|
БУЦЦАТІ, Дино
(1906 - 1972)
БУЦЦАТІ, Дино - творчество писателя
БУЦЦАТІ, Дино (Buzzati, Dino; автонім: Буццаті-Траверсо Дино-16.10.1906, Сан-Пеллегрино - 28.01.1972, Милан) - итальянский прозаик.
Родился 6 октября 1906 г. на вилле в Сан-Пеллегрино, недалеко от города Беллуно (провинция Венето) в семье преподавателя Павійського университета. Окончив юридический факультет университета, Буццаті служил в армии, а с 1928 г. работал репортером отдела уголовной хроники в миланской газете «Коррьере делла сера». С 1939 г. он как военный корреспондент находился на итало-абіссінському фронте, а с 1940 г. продолжал свою нелегкую работу на крейсере «Ф'юме», который участвовал в нескольких значительных морских сражениях против войск антифашистской коалиции. После сентября 1943 г., когда Италия вышла из войны, Буццаті вернулся в Милан, где продолжил работать в «Коррьере делла сера».
В отличие от многих других журналистов, он не высказывал оппозиционных фашистскому режиму идей, но и не выступал в его поддержку. Журналистскую деятельность и сотрудничество с «Коррьере делла сера» Буццаті продолжил и в послевоенный период вплоть до последних дней своей жизни. «Журналистика, - говорил Буццаті, - является для меня не сопутствующим ремеслом, а одним из аспектов моей профессии. Оптимум журналистики совпадает с оптимумом литературы». В послевоенный период параллельно с литературной деятельностью Буццаті профессионально занимался и живописью, заслужив репутацию одного из самых талантливых итальянских художников XX в. Умер писатель 28 января 1971 года в Милане.
Литературный дебют Буццаті состоялся в 1933 p., когда вышел роман «Барнабо с гор» («Barnabo delle montagne»), который показал модернистские, экзистенциальные симпатии писателя. Лишен временной конкретики, роман рассказывает о молодом лесника Барнабо, который в схватке с разбойниками проявил трусость, что привело к смерти его товарища. Лесники прогнали Барнабо, и он, покинув горы, долгие годы живет в долине, мечтая о том дне, когда сможет искупить свой грех. Но когда ему случается реальная возможность сделать это, убив из засады тех самых разбойников, он не может этого сделать. Барнабо осознает, что уже ничем не оправдает тех бессмысленных страданий, на которые обрекает человека жизни.
В 30-х pp. Буццаті написал также роман «Тайна старого леса» («Il segreto del bosco vecchio», 1935) и один из лучших своих произведений, созданных в стиле, близком к кафкіанського, - роман «Татарская пустыня» («II deserto dei Tartari», 1939). Главный герой романа - молодой лейтенант Дрого, который только что окончил военное училище и попал на службу в Крепость, что навевает ассоциации с кафкианским Замком. Таинственная Крепость размещена на краю огромной татарской пустелі. ее функция заключается в противостоянии потенциальному вторжению врага с северных границ, но выясняется, что со времени возведения Крепости оттуда никогда никто не нападал, более того, никто даже и не знает достоверно, что находится по ту сторону татарской пустыне. Крепость превращается для героев романа, с одной стороны, в подавляющем символ какой-то неведомой и страшной угрозы, а, с другой стороны, - в символ высшей, истинной реальности, что в конечном итоге оправдывает смысл существования самой Крепости и ее защитников. Офицеры Крепости в любой момент могут сменить место службы, но все они, словно заколдованные, ожидают начала великого Неизвестного. И враг, в конце концов, действительно подходит со стороны татарской пустыни к стенам Крепости, но Дрого к этому времени уже стал старым и немощным, и его в этот решающий момент, которого он ждал всю свою жизнь, просто прогоняют, чтобы освободить место на бастионах для молодого и боеспособного офицера.
Настоящий литературный успех пришел к Буццаті в конце 50-х годов. В 1958 г. он издал сборник «Шестьдесят рассказов» («Sessanta racconti»), за которую получил одну из самых престижных литературных премий Италии - «Стрега». В 1960 г. вышла в свет повесть «Увеличенный портрет» («II grande ritratto»), которую критика назвала первой итальянской научно-фантастической повести, впоследствии Буццаті создал образцы психологической прозы - роман «Любовь»(«Un amore», 1963), издал сборник новелл «Коломбр» («Il colombre», 1966). Стиль его произведений 60-х годов пронизан пессимистической иронией по поводу неутешительных, по его мнению, перспектив научно-во-технического прогресса, реальной угрозы дегуманизации искусства, отчуждение человеческой личности от общества, трагедийной текучести человеческой жизни.
В. Назарец
|
|
|