|
БРЕТОН, Андре
(1896 - 1966)
БРЕТОН, Андре - творчество писателя
БРЕТОН, Андре (Breton, Andre - 18.02.1896, Теншбре, деп. Орн, - 28.09.1966, Париж) - французский писатель.
Бретон родился в семье нормандского торговца. Учился в Институте психологии и хирургии в Париже. Студентом заинтересовался природой психических заболеваний, а труда С. Фрейда (с ним он познакомился в 1921 г.) открыли ему идею подсознательного, что впоследствии легла в основу сюрреализма. Кроме Фрейда, юный Бретон увлекался поэзией В. Блейка, Лотреамона, А. Рембо. С началом Первой мировой войны Бретона мобилизовали в армию. В годы войны он сблизился с Г. Аполлінером, а также с движением дадаистов, возникший тогда в Швейцарии. В 1919 г. вместе с Л. Арагоном и Ф. Супово основал журнал " Литература» («Litterature»), который был первоначально органом дадаизма, а впоследствии - сюрреализма. На его страницах Бретон и Супово опубликовали первый сюрреалистический произведение - «автоматический текст» «Магнитные поля» («Les champs magnetiques», 1920), был записью потока видений. В 1924 г. Бретон написал первый «Манифест сюрреализма» («Маnifeste du surrealisme»), после которого сюрреализм консолидировал свои силы, начал формироваться как самостоятельное художественное направление, вышли первые номера журнала «Сюрреалистическая революция». Впоследствии получили огласку новые манифесты Бретона: «Сюрреализм и живопись» («Le Surrealisme etlepeinture», 1926) и «Второй манифест сюрреализма» («Second manifeste du surrealisme», 1930).
Бретон связывал с новой течению надежды на создание новой художественной реальности, которая была бы более реальной («надреальною»), чем существующая. В своем «Манифесте сюрреализма ««раз и навсегда» он дал определение сюрреализма: «Чистый психический автоматизм, благодаря которому мы хотим выразить на письме, устно или каким-либо другим способом, фактическое функционирование мысли без какого-либо управляемого разумом контроля, вне какой-либо эстетической или моральной предвзятостью». Относительно живописи Бретона выделил в сюрреализме три базовые принципы: 1) автоматизм; 2) использование т. н. «обманок» (trompel'oeil); 3) образы марев. Сюрреализм стремится к автоматической фиксации подсознательного. Художник-сюрреалист должен опираться на опыт снов, галлюцинаций, бреда, мистических видений и т.д. Именно в сфере бессознательного, по мнению сюрреалистов, кроются подлинные истины бытия. «Сюрреализм, - провозглашал Бретон, - базируется на вере во всемогущество сна, в враждебную любой целостности игру мышления». В то же время сюрреализм объявлял войну умственные, матеріалізмові, логике, морали, поскольку все это, по их мнению, тормозит и закрепощает творческие возможности.
В «Манифесте сюрреализма «Бретон перечислил предшественников течения, «начиная с Данте и Шекспира». Д. Свифта он назвал «сюрреалистом в яда-чості», Е. По - «сюрреалистом в развлекательности», Ш. Бодлера - «сюрреалистом в морали», А. Рембо - «сюрреалистом в жизненной практике». Генеалогия сюрреализма Бретона охватывает также маркиза де Сада, Ж. де Нерваля, Лотреамона, С. Малларме, Ж.М. Жарри, Г. Аполлинера. Все они, хоть и не были, за Бретоном, «во всем сюрреалистами», но в определенной степени подготовили возникновение новой авангардистского течения. Здесь уместно заметить, что непосредственно почву для появления сюрреализма подготовил дадаизм. Исчерпав себя, дадаизм в начале 20-х pp. XX в. удлинился в сюрреализме, и именно дадаист составили ядро сюрреалістської школы (Бретон, Л. Арагон, Т. Тцара, Ф. Супово), поэтому даже не всегда можно провести четкие границы между двумя течениями. Однако разница между искусством дала и сюрреализмом существенная: если дадаизм в своей основе был антимистецтвом, антитворчістю, культував бунт, деструкцию и чушь, то сюрреализм, наоборот, претендует на глубокое проникновение в сущность жизни. Эпатаж дадаистов уступает масштабным замыслам сюрреалистов, которые, по свидетельству Л. Бунюэля, «мало заботились о том, чтобы войти в историю литературы или живописи. Они прежде всего стремились... переделать мир и изменить жизнь».
Бретон был авторитарным лидером и не терпел возражений, поэтому многих его учеников оттолкнула его «тирания». В 30-х гг. основное ядро сюрреалистического течения распалось: Ф. Супово, Т. Тцара, А. Арто, Ж. Витрака, Г. Деснос, П. Элюар покинули ряды сюрреалистов. К тому же, в это время сюрреализм втянули в политику. Бретон вступил в коммунистическую партию, однако уже в 1935 г. он порвал с ней, хотя и остался сторонником марксистских идеалов. У1938 г. Бретон вместе с Л. Троцким организовал в Мексике Федерацию независимого революционного искусства.
В 20-30-х pp. Бретон выступал также как поэт и прозаик. Самобытность Бретона-поэта проявилось в сборниках «Свободный союз» («UunionlibK», 1931) и «Седовласый револьвер» («Le revolver a cheveux blancs», 1932). В романе «Надя» («Nadja», 1928) эпизоды повседневной жизни (автор называет ее «книгой о себе») сливаются с их сюрреалистическим восприятием («диковинки в повседневной»). Связь между явью и сном исследуется в прозаических произведениях Бретона - «Соединенные сосуды» («Les vases communicants», 1932), дилогии «Бешеная любовь»(«l'amour fou», 1937) и «Аркан, 77» («Агсапе, 17», 1945).
С началом Второй мировой войны в 1939 - 1940 гг. Бретон служил военным врачом. В 1941 г. он, как и ряд других сюрреалистов (дали, Танги), эмигрировал в США, а в следующем году устроил в Йельском университете выставку сюрреалистического искусства и выдал еще один сюрреалистический манифест. Весной 1946 г. Бретон вернулся в Париж. В 1947 г. он организовал еще одну сюрреалистическую выставку. Впоследствии Бретон издал свои новые книги: «Лампа в часах» («La lampe dans l'horloge», 1948), «Јerid»«(«Entretiens,» 1952), «На все четыре стороны» («La cle des champs,» 1953), «Магическое искусство»(U'art magique, 1957) и др.
Попытки Бретона возродить сюрреалистический направление в послевоенные годы во Франции не имели успеха. Однако принципы и приемы сюрреалистического искусства постоянно используются в различных сферах искусства. Сюрреализм повлиял на деятельность новых литературных течений («театр абсурда», «новый роман», литература «разбитого поколения» и др.). Сюрреализм, который от самого своего рождения стремился быть чем-то большим, чем новому стилю, стал определенным мировоззрением, определенным типом художественного мировоззрения.
Есть. Васильев
|
|
|