ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

БРУКС, Ґвендолін

(1917 - 2000)

БРУКС, Ґвендолін - творчество писателя

БРУКС, Ґвендолін (Brooks, Gwendolyn - 17.06.1917, Топека, Канзас - 03.12.2000, Чикаго) - американская поэтесса.

Вскоре после рождения Ґвендолін ее родители перегар ехали в Чикаго, где и прошли Л^ детские и юношеские годы будущей поэтессы. В 1936 г. Брукс закончила колледж и стала преподавателем литературы. Некоторое время она вела поэтические семинары в колледжах Чикаго. С жизнью темнокожих жителей этого города связана и ее поэтическое творчество. Уже с первых поэтических сборников - «Улица в Бронзвіллі» («A Street in Bronzeville», 1945), «Потребители бобов» («Thz Bean Eaters», 1960), «Избранные стихи»(«Selected Poems», 1963) поэтическое творчество Брукс имела читательский успех и благосклонность литературной критики. Главная сфера ее художественного интереса - это быт Бронзвіллів, тесных улочек в черных негритянских гетто крупных индустриальных городов севера США.

В отличие от многих американских негритянских поэтов, которые, приобщившись к «белой культуры», игнорируют свое происхождение и пытаются говорить на языке общечеловеческих тем и образов, поэтические истоки Брукс берут начало в афроамериканській литературной традиции. Поэтесса опирается на опыт, культуру, духовные запросы чернокожего населения американского общества. Одновременно Брукс не пытается противопоставить «черную» культуру «белой», не призывает к мести «белой Америке» и т.д., для ее поэзии не характерны такие крайности. С другой стороны, поэтесса не остается равнодушным протоколістом жизни своих соотечественников: как последователь идей Мартина Лютера Кинга, она резко осуждает проявления расизма во взаимоотношениях белых и черных, критически замечает неравноценность и постоянную зависимость чернокожих от тех стандартов жизни и культурных ценностей, которые им пытаются навязать белые. Поэтесса, по выражению Б. Гіленсона, «избегает прямолинейных оценок и отдает предпочтение образам, которые бы сами говорили за себя, описывая повседневную реальность американского образа жизни... в живых, конкретных, психологически точных подробностях, иногда грустных, иногда окрашенных авторской иронии».

Она пишет о богатые кварталы для белых, на которые с удивлением смотрят черные бедняки («Беверли-Хиллз, Чикаго»); с улыбкой изображает белых либералов, друзей «цветных», которые попали в дебри Бронзвілля («Поклонники бедняков»); изображает тяжелые отношения между темнокожей дочерью и ее світлошкірою матерью («Мать Джесси Митчелл»); рассказывает о линчевании черного юношу, который вступил в связь с белой женщиной «Баллада о Перл Мэй Ли»). Не избегает она и общечеловеческих тем: одиночества («Бездетная женщина») и горькой судьбы людей преклонного возраста («Потребители бобов»).» Я считаю для себя делом чести показывать негров не какими-то экзотическими существами, а людьми», - писала Брукс. В 1950 г. за поэму «Энни Аллен»(«Annie Alien», 1949) поэтесса была удостоена престижной Пулитцеровской премии, что стало официальным признанием его поэтического таланта. В 1953 г. Брукс создала прозозий произведение, роман «Мод Марта» («Maud Martha»), реалистичное повествование о жизни темнокожей девушки из Чикаго. Роман «Мод Марта «был в значительной степени автобиографическим.

Начиная с конца 60-х годов и, особенно, после смерти М. Л. Кинга, в творчестве поэтессы обострились социально-критические мотивы, ирония часто переходит в эмоционально-страстную и гнівву сатиру. В частности это касается поэтических сборников «В Мекке» («In the Mecca», 1968), «Мятеж» («Riot», 1969), «Семейные фотографии» (1970), «Одиночество» («Aloneness», 1971). «На долю поэтов, которым суждено быть неграми, - писала Брукс, - выпадает двойное испытание: они должны писать стихи и должны помнить, что они негры». Если в раннем творчестве Брукс прибегали преимущественно в традиционных поэтических форм, различного метрического материала, опоры на европейскую традицию, то в последующие годы в ее творчестве все четче очерчивается ориентация на приемы и поэтическую технику негритянской традиции с ее музыкальностью и темпераментом. После смерти знаменитого американского поэта К. Сендберґа Брукс была уважаема званием лауреата штата Иллинойс. Как и раньше, она продолжала заниматься преподавательской работой, в 1982 г. посетила Киев, где играла участие во встрече советско-американских писателей.



В. Назарец