ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

БРОДСКИЙ, Иосиф Александрович

(1940 - 1996)

БРОДСКИЙ, Иосиф Александрович - творчество писателя

БРОДСКИЙ, Иосиф Александрович (Бродский, Иосиф Александрович - 24.05. 1940, Ленинград (теперь Санкт-Петербург) - 28.01.1996, Нью-Йорк) - русский поэт, лауреат Нобелевской премии 1987 г.

Бродский родился в русскоязычной еврейской семье. Его отец был участником войны, дослужился до звания капитана третьего ранга, работал в Военно-Морском музее, однако в начале 50-х pp., во время организованной в СССР антисемитской кампании, вынужден был выйти в отставку и в дальнейшем работал журналистом во флотской газете. Мать поэта, Мария Вольперт, получила гуманитарное образование, но вынуждена была работать бухгалтером.

Мечтая в юности стать морским офицером (по примеру своего отца), Бродский после окончания семилетней школы попытался поступить во Второе Балтийское училище, где готовили подводников, но безуспешно. Таким образом 15-летний Иосиф навсегда покинул школу и устроился работать токарем на военный завод. В течение следующих восьми лет он сменил немало профессий и занятий: был помощником прозектора в областном морге, кочегаром, смотрителем маяка, коллектором в геологических экспедициях в Якутии, Средней Азии, на Дальнем Востоке. «Меня все интересовало, - вспоминал он позже, - я менял работы, поскольку хотел как можно больше узнать о жизни и людях».

В то же время Бродский увлеченно и настойчиво занимался самообразованием - посещал лекции на филологическом факультете ЛГУ, изучал английский, польский и сербохорватську языка, много читал. Писать стихи Бродский начал примерно в 18 лет, находясь в одной из геологических экспедиций. Как впоследствии вспоминал сам поэт, первым непосредственным импульсом к собственному творчеству послужила публикация в «Литературной газете» подборки стихов Б. Слуцкого, которая произвела на Бродского чрезвычайно сильное впечатление. Вскоре начинающий поэт начал посещать собрания литературного объединения при молодежной газете «Смена», где познакомился с близкими по возрасту и духу поэтами Есть. Рейном, В. Кушнером, Г. Горбовським, Д. Бобишевим. В современном российском литературоведении этих, довольно разных по таланту и творческой манерой, литераторов называют «ленинградской школой» (в противовес группе московских «шестидесятников» - Есть. Євтушенкові, А. Вознесенском, Г. Рождественскому). Лично себя Бродский как художник считал представителем «поколения 1956 г.» - того поколения, которое, будучи разбуженным венгерским восстанием, пережило «боль, потрясение, скорбь, стыд за нашу беспомощность».

Особенно дружеские отношения сложились у Бродского с Евгением Рейном, которого он даже считал своим единственным литературным учителем. Именно Есть. Рейн в 1961 г. познакомил друга с А. Ахматовой. В этот период Бродский много писал, переводил с английского, польского и чешского языков. В 1963 г. он уволился с последнего места работы и решил посвятить себя чисто литературной деятельности. На то время его поэзию уже знали как студенческая молодежь, так и неофициальные литературные круги (особенно популярными стали такие стихи, как «Рождественский романс», «Стансы», «Холмы»). СвоеобраВНОй «визитной карточкой» раннего Бродского был чрезвычайно прозрачный и эмоционально щемящий «Рождественский романс». Выстроенный на экспрессивно-смысловом повторении ключевых глаголов и эпитетов (но без экстатического нагнетания), с использованием типовых в жизни, но нетипичных в тогдашней поэзии образов («пьяниц, сомнамбул хор пчелиный», краля, в собственных гибнущая печалях» и др.), «Рождественский романс «подводил к «несвяткового» выводу:

Твой Новый год по темно-синий

воде в городском нуртовищі

плывет в печали незглибимім,

словно жизнь начнется снова,

как будто будут свет и слава,

и удачный день и вдоволь хлеба,

словно жизнь качнется вправо,

хитнувшись влево.

(Пер. Б. Щавурського)

В ноябре 1963 г. один из руководителей местных «дружинников» опубликовал в газете «Вечерний Ленинград» пасквільний фельетон «Кололітературний трутень», в котором обвинил Бродского в тунеядстве. На то время это было довольно серьеВНОе обвинение: поскольку молодой поэт не принадлежал к никаких официальных писательских организаций, то, по советским законам, мог заниматься литературной деятельностью только в свободное от основной работы время». В феврале 1964 г. Бродского арестовали. Сначала его на полтора месяца упрятали в психиатрическую больницу для принудительного обследования, а в июле 1964 г. состоялся трагіфарсовий суд, который объявил поэта «дармоедом» и приговорил к 5 годам ссылки. Полтора года Бродский провел в селе Норинське Архангельской обл. Там он работал рабочим в совхозе и, по собственному признанию, «чувствовал себя прекрасно среди удивительной северной природы, среди простых жителей российской «глубинки».

В ссылке Бродский продолжал писать: «Шум ливня...», «Песня», «Зимняя почта», «Одной поэтессе», «В селе Господь живет не по углам... «и т.д. В этих стихах еще только формируется эпическая «всеохватность» позднего Бродского, но зато уже четко : креслені такие стилевые доминанты, как эмоциональное освоение жизненных и внутренне-буттєвісних реалий, напряженность настроения, трагическая ирония. Суд над Бродским приобрел громкую огласку, привлеки внимание деятелей культуры не только в СССР, но и за рубежом. Освободить поэта от незаслуженного наказания просили А. Ахматова, Корней Чуковский, С. Маршак, Д. Шостакович, Ж. П. Сартр и др., то же, проведя в ссылке полтора года, в декабре 1965 г. Бродский вернулся в Ленинград. Однако он и в дальнейшем не имел возможности «лечить свои произведения - до отъезда на чужбину с напечатать в СССР только четыре стихотворения и несколько переводов. Зато росла его «самиздатовская» слава. Кроме того, произведения Бродского вышли в свет в США в 1965 г. - сборник «Стихи и поэмы» («Стихотворения и поэмы»), а в 1970 p. - «Остановка в пустыне» («Остановка в пустыне»). Вскоре под давлением советских чиновников и был вынужден покинуть Родину - ему было «рекомендовано» и «разрешено» эмигрировать в Израиль. 4 июня 1972 г. Бродский прилетел в Вену, где его встретил давний приятель, американский профессор-славист К. Проффер. Собственно, именно он на первых порах помогал Бродский адаптироваться к «западному» образу жизни, предложив поэту место преподавателя в Мичиганском университете.

Стоит отметить, что перед отъездом Бродский написал письмо генеральному секретарю ЦК КПСС Л. Брежневу с просьбой «разрешить... присутствовать в литературном процессе своего Отечества». Поэт тяжело переживал разлуку с родителями и маленьким сыном, которые остались в Ленинграде.

Эмигрантский период жизни Бродского был в целом небогатым на события: он, наконец, поселился в Нью-Йорке, поскольку не представлял своей жизни без морского пейзажа за окном, преподавал историю русской литературы во многих университетах и колледжах. В 1980 г. он получил гражданство США. Родители Бродского умерли в середине 80-х pp., так и не добившись разрешения на свидание с сыном.

В эмиграции Бродского много писал (стихи - на русском языке, эссеистику - преимущественно на английском), пытался популяризировать поэзию в американском обществе. На чужбине увидели свет его поэтические сборники «В Англии» («Англии», 1977), «Конец прекрасной эпохи» («Конец прекрасной эпохи», 1977), «Часть речи» («Часть речи», 1977), «Римские элегии» («Римские элегии», 1982), «Новые стансы к Августы» («Новые стансы к Августе», 1983), «Урания» («Урания», 1987).

В этих сборниках, по сравнению с поэзией раннего периода, прослеживается кардинальная эволюция как в плане содержательном, так и в плане формы. После 1972 года поэзия Бродского обогатилась сложными синтаксическими конструкциями, раВНОуровневой лексикой, большим количеством обособленных определений, усложненной поэтической строфікою. По меткому замечанию М. Крепса, «Бродский является новатором не только в тематике, но и в ритме, в рифмах, в метафорах, в эпитетах, в отказе от стилистически дифференцированной речи поэзии (в отличие от языка прозы), и все это новаторство крепко злютоване со смыслом. Собственно говоря, именно у Бродского содержание и форма становятся взаимно равными составляющими всей структуры поэтического творчества». Характеризуя стилевые доминанты поэзии Бродского, нельзя обойти и специфическую «оповідність», которая обычно реализуется через сложные ассоциативные образы или культурологические реминисценции; чрезвычайно своеобразную языковую организацию поэтического текста, которая «балансирует» на грани поэзии и прозы. Важными элементами поэтики Бродского есть: перенос (енжамбеман); акцентированы периоды (если оперировать терминами лінгвостилістики); «каталогизация» как один из основных приемов художественного освоения мира «в себе» и мира «вне себя».

«Формальным» и языковым изменениям в поэтическом наследии Бродского соответствует и качественно новая смысловая наполненность. Поэт пытается «соединить лиризм и философичность русской традиции с монументальностью и событийной масштабностью западноевропейского и американского представления о жизни» (Есть. Абрамовский).

Бродский пытался честно отвечать на поставленные вопросы. Видимо, именно отсюда - трагизм его поэтического космоса, который сквозит даже сквозь иронию или сарказм:

Я среди ночи смотрю в окно

и думаю о том, куда зашли мы?

От чего мы больше далеки:

от православності, а от эллинизма?

К чему мы близки? И что там, в будущем?

Не выпала нам теперь другая эра?

Которую мы дело общей назовем?

И что в жертву ей принести поднести?

(«Остановка в пустыне», пер. Г. Бескоровайного)

В эмиграции Бродский выдал англоязычный сборник эссеистики «Меньше единицы»(«Less then one», 1986), в который вошли написанные на заказ предисловия издателей в различных поэтических книг (К. Кавафіс, Е. Монтале, В.Г. Оден, А. Ахматова, М. Цветаева). Эта сборка была признана в США лучшей литературно-критической публикацией года.

В октябре 1987 г. Шведская королевская академия назвала Бродского лауреатом Нобелевской премии по литературе. А в конце 80-х гг. стихи Бродского наконец начали публиковаться в России, хотя поэт так и не захотел вернуться на родину, поскольку, по его мнению, «нельзя войти в одну и ту же реку дважды, даже если это Нева». Последние годы жизни Бродский провел в Нью-Йорке, тщательно оберегая свою частную жизнь от постороннего глаза. Однако известно, что он не любил своего дня рождения, а единственным днем рождения, который отмечал, было Рождество Христово; что в сентябре 1990 г. Бродский взял брак с Марией Содзоні - итальянкой русского происхождения, что в 1993 г. у них родилась дочь Анна, названная так в честь Ахматовой. Ночью 28 января 1996 г. поэт умер в Нью-Йорке, пережив к тому три инфаркта. Его похоронили в Венеции, в городе, который он любил и называл своей второй родиной.

Бродский был членом Баварской академии изящных искусств (1971), Американской академии и Института искусств и литературы (1979-1987), почетным доктором Оксфордского университета (1991), кавалером ордена Почетного Легиона (Франция); лауреатом «Премии гениев» Макартура (1981), Национальной премии литературных критиков (1986), премии «Золотой флорин» (Флоренция, 1995). Кроме того, он в течение года занимал почетный пост поэта-лауреата Библиотеки Конгресса США (май 1991 - май 1992), а в 1995 г. получил звание почетного гражданина Санкт-Петербурга (1995).



Г. Безкоровайный, Бы. Щавурський