|
БРОНТЕ, Шарлотта, Эмили, Энн
БРОНТЕ, Шарлотта, Эмили, Энн - творчество писателя
БРОНТЕ, Шарлотта (Bronte, Charlotte - 21.04.1816, Торнтон - 31.03.1855, Гоуорт); Эмили (Bronte, Emily - 30.07. 1818, Торнтон - 19.12. 1848, Гоуорт), Энн (Bronte, Anne - 17.03.1820, Торнтон - 28.05.1849, Скарборо) - английские писательницы.
Творчество каждой из них - по-своему значительное и яркое явление в развитии английской романистики в переходный период от конца 40-х pp. XIX в. до следующих десятилетий. В произведениях сестер Бронте отразились характерные особенности времени: в них органически сливаются и легко прослеживаются линии, которые сочетают романтическое искусство начала XIX в. (Д.Н.Г. Байрон, П.Б. Шелли) с реализмом 1830-1840-х pp. (Ч. Диккенс, В. Теккерей), у них формируются тенденции новых художественных открытий в жанре романа второй половины века (Дж. Элиот, Д. Мередит). Особой популярностью пользуются романы Шарлотта Бронте «Джен Эйр» Эмили Бронте «Грозяний перевал», новой жизни в настоящее время приобрели и произведения Энн Бронте «Агнес Грей «и «Незнакомка из Вайльдфелл-холла».
Все три сестры Бронте родились в местечке Торнтон в одном из глухих районов Йоркшира. Здесь их отец - священник Патрик Бронте - имел приход в 1815-1820 гг. Вскоре после рождения младшей дочери Энн (она была последним, шестым ребенком в семье) пастор Бронте переселился в Торнтон, расположенный в том же Йоркшире, за несколько миль от Брэдфорда и неподалеку от известных своими ткацкими фабриками Галифакса и Лидса. В это время, когда семья приходского священника Патрика Бронте поселилась в доме при церкви, построенной еще в XV ст., Торнтон был тихим и спокойным городком; его население не превышало пяти тысяч человек; в нем была своя главная улица, помещение банка, две гостиницы с кабаками; в церковном дворе располагалось кладбище. А вокруг Гоуорта раскинулись луга, вересковые пустирища, холмы со спадистими склонами, покрытыми бархатными мхами и цветущими травами. Таким был мир, окружавший детей Бронте с самого детства. Младшие дети не помнили матери, поскольку она рано умерла, а воспитывались они под опекой тети Элизабет Бренуелл. Определяющую роль в становлении их взглядов сыграл отец. Особенно значительное влияние оказал он на формирование личности Энн. Все члены семьи Бронте воспитывались в лоне англиканской церкви. Дети Патрика были талантливыми. Они много читали, беря книги из библиотеки отца, придумывали пьесы, писали стихи, вели хронику событий, происходивших в вымышленной ими фантастической стране Енгрії. Единственный сын Патрика - Бренуелл - хорошо рисовал и мечтал стать художником. Но не только сказочная Енгрія увлекала детей. В Гоуорт приходили газеты, из которых становилось известно о волнениях на ткацких фабриках, о разорении фермеров. Суровая и жестокая действительность, которая сказалась в раннем сирітстві, не обошла ни одного из членов семьи Бронте. Умерли от туберкулеза две старшие дочери Патрика - Мария и Элизабет. Они не выдержали тяжелых условий жизни в приюте для детей-сирот бедного духовенства - Коун-Бридж, куда их отдал отец. Смерть старших девушек заставила Патрика забрать из приюта Шарлотту и Эмили. Теперь, как и двое младших детей - Бренуелл и Энн, они воспитывались дома, а если точнее, были оставлены на самих себя. их судьбы имели много общего, но в то же время судьба каждой из сестер и судьба их брата драматическая по-своему. Не дожив до тридцати лет, умерли Эмили и Энн, на тридцать первом году умер Бренуелл, немного дольше прожила Шарлотта. Однако след, оставленный в культуре Англии этим удивительным литературным феноменом - творчеством сестер Б., имеет непреходящее значение, и интерес к ним на протяжении вот уже ста пятидесяти лет не только не угасает, но и усиливается. Романы сестер Бронте прочитываются нашими современниками по-новому. Экранизацию «Джен Эйр» и «Грозяний перевал», в 80-х pp. снят телефильм по роману «Незнакомка из Вайльдфелл-холла».
Первая публикация сестер была общей. В 1846 г. под мужскими псевдонимами они издали сборник «Стихотворения Каррера, Эмка и Эктон Белл» («Poems by Currer, Ellis and Acton Bell»). В дальнейшем каждая пошла своим путем.
За свою жизнь Шарлотта Бронте написала несколько десятков стихотворений и четыре романа - «Учитель» («The Professor», 1847; опубл. в 1857), «Джен Эйр» («Jane Eyre», 1847), «Шерли» («Shirley», 1849) и «Городок»(«Viltette», 1853). В романах поднимаются проблемы женского равноправия социального неравенства, отражены рабочие беспорядки, обсуждаются вопросы образования. Произведения Шарлотты Бронте во многом автобиографичны, в них отразились впечатления и события ее личной жизни.
Несколько раз за свою жизнь Шарлотта покидала Гоуорт. В 1831 и 1832 гг. она посещала школу в Роехеді, в 1835-1838 гг. в той же школе преподавала. Самые яркие впечатления связаны с поездкой в Брюссель, где в 1842 г. Шарлотта вместе с Эмили обучалась в пансионе Эгера, а в следующем году, получив место учительницы, преподавала в том же пансионе английский язык. После успеха «Джен Эйр», став известной в литературных кругах, она несколько раз выведывала Лондон, встречалась с писателями и издателями своих произведений. Она познакомься с В. Теккереєм, которого считала лучшим тогдашним романистом (ему Шарлотта Бронте посвятила «Джен Эйр'). В 1851 г. присутствовала на лекции. Теккерея об английских гуманистов XVIII в. В свою очередь, автор «Ярмарки тщеславия» высоко оценил талант Бронте. Он с увлечением прочитал «Джен Эйр». Своеобразие манеры Бронте он усматривал в сочетании «чистого чувства с сповідальною искренностью». Его внимание привлекли в этом произведении любовь к истине и возмущение несправедливостью, смелость мыслей и простота повествования. Автора «Джен Эйр» Теккерей назвал «строгой маленькой Жанной д'арк». Среди литературных знакомых Бронте - критик Д.Г. Льюис, писательницы Е. Гаскелл, Г. Мартино. Е. Гаскелл была среди тех, кто приветствовал появление «Джен Эйр»; она назвала этот роман «необыкновенной книгой» и отметила, что новаторство автора проявилось в образе героини. Е. Гаскелл стала биографом Шарлотты Бронте, выдав в 1857 г. книгу «Жизнь Шарлотты Бронте» («Life of Charlotte Bronte»). Этой книгой было положено начало многочисленным жизнеописаниям автора «Джен Эйр», и, как правило, творчество Бронте «выводилась» из обстоятельств ее жизни, тогда как на самом деле оно противоречило этим тяжелым обстоятельствам, рождалось из духа протеста, что жил в мужественный «матенькій Жанне д'арк».
Трудно представить себе судьбу менее благоприятную для писательской деятельности, чем ту, что выпала Шарлотте Бронте. Начав писать еще а ранней юности, она отослала один из своих из:ршів поэту Роберту Саути. Просила его советы и надеялась на ответ. Ответ был получен. Саути писал, что поэзия - не женское дело, советовал адресату заняться домашними хлопотами и выполнять свои хозяйственные обязанности. Это не смутило Шарлотту Бронте. Не убили в нем жажду творчества и тяжелые потери. Жизнь в Гауорті было нелегким для его жителей. Ранняя смерть оборвала удачно начатый путь в искусстве сестер Бронте. Одна за другой умерли Эмили и Энн. Не сбылись надежды, связанные с талантом брата, который так же рано ушел из жизни. В опустевшем доме в 1849 г. Шарлотта осталась наедине с отцом. Мысли и чувства, рожденные искалеченным, одинокой жизнью сестер Бронте, наделенных силой чувств и богатым воображением, запертых «как в тюрьме, в открытом для всех ветров пасторском доме на болотах Вест-Райдинга..., Шарлотта передала в высоком любви Рочестера к Джен Эйр, в захватывающей истории Люси Сноу в «Вилэйт», - писал в книге «Роман и народ» английский критик Р. Фокс.
Выполняя домашнюю работу, присматривая за отцом, который начал слепнуть, Бронте продолжала писать. Появилась надежда создать свою семью. В июне 1854 г. вопреки воле отца, Шарлотта Бронте вышла замуж за священника Артура Николса, оставаясь жить в родительском доме. Она ожидала ребенка, но судьба не была к ней благосклонна: в марте 1855 г. Шарлотта Бронте умерла.
Романы Шарлотты Бронте привлекли внимание значимости проблематики, мастерством увлекательного повествования, образами героинь, наделенных сильными чувствами, смелостью, непоколебимыми моральными принципами, способными самостоятельно принимать решения. ее книга совершили переворот в представлениях о морали. Своеобразным манифестом борьбы за женские права стал роман «Джен Эйр», а «Шерли» и «Городок» укрепили эту мысль.
Роман «Джен Эйр» принадлежит к числу самых значительных произведений английской литературы. Новаторский характер его заключается в том, что героиня смело отстаивающей свое человеческое достоинство, право на самостоятельную трудовую жизнь и любовь. Созданный образ свободолюбивой и бунтівливої женщины, которая серьеВНО размышляет о жизни, глубоко чувствует и вслух заявляет о свои стремления и взгляды. В образе Джен Эйр Шарлотта Бронте воплотила свои представления о современной женщине, способной устроить свою жизнь и стать не только женой, но и достойным другом мужчины. В условиях викторианской Англии такая постановка проблемы была воспринята как проявление предельной смелости взглядов автора. Героини, похожей на Джен Эйр, не было ни в Ч. Диккенса, ни В. Теккерея, даже в Е. Гаскелл, которая перекликалась с Шарлоттой Бронте в трактовке женских характеров.
В романе речь идет о обычную девушку, вынужденную вести борьбу за существование. Детство Джен проходит в Ловудському убежища. Система воспитания основывается здесь на подавлении воли и любого проявления неповиновения. Жестокие наказания, строгий режим делают детей смиренными и покорными. Многие из них оказывается сломленным морально. Такова судьба Элен Берне. Но Джен Эйр находит в себе мужество для сопротивления. «Когда нас бьют без причины, - говорит она Элен, - мы должны отвечать ударом на удар - иначе и быть не может, - к тому же, с такой силой, чтобы навсегда отучить людей бить нас!» Джен умная и наблюдательная, ее чувства сильные, искренние побуждения, слова правдивы. Богатый и ее духовный мир. Став гувернанткой в доме помещика Рочестера, оказавшись в среде провинциального дворянства, Джен явно превосходит окружающих, ее взгляды противоречат общепринятым представлениям. Она не принимает отношение к браку как выгодного выходке, в ее душе живет мечта о любви, она стремится к независимости и права самостоятельно выбрать себе спутника жизни. Сила воздействия и очарования романа Шарлотты Бронте - в правде чувств, в их истинности, в соединении реального с романтическим, в захватывающей истории простой маленькой гувернантки, способной на большую и самоотверженной любви, гувернантки, которая смогла найти свое счастье. В книге «Джен Эйр» имеющийся бессмертный мотив Золушки, предстает в образе похожего на самого автора, а через то и вполне реальной Джен Эйр.
На довольно широком социально-историческом фоне происходят события романа «Шерли». Время его действия - 1812 p., период войны с Наполеоном, континентальной блокады, выступлений луддитов. Рабочие волнения начала XIX в. показаны в романе Бронте с учетом чартистского движения 40-х годов. Основа конфликта «Шерли» - выступления рабочих ткацкой фабрики против их хозяина-фабриканта Мура. Мур купил новые машины для фабрики, лишив тем самым многих рабочих заработка. В сердцах безработных зарождается протест, «нищета порождает ненависть».
Последний роман Шарлотты Бронте «Городок» - это еще одна история о женской судьбе, о любви, человеческом достоинстве, об искусстве и его роли в жизни, о силе творческого воображения, которая помогает преодолевать невзгоды бытия и творить красоту. Психологически глубокий образ главной героини Люси Сноу - юной англичанки, которая рано осиротела и, оказавшись без средств и поддержки, устроилась преподавать английский язык в одном из пансионов Брюсселя. Для Люси Сноу труд - не только источник существования, но и неотъемлемая часть ее существа. Такая героиня впервые появилась на страницах английского романа. Создавая ее образ, Шарлотта Бронте во многом ориентировалась на Жорж Санд. Характер женщины незаурядной, отважной и решительной в своих мыслях и действиях, здравомыслящей и деликатной изображен Шарлоттой Бронте в его сложности, многогранности, в движении и изменении. У героини Бронте свое представление о любви. Люси не верит в любовь, «порожденное лишь красотой», не приемлет благополучия, лишенного духовной близости; ей дорогое любви, основанное на дружбе, «закаленное болью, сплавлене с чистой и прочной привязанностью, відчеканене постоянством, подчиненное уму и его законам».
В романе «Городок «жизнеутверждающие мотивы переплетаются с трагедійними. Драматизм изображенных жизненных ситуаций во многих случаях сближается с трагедией. Люси понимает, что жизнь организована не по законам истинной справедливости. Цепью потерь является ее собственная жизнь. Погибает и любимый ею Поль. Кольцо одиночества, казалось бы, снова сомкнется вокруг Люси. Однако теперь, после всего пережитого ею, этого уже не происходит. Трагедия преодолен. Люси стала другой: она готова к жизни, преданного своему призванию и полной труда. Впечатление, создаваемое романом Шарлотты Бронте во многом определяется тоном рассказа - доверительно-непосредственным, иронично-насмешливым, печально-горьким. Знакомясь с историей Люси Сноу, которую она рассказывает лично, выступая в роли рассказчика, мы слышим голос автора - Шарлотты Бронте.
В очерке, посвященном Шарлотте Бронте и написанном Теккереєм уже после смерти писательницы, есть такие слова: «Помню робкое, хрупкое создание, маленькую ладонь, большие глаза. Пожалуй, главной чертой ее характера была пылкая честность... Она мне показалась очень чистой, возвышенной и благородной человеком. В ее душе всегда жила великая, святая уважение к правде и справедливости».
В рассуждениях современников и потомков Эмили Бронте неоднократно звучала мысль о том, что она в гораздо большей степени поэт, чем романист, а между тем в историю литературы Эмили Бронте вошла прежде всего как автор знаменитого романа «Грозяний перевал». О жизни и личную судьбу его автора почти не сохранилось сведений, хотя в самых общих чертах ее биография включает все то, что было пережито ее братом и сестрами. Кратковременное пребывание в приюте, в школе; несколько месяцев, проведенных в Брюсселе в пансионе Эгера; домашняя (отнюдь не систематическая) образование под руководством старшей сестры Шарлотты, те же детские увлечения, ранняя любовь к поэзии, чтению Гомера и Вергилия, В. Шекспира, Дж. Мильтона, Дж.Н.Ґ. Байрона и П.Б. Шелли, В. Скотта. «Нет никаких свидетельств, что она так или иначе планировала свое будущее, - говорит биограф Эмили Бронте, современная английская писательница Мюриэл Спарк. - Наоборот, она словно больше всего на свете хотела избежать необходимости «устроить» свою жизнь... Так, Эмили Бронте будто твердо решила, что ее жизнь должна соответствовать определению: «Лишено каких-либо событий». И не из-за того, что ее с головой поглощало собственное жизненное призвание. Жизни, которым она спізнала его в родном доме, было пронизано с лом. И все свои усилия Эмили направляла на то, чтобы определить этот смысл - и непосредственно через свое творчество, и опосредованно через домашние и семейные обязанности. Тратить же время кроме того на улучшение собственной судьбы с для нее обузой, и в итоге она для себя не сделала практически ничего».
В творчестве Эмили Бронте живет и доминирует романсе традиция, которая сливается с реализмом, проникновением в извечно человеческие, а тем самым и сне коллизии; ее мастерство проявилось в глубине психологических характеристик и романтической символики. Творчество была стержнем ее существования, через то говорить о ее жизни - это значит говорить о ее творчестве.
Шарлотта Бронте заметила, что «воля - воздух Эмили». Дух свободолюбия проявился в ее поэзии. Лирический герой Эмили Бронте близок героям поэтов-романтиков (П.Б. Шелли, Д.Н.Ґ. Байрона, С. Вордсворта, С. Т. Колріджа). С двумя первыми его роднит дух протеста и непримиримости, отвага вызова, бесстрашие; с двумя другими - пристальное заинтересованность жизнью природы, образ одинокого мандрівця. Однако, в отличие от поэтов «озерной школы», природа в изображении Эмили Бронте - это могучая стихия, а человек - свободолюбивая и сильная, она побеждает страдания и горечь одиночества.
Дух романтизма воплощенный в произведении огромного эмоционального напряжения - романе «Грозяний перевал».
Его называли «самым романтичным романом» (В. Пейтер), «дьявольской книгой, объединившей все самые сильные женские наклонности», одним из лучших романов «по силе и мудрости» (Д.Г. Россетти), «одним из манифестов английского гения... романом, который перерастает в поэзию» (Г. Фокс). В. Вулф писала: «Грозяний перевал» - книга более трудная, чем «Джен Эйр», поскольку Эмили - больше поэт, чем Шарлотта. Шарлотта все свое красноречие, страсть и богатство стиля использовала для того, чтобы выразить простые вещи: «Я люблю», «Я ненавижу», «Я страдаю». Ее переживания, хотя и богаче других, но находятся на нашем уровне.
Грозяному перевале» «Я» вообще отсутствует. Здесь нет ни гувернанток, ни их нанимателей. Есть любовь, но не та любовь, что связывает мужчин и женщин. Вдохновение Эмили - более общее. К творчеству ее побудили не личные переживания и обиды. Она видела перед собой розчахнутий мир, хаотическую груду обломков и чувствовала в себе силы собрать их воедино на страницах своей книги. От начала и до конца в ее романе ощущается этот титанический замысел, это высокое старание - наполовину бесплодное - сказать устами своих героев не просто «Я люблю» или «Я ненавижу», а «Мы, род человеческий» и «Вы, исконные силы».
Эмили Бронте мифологизирует реальные конфликты; создавая апофеоз всепоглощающей страсти героев, она изображает их общественную трагедию.
«Грозяний перевал «- это роман о любви в условиях социального неравенства и несправедливости; его конфликт обусловливается столкновением мечты и действительности. Противостоят два мира - подкидыша Хитклифа и обитателей помещичьих усадеб. Хитклиф метиться за свою попранную человеческое достоинство. Его сильный характер, врожденная гордость и честность противопоставлены эгоизма, посредственности и дворянском чванству его соперника Эдгара Линтона. Измена Катрин, которая отдала предпочтение благополучном жизни на Мысе Воробьев жизни с Хіткліфом, нанесла ему значительный раны, но не убила его любовь. «Я не могу жить без жизни моей! Не могу жить без моей души», - говорит Хитклиф. И словно вторя ему, о своем невмираюче любви говорит и Катрин:»... я и есть Хитклиф! Он ... вся моя сущность».
Хитклиф - мятежник, который восстает против установленных порядков, против лицемерной морали, против Бога и религии, против зла и несправедливости. Хитклиф и Кэтрин могли быть счастливыми лишь до тех пор, пока между ними не возникли деньги, предрассудки, условности. Однако ничто не смогло убить их любви, страстного влечения друг к другу. О героях «Грозяного перевала». Пейтер замечал: «Эти образы, полные таких страстей, но сделаны на фоне неброской красоты вересковых просторов, являются типичными образцами духа романтизма». Судьбы своих героев Эмили Бронте изображает как судьбы трагические, но при этом она противопоставляет им историю жизни и любви юного поколения - Кэти и Гертона, которые смогли завоевать свое право на счастье.
Роману присуща разорванность композиции. События переданы через восприятие нескольких рассказчиков (Нелли Дин Локвуд); каждый по-своему интерпретирует то, что происходит. Используется прием рассказа в рассказе, в рассказ включаются вставные эпизоды, письма, отрывки из дневников. Превалирующими становятся лирическое и драматическое начала; эпическое повествование отходит на второй план. Драматическая напряженность характерна и для картин природы. Пейзаж - соучастник и предвестник событий. Вересковые поля и торфяные болота освещаемые вспышками молний, на них падает тень гонимых порывами ветра грозовые тучи, предвещающие бурю; перекати грома сопровождают переживания мятущихся и многострадальных героев. Природе, как и людям, свойственны волнения и тайна. Эмили Бронте использует образы лесных эльфов, фей, оборотней, привидений-заблудившихся, заимствуя их из фольклора. Она тяготеет к широким обобщениям и реалистичных в своей основе символов.
Другая тональность присуща произведениям Энн Бронте - и ее стихам, и двум его романам - «Агнес Грей» («Agnes Grey», 1847) и «Незнакомка из Вайльдфелл-холла»(«ТЪе Tenant of Wildfell Hall», 1848). Достоверность жизненного опыта, переданного Энн Бронте в ее произведениях, придает им особого лиризма, проникновенности звучания. И не столько полет творческого воображения, сила и отвага которой так ярко проявились в «Грозяному перевале «Эмили, в романтическом струи «Джен Эйр «и других романах Шарлотты, сколько обыденность повседневной действительности, украшенной дымкой грусти, который зарождается от осознания неминуемой тяжести жребия человеческой судьбы, привлекает в романах Энн Бронте. В них - достоверность реального, передана не только в образах обычного, но и возвышенного, присущего образу мыслей и чувств как самой Энн Бронте, так и ее героинь, ее романы - это своеобразный дневник, содержащий много обстоятельств и реалий жизни автора и эпохи. Это - один из вариантов документальной прозы викторианской Англии. Природа документалізму романов Энн Бронте особая. В ее книгах мы не находим исторических фактов, известных исторических фигур, каких-либо значительных событий общественной жизни. Однако мы проникаемся атмосферой жизни людей того круга, к которому принадлежали сестры Бронте, познаем их мораль и обычаи, понимаем, как формировался характер и внутренний мир самой Энн, ее религиозные убеждения, ее надежды и помыслы.
Энн была последним ребенком в семье Патрика Бронте. Для всех будущих поколений, знакомых с литературным наследием Шарлотты и Эмили, она всегда оставалась «третьей Бронте», их «младшей сестрой». Ее имя называлось последним, а о том, что было написано ею, или совсем не говорили, или упоминали вскользь. Как считали критики, ни в какое сравнение с тем, что было написано ее старшими сестрами, произведения Энн идти не могли. Забытые в течение многих лет, они привлекли к себе внимание в наши дни и получили новую жизнь. Триедин по своей сущности историко-литературный феномен, обозначенный понятием «сестры Бронте», не может быть воспринят во всей его полноте без романов и стихов Энн, которые скрывают свою тайну, способную взволновать, тронуть, заставить задуматься.
Энн прожила короткую жизнь. Из 54 написанных ею стихов при жизни было напечатано 24. Остальные вышли посмертно с предисловием Шарлотты Бронте. Оба романа были опубликованы сразу же после их написания, но ни один из них не имел столь живого отклика, как книги ее сестер.
Хрупкая и болезненная Энн с раннего детства была серьеВНОй и задумчивой. При всей своей нежности и склонности к рефлексии она бум наделена душевной силой и непреклонностью. Интенсивность ее внутренней жизни, готовность противостоять страданиям проявились уже в ранних стихах (напр., «Голос из темницы').
Единственная из всей семьи, Энн Бронте приняла методизм со всеми присущими этому протестантскому направлению ригористичними установлениям. Непоколебимая твердость в соблюдении моральных принципов сочеталась в ней с неизменной суровостью самооценки. Сила духа и требовательная доброта побудили к действенного гуманизма. Этими чертами, присущими ей лично, Энн и наделила своих героинь. Когда Энн исполнилось пятнадцать лет, она начала посещать школу мисс Вулери (1835-1838). Окончания курс> было отмечено наградой за хорошее поведение. Самостоятельная жизнь началась для нее с вступлением на место гувернантки в дом некой мисс Ингхем. Однако жизнь в чужом доме глубоко чуждых ему по духу людей оказалось для Энн, которая отличалась необычайной застенчивостью, невыносимой.
В 1840 г. в Гоуорт приехал молодой священник Уильям Вейтмен. Он был доброжелательно принят в доме Патрика Бронте. Энн полюбила его. В ее жизни это было единственное любви, но ему не суждено закончиться счастливо. В 1842 г. Уильям преждевременно умер. Его похоронили на церковном кладбище рядом с домом Бронте. О своей любви, о скорбь утраты Энн писала в своих стихах.
Стихотворения Энн Бронте не относятся к ярких явлений английской поэзии. Они интересны как лирический комментарий к жизни и судьбы их автора. Источник поэтического вдохновения Энн - природа, любовь к родному дому. Радость слияния с красотой окружающего мира сочетается с мотивами печали и скорби. Одухотворенность пейзажа и сила религиоВНОго чувства - характерные особенности поэзии Энн Бронте. Душевная боль, сожаление по утраченным счастьем не переходят в отчаяние, не порождают мятежных чувств и протеста, как это свойственно поэзии Эмили, не выливаются с той силой страсти, которой обозначены стихи Шарлотты.
В двадцать два года Энн впервые побывала в другом городе, впервые увидела море. Она посетила Йорк, который расположен за тридцать пять миль от Хоуорта, и восточное побережье Англии. Впечатления были настолько сильными, что навсегда запечатлелись в ее памяти. Некоторое время Энн снова была гувернанткой, а потом, вернувшись домой, ухаживала больного брата, судьбой которого она очень заботилась. Лишь раз пришлось ей побывать в Лондоне. Вместе с Шарлоттой они посетили издателя Смита, побывали в опере, были на выставке в залах Королевской Академии, осмотрели Национальную галерею, присутствовали на церковной службе. Они обедали в доме Смита и были приглашены на чай к литературного консультанта Уильямса. Вот, пожалуй, и все события в короткой жизни Энн. А про свое мировосприятие, свои мысли и чувства она с присущей ей тщательностью писала в дневнике и в своих произведениях. Последнюю в своей жизни весну 1849 г. Энн провела в городе Скарборо на побережье Восточной Англии. Она приехала сюда лечиться от туберкулеза, но надежды на выздоровление не оправдались. Единственная из всей семьи Бронте, Энн похоронена далеко от дома, в Скарборо.
Первый роман Энн Бронте «Агнес Грей» написан от первого лица. Тон повествования сдержанный и доверчивый. Речь идет о событиях, на первый взгляд незначительные, но важные для рассказчицы, которая правдиво и просто рассказывает о себе, вводя читателя в круг своих повседневных забот и переживаний. «Книгу эту я начала с твердым намерением ничего не утаивать, - сообщает Агнес Грей, - чтобы те, кто захотел бы, могли встать пользу, постигнув чужое сердце». Агнес Грей - это сама Энн Бронте. Ее произведение имеет автобиографический характер, и в то же время это - не только рассказ о том, что ей суждено пережить, когда она была гувернанткой и воспитывала чужих детей.
«Агнес Грей» - одно из характерных явлений літерарного жизни Англии 40-х годов XIX ст., в нем отразились тенденции времени, связанные с усилением интереса к проблемам положения женщины в обществе. Многие женщины начали заниматься литературной деятельностью. Героинями целого ряда тогдашних романов и повестей были гувернантки («Старая гувернантка» С.-К. Холла, «Гувернантка» леди Блессінгтон, «Каролина Морда-Шервуда). В обиход вошло выражение «роман о гувернантку» («governes novel»). Появление такого типа произведений поняла: становясь гувернантками, молодые женщины из средних слоев общества, которые нуждались в заработке, могли найти применение для своих сил и знаний. Впрочем, Энн Бронте, как и Шарлотта, ориентировалась не на литературный контекст, а выходила из своего скромного жизненного опыта, о котором смогла рассказать легко и непринужденно.
Для героини «Агнес Грей» порыв к новой жизни и самостоятельности при столкновении с реальностью приводит к разочарованию. В роман входит тема утраченных иллюзий. Мечта и действительность несравнимы. Агнес убеждается в том, попав в дома богачей-выскочек Блумфільдів. Новые испытания начались для нее в семье мистера Меррея, владельца поместья Хортон-Лодж. Агнес понимает, что у нее, гувернантки, есть только одно право - «подчиняться и угождать». Разочарование Агнес не украшают ее сердца, не притупляют ее «нравственного слуха». Встреча с Вестоном и любви к нему меняют ее жизнь: «Я с удивлением убедилась, что мир отнюдь не состоит только из Мерреїв, Хетфільдів, Эшби и им подобных и что совершенство натуры вовсе не плод моего воображения». Героиня Энн Бронте постигает простую и вечную истину: самая большая радость - в «возможности и желании быть полезным».
Роман «Незнакомка из Вайльдфелл-холла» - произведение значительно довершеніший и значительнее. Линейное построение «Агнес Грей» меняется сложной структурой, расширяются границы изображаемого, углубляется психологизм; писательница свободно оперирует различными временными пластами, вводя в роман нескольких рассказчиков. Звучат различные голоса, сопоставляются различные точки зрения.
Роман основан на раскрытии тайны главной героини Хелен, которая поселилась с маленьким сыном в мрачном, давно покинутом его хозяевами старинном доме елизаветинских времен, известном под названием «Вайльдфелл-холл». Появление красивой незнакомки привлекает внимание окрестных жителей. Ее независимость и самостоятельность разжигают любопытство к ее прошлому. История Хелен и обстоятельства ее семейной жизни и составляют основу романа. «Незнакомка из Вайльдфелл-холла» - роман семейно-психологический. На его страницах ведутся дискуссии о различных аспектах семейной жизни, об отношениях супругов, детей и родителей, об ответственности членов семьи друг перед другом. Все эти проблемы глубоко волновали Энн Бронте и решались ею в русле присущих ей установлений. Она сохраняет верность своим убеждениям, поделенным между ней и ее героиней Хелен Хантінґдон: выполнять свой долг, сохраняя собственное достоинство.
Присуща Энн Бронте сила зрительного восприятия проявилась в изображении ландшафтов, в лаконизме и выразительности пейзажа. Тонкость видения, чувства красоты природы, реалии быта, умение воплотить зрительный образ в художественно-словесный порождают радость от общения с миром романа Энн Бронте.
Литературное наследие сестер Бронте вошло в сокровищницу национальной английской культуры, завоевав признание далеко за пределами Англии. Особый успех выпал на долю романа Шарлотты Бронте «Джен Эйр».
Украинский язык отдельные произведения сестер Бронте перевели М. Рудницкий и П. Соколовский.
H. Михальская
|
|
|