ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

БРОЙН, Гюнтер де

(рожд. 1926)

БРОЙН, Гюнтер де - творчество писателя

БРОЙН, Гюнтер де (Bruyn Gunter de - нар. 1.11.1926, Берлин) - немецкий писатель.

Родился в 1926 году в Берлине. В 16 лет был мобилизован в вермахт, отбывал службу сначала в обслуживающем персонале зенитной части, а позже в пехотной части, где был ранен и взят в плен. После окончания войны некоторое время работал на сельскохозяйственных работах в Гессене, в 1946 г. переехал в Берлин, а вскоре стал учителем в одном из бранденбургских сел. В 1949 г. Бройн поступил в Библиотечный институт, после окончания которого работал в берлинских библиотеках, а с 1953 по 1961 г. был научным сотрудником Центрального института библиотечного дела в Берлине.

Как писатель, Бройн дебютировал в начале 60-х годов. Его первые произведения написаны на военную тематику и относятся к т.н. «литературы расчета с фашистским прошлым. Первой значительной книгой, в которой Бройн обратился к этой тематике, стал сборник рассказов «Бездонное черное озеро»(1962). Метафорический образ бездонного черного озера символизирует страшную реальность нацистской Германии, что имело катастрофические последствия для нации и которая - в памяти фанатичных приверженцев - пытается овладеть душами нового поколения немцев. В рассказах сборника («Рената», «Свидание на Шпрее», «Бездонное черное озеро», «Федецен» и др.) писатель разоблачает преступную сущность фашизма, опираясь на опыт людей, которые прошли войну, предупреждает от ее повторения, опровергает циничную и аморальную идеологию фашизма.

Эту же тему Бройн продолжил и в романе «Яр» (1963), за который ему в 1964 г. была присуждена премия имени Генриха Манна. Внешняя канва романа пронизано автобиографическими мотивами и прослеживает биографию молодого немца Вольфганга Вайхмантеля. Как и сам Бройн, главный герой после школы попадает на зенитную батарею, потом - на фронт. Последней страницей его «военной» биографии становится пребывание в числе тридцати немецких солдат, оставленных их командиром на произвол судьбы, в овраге на австрийско-венгерской границе. Этот последний рубеж становится могилой для двадцати восьми из них и символом черной пропасти (аналогичным к образу бездонного черного озера), вместо обещанного нацистами «рая». Во второй части романа изображена послевоенная «биография» Вайхмантеля. Он учительствует, и это неслучайно. Образ учителя ассоциируется для автора с человеком, на которую в первую очередь возложена миссия воспитания нового человека, лишенного нацистских псевдоідеалів и комплекса расистского превосходства. Как и автор, Вайхмантель едет учителем в село с целью «воспитание детей так, чтобы они больше никогда не подчинялись майору, который прикажет им сложить свои головы в овраге».

В произведениях конца 60-х - 70-х pp. Бройн обращается к проблемам современности, в которой его внимание прежде всего привлекают сложные морально-этические конфликты общества и их влияние на психологию и духовность человека. Первым из этого ряда произведений был написан роман «Буриданів осел» («Buridans Esel», 1968), вызвал широкий резонанс как в самой Германии, так и за ее пределами. Украинский перевод этого романа совершил М.Тупайло. В романе Бройна, по собственному признанию, поставил перед собой цель изобразить тип человека, «которая расплачивается за карьерное продвижение и признание со стороны своего окружения пеной потери собственной индивидуальности». Тип такого человека воспроизведен в романе на примере жизненной истории сорокалетнего библиотекаря Карла Эрпа, который влюбился в юную практикантку фройляйн Бродер, оставил свою семью, но, в конце концов, столкнувшись с обычной бытовой неустроенностью, с проблемами на работе, встал перед дилеммой: оставить все как есть или вернуться к жене. В этом смысле Эрп и похож на знаменитого буриданового осла, который не смог выбрать ни одного из двух предложенных ему стогов сена, за что умер с голода. Эрп возвращается к жене, но фактически теряет обеих женщин, поскольку возвращение к полноценной жизни для него уже невозможно. Автор особенно настаивает на том, что воплощенный в романе конфликт выходит за пределы частной любовной истории и нарушает проблему современника - человека слабкодухої, безответственного человека-приспособленца.

Острые нравственные конфликты, характерные для тогдашней социалистической части Германии, стали темой последующих романов Бройна. В романах «Присуждение премии»(«Preisverleihund», 1972), «Жизнь Жан-Поля Фридриха Рихтера» (1975) и повести «Бранденбургские изыскания»(1978) эта тема сочетается с темой литературы и - шире - темой искусства, творчества, ответственности человека, которая относится к этим сферам общественной деятельности. «Интеллектуальная среда доминирует в моих последних книгах, - отмечал Бройн, - поскольку я понял, что надо писать о том, что лучше знаешь. Все, что меня волнует, проще выразить именно на таком материале».

В романе «Присуждение премии» опровергается идеология конформизма, носителем которой становится литературовед Тэо Овербек, что должен выступить на церемонии присуждения премии писателю Паулю Шустеру. В свое время он критически направил творчество Шустера в направлении идеологических штампов литературы социалистического реализма, чем погубил его природный талант, и за что теперь Тэо себя корит.

В романе «Жизнь Жан-Поля Фридриха Рихтера «на документально-историческом материале прослеживается биография великого писателя Жана-Поля, по мнению автора, не оцененного потомками.

Повесть «Бранденбургские изыскания «по своей проблематике близка к роману «Присуждение премии»), также поднимает проблему несовместимого с нормами морали и обычной человеческой порядочности отношение литературоведа к кругу своих обязанностей. Главный герой романа - карьерист и приспособленец, профессор Менцель, который исследует биографию и творчество вымышленного Бройном немецкого писателя Макса фон Шведенова. Менцель далек от добросовестного и объективного углубление в факты, он «строит памятник», по выражению одного из его сотрудников, прежде всего не поэту, которого исследует, а самому себе, собственной научной карьере. С этой целью Менцель грубо искажает факты из жизни поэта, подчиняет его творчество выгодной для собственных научных планов гипотезе, навязывает Шведенову идеологемы, которых у того не было, и т.д. В романе Менцелю противостоит еще один исследователь творчества поэта - скромный сельский учитель Пэтч, который честно и непредвзято, без схематизму и идеологических искажений реконструирует творческий путь Шведенова, чем грозит научной карьере Менцеля и вызывает его враждебное отношение к себе.

Такая гострокритична внимание к моральным неурядиц эпохи, подчеркнута заинтересованность проблемами современности в их соотнесении с интересом к культуре прошлого и литературной традиции характеризует и следующие произведения Бройна, среди которых выделяются сборник рассказов «Вавилон» (1981), роман «Новая благодать»(1984) и повесть «Сорок лет» (1988).



В. Назарец