|
БУАЛО-ДЕПРЕО, Никола
(1636 - 1711)
БУАЛО-ДЕПРЕО, Никола - творчество писателя
БУАЛО-ДЕПРЕО, Никола (Boileau-Despreaux Nicolas, - 1636 в Париже - 1711, там же) - французский писатель, теоретик Буало-Депрео родился в Париже в семье состоятельного буржуа, адвоката, чиновника парижского парламента. Его биография ничем не примечательна. Как и большинство тогдашних юношей, он получил образование в иезуитском колледже, затем учился в Сорбонне богословие и право, однако не имел особого влечения ни к юридическому, ни к духовной карьере. Став после смерти отца материально независимым, Буало-Депрео мог целиком отдаться литературе, достаточно свободно выражать свои мнения и оценки.
Первые стихи Буало-Депрео появились в печати в 1663 г. Среди них привлекают внимание «Стансы к Мольера «по поводу его комедии «Урок женам». В упорной борьбе, которая развернулась вокруг этой пьесы, Буало-Депрео занял вполне недвусмысленную позицию: он поздравил комедию Же. Б. Мольера как проблемное произведение, в котором поднимаются глубокие нравственные вопросы.
В течение 60-х pp. XVII ст. Буало-Депрео опубликовал девять стихотворных сатир. Тогда же написал пародийный диалог в манере Лукиана «Героїроманів» («Dialogue les heros de romans», опубл. в 1713 г.). Используя сатирическую форму «Диалогов мертвых» Лукиана, Буало-Депрео вывел псевдоисторических героев прецезійних романов, которые оказались в загробном царстве перед Плутоном и Миносом и с мудрецом Диогеном. Древние люди недоумевают по поводу странных и неуместных речей и поступков Кира, Александра Македонского и других героев романов, они смеются с их неестественной манеры высказываться, надуманных чувств. В конце появляется героиня поэмы Же. Шаплена «Девственница» - Жанна д'арк, которая еле читает «тяжелые», бессодержательные стихи старого поэта.
Начиная с 60-х pp., Буало-Депрео подружился с Мольером, Ж. де Лафонтеном и особенно - Же. Расіном. В эти годы его авторитет как теоретика и литературного критика был уже общепризнанным. Следующее десятилетие примечательно тем, что Буало-Депрео, кроме «Поэтического искусства», опубликовал девять посланий, «Трактат о прекрасном» и іроїкомічну поэму «Налой» («Lutrin», 1678).
В 1677 г. Буало-Депрео получил вместе с Же. Расіном почетную должность королевского историографа. Однако именно с этого момента заметно снизилась его творческая активность. П'ятнадцятилітнє «молчание» поэта было характерным симптомом духовной атмосферы тех лет. Лишь в 1692 г. он вернулся к поэзии и написал еще три сатиры и три послания. В 90-х pp. Буало-Депрео создал также теоретический трактат «Критические рассуждения по поводу некоторых мест у ритора Лонґіна» (« Reflexions critiques sur quelque passages du rheteur Longin», 1694) - результат полемики, начатой Ш. Перро на защиту современной литературы. В этой полемике Буало-Депрео выступил решительным сторонником древних авторов.
Последние годы Буало-Депрео были омрачены тяжелыми болезнями и одиночеством. Он надолго пережил своих друзей, а его собственная теория постепенно превращалась в руках педантов и эпигонов в застывшую догму.
Буало-Депрео вступил в литературу как поэт-сатирик. Примером для него были древнеримские поэты - Гораций, Ювенал, Марциал. Главные темы сатир Буало-Депрео - суетность и бессмысленность столичной жизни (сатиры i И VI), странности и ошибки людей, которые поклоняются богатству, суєтній славе, репутации, моде (сатира IV). VIII сатире описание званого обеда, на котором должны присутствовать модные знаменитости (Мольер, который будет читать «Тартюфа»), стал поводом для ироничного описания целой вереницы персонажей. Особо следует выделить сатиру, в которой становой напыщенности вельмож, которые гордятся «благородным происхождением», Буало-Депрео противопоставляет благородство души, моральную чистоту и силу разума, которые присущи действительно благородному человеку.
Сатиры Буало-Депрео написаны стройным и гармоничным александрийским стихом с цезурою посередине, в форме непринужденной беседы с читателем. Часто они включают элементы диалога, своеобразные драматические сценки, в которых просматриваются наброски характеров, социальный типаж.
Особое место в творчестве Буало-Депрео занимает іроїкомічна поэма «Налой». Она была задумана в противовес бурлексній поэме, которую Буало-Депрео считал оскорблением хорошего вкуса. В предисловии к «Налоя» он отмечает: «Это новый бурлеск, который я создал на нашем языке; вместо того, другого бурлеска, где Дидона и Эней разговаривают, как базарные торговки и ключники, здесь часовщик и его жена общаются, как Дидона и Эней». Другими словами, комический эффект и здесь возникает из-за несоответствия предмета и стиля изложения, но их соотношение прямо пропорционально бурлескній поэме: вместо снижения и вульгаризации высокой темы Буало-Депрео рассказывает напускным торжественным стилем о мелочную бытовую событие. Спор между ключником и псаломником собора Парижской Богоматери по поводу места, где должен стоять аналой, изображается высоким «штилем», с соблюдением традиционных жанровых и стилистических особенностей іроїкомічної поэмы.
Над главным своим произведением «Поэтическое искусство» («l'art poetique», 1674) Буало-Депрео работал пять лет. Следуя «Науку поэзии» Горация, он изложил свои теоретические принципы в стихотворной форме - легкой, непринужденной, иногда шутливой и остроумной, иногда насмешливой и резкой. Для стиля «Поэтического искусства» характерны отточенная лаконичность и афористичность формулировок, многие из которых стали крылатыми словами.
«Поэтическое искусство» состоит из четырех песен. В первой перечисляются общие требования, которые необходимы настоящему поэту: талант, правильный выбор жанра, соблюдение законов разума, содержательность поэтического произведения.
Здравый рассудок нам пусть сияет, как цель, -
И путь ведет туда скользкая и непростая.
Кто збочить - может то обратить к загиба:
Нередко имеет ум дорогу лишь единственную.
(Здесь и далее пер. М. Рыльского)
Отсюда Буало-Депрео заключает: не увлекаться внешними эффектами, излишне обширными описаниями, не отступать от основной линии повествования. Обращаясь к обзору истории французской поэзии, он иронизирует по поводу поэтических принципов П. де Ронсара и противопоставляет ему Ф. Малерба.
Вот пришел Малерб -
и впервые появив нам
Правдивый, чистый стих
в дежурстве ровном,
Мощь в порядке слов належнім показал
И музе предписания обязательны дал.
Избирательность и ограниченность классицистического вкуса Буало-Депрео помешали ему увидеть богатство и раВНОобразие языка П. де Ронсара, смелое поэтическое новаторство которого представлялось ему хаосом и ученым «педантизмом» (то есть чрезмерным заимствованием «ученых» греческих слов). Приговор, который он вынес великому поэту Ренессанса, оставался действующим до нач. XIX ст., пока французские романтики снова не «открыли» Ронсара и других поэтов «Плеяды».
Вслед за Малербом Буало-Депрео сформулировал основные правила стихосложения, которые длительное время хранились во французской поэзии: запрет «переносов» (енжамбеманів), стечения гласных в соседних словах, стечения согласных и т. д. Первая песнь «Поэтического искусства «заканчивается совету прислушиваться к критике и быть требовательным к себе.
Вторая песня посвящена характеристике лирических жанров - идиллии, эклоги, элегии и др. Называя как образец античных авторов - Феокрита, Вергилия, Овидия, Тібулла, Буало-Депрео высмеивает фальшивые чувства, надуманные выражения и банальные штампы современной ему пасторальной поэзии. Перейдя к оды, он подчеркивает ее высокий общественно значимый смысл, а сонет его привлекает своей строгой, точно регламентированной форме. Наиболее подробно он отзывается о сатиру, особенно близкую ему как поэту.
В целом лирическим жанрам отведено значительно меньше места в сравнении с «большими» жанрами - трагедией, эпопеей, комедией, которым посвящена третья, самая важная песня «Поэтического искусства». Здесь трактуются узловые, принципиальные проблемы поэтического и загальноестетичної теории и прежде всего проблема «подражания природе». Эстетическое воздействие в поэтической теории Буало-Депрео неразрывно связан с нравственным. Из этого вытекает и вторая узловая проблема естики классицизма - проблема правды и правдоподобия. Буало-Депрео развивает ее в духе рационалистической эстетики. Он проводит границу между правдой, то есть реальным фактом или историческим событием, и художественной выдумкой, созданной по законам правдоподобия, и критерием правдоподобия считает при этом не значительную, общепринятое мнение, а вечные универсальные законы разума. Понятие правдоподобного в эстетике Буало-Депрео тесно связано с принципом обобщения: не единичное событие, а лишь то общее, что присуще человеческой природе во все времена. Это круг вопросов приводит Буало-Депрео до решительного отрицания любого субъективизма, выдвижение на первый план личности поэта.
От этих общих вопросов Буало-Депрео переходит к более конкретным правил построения драматического произведения: завязка должна вводить в действие немедленно, без утомлюючого детализации; развязка также должна быть быстрой и неожиданной, а герой - «оставаться собой», то есть сохранять цельность и последовательность задуманного характера. Однако в нем должны сочетаться величие и слабкокості, иначе он не заинтересует зрителя. Формулируется и правило трех единств (с одновременной критикой испанских драматургов, которые не придерживались его), и правило вынесения «за кулисы» трагических событий, о которых следует сообщать.
Переходя к эпопее, Буало-Депрео опирается на пример древних авторов, главным образом на Вергилия и его «Энеиду». Эпические же поэты нового времени подвергаются резкой критике, которая затрагивает не только современных французских авторов и Т. Тассо. Основной предмет полемики - использование ими христианской мифологии, которой зоны пытались заменить античную. Буало-Депрео решительно выступает против такой замены, поскольку античная мифология привлекает его своей человечностью, прозрачностью аллегорий, которые не противоречат разуму; в христианских чудесах он усматривает фантастику, несовместимую с убеждениями ума.
Неприемлемой для Буало-Депрео была и псевдонациональная героика, которая прославляла королей и полководцев раннего Средневековья. Буало-Депрео разделял общую для его времени неприязнь к Средневековью как к эпохи «варварства». В целом ни одна из эпических поэм XVII в. не могла подать достойного образца этого жанра.
В своих рассуждениях об комедию Буало-Депрео ориентируется на серьезную поучительную комедию характеров, представленную в античности Менандром и особенно Теренцієм, а в современности - Мольером. Высочайшим образцом серьеВНОй комедии он считал «Мизантропа», но резко возражал традиции народного фарса, которые считал грубыми и вульгарными.
В четвертой песни Буало-Депрео снова обращается к общим вопросам, среди которых важнейшие - моральное лицо поэта и критика, общественная ответственность литератора.
Многое в «Поэтическом искусстве» является данью времени, конкретным вкусам и спорам той эпохи. Однако самые общие проблемы, поставленные Буало-Депрео, сохранили свое значение и для развития художественной критики в следующих эпохах: это вопрос об общественной и моральной ответственности писателя, высокую требовательность к своему искусству, проблема правдоподобия и правды, этического начала в искусстве, обобщенно типизированного отражение действительности. Безоговорочный авторитет Буало-Депрео в рационалистической поэтике классицизма сохранялся на протяжении большей части XVIII ст.
На украинском языке стихотворный трактат «Поэтическое искусство «перевели М. Рыльский и А. Перепада.
По Н. Жирмунською
|
|
|