ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

БРОХ, Герман

(1886 - 1951)

БРОХ, Герман - творчество писателя

БРОХ, Герман (Broch, Hermann, - 01.11.1886, Вена - 30.05.1951, Нью-Хейвен, штат Коннектикут, США) - австрийский писатель.

Брох родился в зажиточной семье венских евреев. Его отец, Йозеф Брох, был текстильным фабрикантом и гордился тем, что сумел самостоятельно пробиться наверх. Герман был старшим сыном и главным наследником. Именно поэтому образование будущего писателя имела, так сказать, сугубо утилитарное направление - в 1907 г. Брох получил диплом инженера и начал работать на семейной текстильной фабрике в Теєсдорфі. Он оказался хорошим специалистом (даже запатентовал оригинальную конструкцию ткацкого станка) и способным руководителем (начиная с 1916 p., управление семейным концерном постепенно перешло в руки Германа).

Впрочем, несмотря на бизнесово-инженерные дела, Брох находил время и для расширения круга своих гуманитарных интересов: вскоре после первого бракосочетания (в 1911 г.) он начал посещать лекции по философии, психологии, физики в Венском университете. А еще раньше, в 1909 г., Брох написал раздел для коллективного романа девяти авторов - этот опус увидел свет под названием «Соня, или Более наши силы»,.

Особую роль в его жизни сыграла талантливая журналистка, бывшая натурщица Еа фон Аллеш, которой восхищалась вся тогдашняя венская богема. Эту женщину называли «королевой Cafe Central» и она была на 11 лет старше от Броха. Ее первый муж, англичанин по происхождению, был пианистом и погиб на войне. Лейтенант Йоханнес фон Аллеш, ее второй муж, оказался в психиатрической клинике через три месяца после их свадьбы, гостями на котором были, в частности, писатели Г.-М. Рильке и Г. Музиль. Брох влюбился в эту женщину, мечтал жениться на ней, и для этого в 1923 г. даже развелся с первой женой. И хотя эта романтическая история, в конце концов, закончилась ничем, однако именно благодаря поддержке Еа фон Аллеш молодой фабрикант утвердился в своих намерениях полностью сосредоточиться на литературном творчестве.

Поэтому в 1927 г. Герман Брох, вопреки воли матери и младшего брата, продал семейные фабрики и с большим рвением бросился в омут интеллектуальной деятельности. В течение 1927-1930 гг. он изучал математику, философию и психологию в Венском университете. Здесь Брох получил возможность общаться с философами и логиками, которые принадлежали к чрезвычайно влиятельного в научном мире Венского кружка (М. Шлик, Р. Карнап, О. Нойрат, Ф. Вайсман и др.). Эти ученые (их также называют логическими позитивистами), развивая идеи Э. Маха, последовательно выступали против метафизики как устаревшей предшественницы научного понимания мира, требуя рассмотреть все существующие знания с позиций критического анализа и соблюдения принципа верификации. Инструментом такого анализа был для них аппарат математической логики, а моделью «очищенного» от метафизики знания - модель логически строгого языка, предложенная Л. Вітгенштейном в его «Логико-философском трактате». Брох, со своей стороны, считал, что задачей литературы является анализ тех проблем, которые не могут быть решены с помощью точных наук.

В 1931-1932 гг. Брох опубликовал трилогию «Сомнамбулы» («Die Schlafwandler»), в которую вошли романы «1888. Пасете, или Романтика»(«1888 - Passenow; oder Die Romantik», 1931), «1903. Эш, или Анархия» (« 1903 - Esch; oder Die Anarchie», 1931) и «1918. Хуґенау, или Деловитость»(«1918 - Huguenau, oderDie Sachlichkeit», 1932). Трилогия приобрела определенный резонанс прежде всего в узком кругу интеллектуалов, озабоченных углублением кризиса западной культуры. В определенной степени «Сомнамбулы «стали художественным воплощением взглядов Броха на развитие общества, в которых было немало общего с шпенґлеріанською концепцией истории как постоянного циклического процесса разрушения старых и формирования новых систем ценностей.

Центральной темой трилогии есть изображения эпохи лихолетья и постепенного разрушения духовных ценностей в Германии на протяжении 1888-1918 гг. Автор разделил этот период на три этапа, между которыми хронологически проходит пятнадцать лет. Каждый из этих этапов выразительна в судьбе одного из трех протагонистов трилогии: Йоахима фон Пасенова, Августа Эша и Вильгельма Хуґенау. Они живут в разных не только временных, но и социальных измерениях, а потому вплоть до заключительной части между собой не сталкиваются. Каждый из них пытается по-своему понять и реализовать смысл собственной жизни. Сам Брох так комментировал замысел своей трилогии: «В пределах романтического периода первой части герой, Пасенов, поднимает проблему, хотя и не слишком артикулировано, однако сознательно, и пытается решить ее в духе господствующих фикций (религия, эротика и некоторое нравственно-эстетическое отношение к жизни). У героя второй части, Эша, анархистская позиция человека между двумя периодами. Внешне комерціалізувавшись и приспособившись к стилю жизни, который диктует новая эпоха деловитости, он внутренне все еще разделяет традиционные ценностные установки. Вопрос о смысле жизни, которое беспокоит его отнюдь не осознанно, а, скорее, скрыто и невнятно, решается все-таки в духе старых схем... В третьей части все снова становится однозначным: герой, Хуґенау, уже не имеет почти ничего общего с ценностной традицией...»

По мнению большинства критиков, среди созданных Брохом персонажей-«сомнамбулы» особенно ярким и многогранным является именно образ Хуґенау. Герой последнего романа трилогии является олицетворением последней стадии разрушения системы традиционных ценностей, образцом той диявольсько-механистической «деловитости» и «общественной морали», возникшие на почве пренебрежения всех прежних представлений, верований, идеалов. Бывший коммивояжер Хуґенау исповедует лишь ту относительную г опры настойчивое стремление стать абсолютным) ценность, которую Брох обозначил формулой «дело с дело». Ничто не остановит его на пути к социальному и финансового процветания - руководствуясь собственными интересами и безпомильним инстинктом самосохранения, Хуґенау дезертирует с фронта; следовательно, прибегая к мошенническим методам, он за смехотворно низкую цену покупает популярную газету, редактором и владельцем которой был Август Эш, протагонист второй части трилогии. А когда Германия оказалась в плену революционного хаоса, Хуґенау, наслаждаясь собственной безнаказанностью, убил Эша и изнасиловал его жену. Все это, однако, не помешало ему стать уважаемым бизнесменом...

Отдельно стоит сказать об особенности стиля романов Броха. Их композиционная структура является достаточно свободным - это особенно характерно для третьей части трилогии, текст которой пересыпан фрагментами написанного Брохом философского трактата «Распад ценностей» и, согласно авторскою концепцией симультанності, одновременно объединяет несколько самостоятельных жизненных историй. В своих произведениях писатель стремился достичь всеохватности, универсальности изображения действительности, а центральным в его мировоззренческой парадигме было понятие тотальности. Он, в частности, считал, что «искусство, способно воспроизвести тотальность мира, не является искусством».

Кроме того, Брох принадлежал к кругу интеллектуалов, которые разделяли шпенґлеріанське убеждению об упадке западной цивилизации. Одним из найжалюгідніших периодов в истории человечества было для него XIX века. Брох, в частности, считал, что Ш. Бодлер и Г. Вагнер (эти, по определению писателя, «немузичний гений музыки и непоэтичный гений поэзии») проложили путь к беспрецедентному произволу и анархии XX века.

Критики нередко называют Броха «немецким Джойсом», и для такой дефиниции существуют определенные основания. В частности, имя ирландского писателя нередко упоминается в есеїстиці Броха, который чрезвычайно высоко ценил Джойсів роман «Улисс». Кроме того, перу Броха принадлежит книга «Джеймс Джойс и современность» («James Joyce und die Gegenwart», 1936), в которой он, анализируя творчество автора «Улисса», в то же время высказывает свои соображения о жанровые и художественные особенности новейшего романа.

Начиная с середины 30-х годов, Брох работал над произведением, которому давал различные предварительные названия, но обычно именовал «Горным романом» («Der Bergroman»), и продолжал эту работу до самой смерти. «Горный роман» - это прежде всего произведение о массовую психологию. Действие его происходит в маленьком тирольском селе, жители которого одурманенные демагогическими обещаниями и в конце концов даже принимают участие в ритуальном убийстве молодой девушки.

Активизация тоталитарных режимов в Европе заставила Броха на определенное время прекратить литературное творчество. В течение 1937-38 гг. он работал над резолюцией для тогдашней Лиги наций, в которой говорилось о том, что международная борьба за соблюдение прав человека может остановить распространение фашизма. Свою точку зрения на коллективные психологические источники нацизма Броха впоследствии изложил в обстоятельной работе «Психология масс» («Massen psychologie», 1951), над которой он работал во время Второй мировой войны.

13 марта 1938 года во время гитлеровской аннексии Австрии Броха арестовало гестапо. В течение трех недель писатель ожидал смерти в тюрьме Альтаусзеє. Здесь он написал несколько элегий, которые впоследствии стали основой романа «Смерть Вергилия». Вскоре, благодаря вмешательству международной общественности и помощи Дж. Джойса, Т. Манна и других писателей, Брох получил разрешение эмигрировать из оккупированной Австрии. Сначала он переехал в Лондон, а осенью 1938 г. отправился в США.

Вершинным достижением Броха стал роман «Смерть Вергилия» («Der Tod des Vergil», 1945). В этой книге писатель наиболее полно реализовал принципы «поліісторичного романа», той «общей формы всех средств поэтического выражения», о которой он размышлял в своем эссе о творчестве Джойса. Действие романа Броха охватывает последние восемнадцать часов жизни Вергилия, в течение которых смертельно больной поэт размышляет о прошлом, борется с мучительным кашлем, грезит, а впоследствии, придя в себя, разговаривает со своими друзьями, с врачом, который пришел осмотреть его и подготовить к беседе с Октавианом Августом. В конце концов, именно после длительного и нелегкого разговора с императором Верґілій диктует завещание, а тогда его сознание постепенно угасает в предсмертном бреду.

Роман состоит из четырех частей, соответствующих четырем стихиям, из которых, по представлениям древних философов, состоит Вселенная. Они так и называются: «Вода - Прибытие», «Огонь - Восхождение», «Земля - Ожидание», «Эфир - Опять на родине». Символика, заложенная в каждую из частей произведения, созвучна с содержанием рассказа. В первом разделе говорится о прибытии в Брундизій кораблей римского императора Октавиана Августа, который возвращается из Греции. На борту одного из кораблей лежит больной Верґілій, которого на носилках переносят в местной императорской резиденции. Вторая часть описывает ночные размышления и грезы поэта, который не может заснуть на смертном ложе; третья - насыщенный посещениями и беседами последний день Вергилия; четвертая - предсмертные видения главного героя.

Возможно, самым ярким эпизодом романа Броха есть разговор Вергилия с императором. Немного ранее, общаясь со своими друзьями Плотієм и Луцієм, поэт признался, что хочет сжечь рукопись только что оконченного им «Энеиды». О Верґіліїв намерении узнает император, который приходит к больному, надеясь спасти «Энеиду», получив ее в подарок от автора с соответствующим посвящением. Верґілій для Августа - прежде всего певец «римского духа». Зато сам поэт, переосмысливая свою жизнь, чувствует приближение распада ценностей, которые он утверждал всем своим творчеством, и приходит к горькому выводу: «Пытался прославить, а не просто изобразить, как раз в этом и заключалась ошибка...» Собственно, именно поэтому предстоит сжечь «Энеиду»: ведь искусство призвано стремиться к истине, красота для него - отнюдь не самоцель, и монументальное величие Верґілієвої поэмы препятствовать беспристрастным потомкам следовать путем истины...

В последние годы жизни Брох активно сотрудничал с расположенным в Нью-Хейвен Йєльським университетом, а в 1949 г. получил исследовательскую стипендию от Сейбрук-колледжа. В этот период писатель напряженно (по 17-18 часов в сутки) работал, испытывая постоянный страх, что не успеет осуществить всех своих замыслов. К собственному творчеству Брох относился без свойственного многим литераторам позерства: в письме к Г. Арендт он, в частности, писал: «Самоутверждение не имеет ничего общего с внешним успехом (как бы не было приятно... иметь немного больше денег), наоборот, успех заставляет меня сомневаться в весомости моего труда: смысл труда, единственный смысл заключается в автономном самоутверждении».

Писатель умер от сердечного приступа накануне возвращения в Европу, о котором давно мечтал. Есть свидетельства о том, что перед смертью Брох, который в юности перешел из иудаизма в католицизм, намеревался вернуться в веру своих предков.



Г. Безкоровайный