время писатель даже отказался от встречи с Же. П. Сартром и Же. Гонит, которые были восторженными поклонниками творчества Буковски и называли его «лучшим американским поэтом». Однако в 1973 г. на одном из американских телеканалов был показан документальный фильм о Буковски, снятый режиссером Т. Гекфордом. А через год писатель стал лауреатом премии Национального Фонда содействия искусствам.
С течением времени неординарной личностью заинтересовался Голливуд. В 1983 г. на экраны вышел фильм «Рассказы об обыкновенном безумии», сценарий которого основывался на рассказах Буковски из сборника «Эрекции, эякуляции, ексгібіції и рассказы про обычное безумие вообще» «Erections, Ejaculations, Exhibitions and General Tales of Ordinary Madness», 1972). Режиссером фильма был Марко Феррери, исполнителями главных ролей стали Бен Ґазарра и Орнелла Мути. В центре сюжета - рассказ о помешанного на сексе пьяницу-поэта, которому никак не удается наладить счастливые отношения со своими пассиями.
Однако гораздо известнее есть фильм «Завсегдатай баров» («Пьяница» - «Barfly», 1987), продюсером которого стал Фрэнсис Форд Коппола, а режиссером - Бы. Шредер. Для этой ленты Буковски сам написал сценарий, переработав для экранизации свой роман «Трудовая книжка «в «Завсегдатаю баров «много автобиографического материала, самого же Буковски (вернее - его alter ego, Генка Чинаски) сыграл Микки Рурк, а в роли «дамы сердца» писателя выступила Фей Даневей.
Последним прижизненным изданием Буковски стал роман «Макулатура»(«Pulp», 1994), работу над которым он завершил незадолго до смерти, уже, наверное, зная о том, что у него неизлечимая лейкемия. Писатель не дожил шести лет к некогда назначенного самому себе срока: «Я уже все спланировал. Врежу дуба в 2000 году, когда мне стукнет восемьдесят... Подумать только: тебе 80, а трахаєш 18-летнюю... Если и можно как-то смухлевать в игре со смертью, то только так...»
Г. Безкоровайный
|
|
|