ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

БРЭДБЕРИ, Рэй

(рожд. 1920)

БРЭДБЕРИ, Рэй - творчество писателя

БРЭДБЕРИ, Рэй (Bradbury, Ray[mond] Douglas - нар. 22.08.1920, Вокіган, штат Иллинойс) - американский писатель-фантаст.

Рэй Дуглас Брэдбери родился 22 августа 1920 г. Второе имя Дуглас родители ему дали в честь знаменитого актера кинематографа Дугласа Фернбекса. Его детство прошло в небольшом городке Вогікані, которое впоследствии появится в его творчестве под названием «зеленого города» Ґрінтауна. Его отец, монтер телефонной станции, во время Великой депрессии 1932 года потерял работу, и в поисках лучшей жизни семья пересекла страну с севера на юг, а потом - с юга на север. В конце концов они оказались в Лос-Анджелесе, где Брэдбери окончил среднюю школу, и на этом его формальное образование закончилось. Живя на окраине Лос-Анджелеса, рядом с домом «фабрики грез» - киностудии Парамаунт, Брэдбери был вынужден зарабатывать на жизнь продавцом газет, одновременно пробуя свои силы в литературе. В одном из интервью на вопрос: «В каком возрасте вы начали писать? - Брэдбери ответил: «В двенадцать лет. Я не мог позволить себе купить продолжение «Марсианского воина» Е. Берроуза, ведь мы были бедной семьей... и тогда написал свою собственную версию». В августе 1936 г. в вокіганській газете появилась первая публикация будущего «фантаста № 1» - стихотворение «Памяти Вилла Роджерса», а в следующем году в лос-анджелесской «Антологии студенческих стихов за 1937 год» была опубликована поэзия «Голос смерти».

За трудом и творчеством, самодеятельными театральными постановками и поэтическими вечерами Брэдбери не забывал и об образовании. «У меня не было средств, - вспоминал позже писатель, - чтобы поступить в университет. Впрочем, университет ничего не дает для становления личности: писатель должен заниматься этим сам. Я посещал публичную библиотеку, работал там часами, по три, четыре дня в неделю. К двадцати годам я уже прочитал все значительные пьесы, знал американскую, французскую, итальянскую, английскую историю, знаменитые повести и рассказы». С 1943 г. Брэдбери стал профессиональным писателем, создавая до 52 рассказов в год.

Ранние рассказы писателя вошли в сборник «Темный карнавал» («Dark Carnival», 1947), «Октябрьская страна» (The October Country», 1955). Со «страшными» рассказами, как, например, «Ветер», «Карлик», «Коса», «Маленький убийца», «Электростанция», контрастируют «добрые» и чрезвычайно поэтические новеллы из цикла про сказочную семейку: «Дядюшка Эйнар», «Апрельские чары», «Возвращение домой». К теме инфернальный Зла, олицетворяемого в поэтическом образе «людей осени», противостоять которому способны лишь знания и невинный детский смех, Брэдбери вернулся в одной из лучших своих книг - мрачной «карнавальной» феерии «что-То страшное идет» («Something Wicked This Way Comes», 1962). Ее действие происходит в провинциальном американском городке, куда прибывает зловещий владелец «смертельных аттракционов» со своей свитой. Имя владельца - Тьма, а против него выступают любимые герои Брэдбери - подростки и отец одного из них, городской библиотекарь.

В 1947 году (27 августа) Брэдбери обвенчался с Маргарит Сюзанной Маклюр, с которой познакомился в одном из книжных магазинов Лос-Анджелеса, где она работала. А за день до этого он сжег «миллион слов» своих забракованных произведений. Сначала доход семьи Брэдбери составлял примерно 250 долларов в месяц: половину из них зарабатывал Рей, а вторую половину - жена. Дела улучшались с ростом его популярности.

Репутацию мастера научной фантастики Брэдбери принесли «Марсианские хроники» («The Martian Chronicles», 1950), где говорится про космическую войну в ближнем будущем. События происходят в 1999-2028 pp. Земляне хотят завоевать Марс. Для земной цивилизации, охваченной кризисом, эта война заканчивается полной катастрофой. Атомные взрывы опустошили материки. Уже в этом произведении, как и в следующем после него романе «451° по Фаренгейту» («Fahrenheit 451°», 1953), проявились характерные особенности прозы Брэдбери - сочетание фантастики с острым социальным критицизмом, которое аргументируется спецификой современной ситуации предвидения будущего. 451° - это температура, при которой горит бумага. В романе речь идет о сжигании книг, о запрете свободы слова, о гибели культуры в условиях тоталитарных режимов, очертания которых четко проступает в настоящем. Центральный персонаж романа - «пожарник», человек, который сжигает книги. Он говорит: «Это не начата работа. В понедельник книги Эдны Міллей, в среду - Уитмена, в пятницу - Фолкнера. Сжигать в пепел, затем сжечь даже пепел. Таков наш профессиональный долг». Людям не позволяют думать, размышлять о своей судьбе («Не дай Бог, если они станут делать выводы и обобщения»). Вводится интеллектуальный стандарт; людей, которые читают, объявляют сумасшедшими. Культивируется тип человека, которая потеряла свое лицо, свою неповторимость.

Значительной частью литературного наследия Брэдбери есть новеллы. Большинство из них вошли в сборники: «Человек в картинках» («The Illustrated Man», 1951), «Золотые яблоки Солнца» («The Golden Apples of the Sun», 1953), «Лекарство от меланхолии» («A Medicine for Melancholy», 1959), «Р - значит ракета» (R Is for Rocket», 1961), «Машины счастья» («The Machineries of You», 1964), «К - значит космос» («S Is for Space», 1966), «Пою тело электрическое»(«I Sing the Body Electric», 1969), «после полуночи» («Long After Midnight», 1976), «Духи навсегда» («The Ghosts of Forever», 1981), «Рассказы о динозаврах» («Dinosaur Tales», 1983), «Преобразователь Тойнби» («The Toynbee Convector», 1988), «Классические рассказы 1» («Classic Stories 1», 1990) и «Классические рассказы 2» (1990) и др.

Во многих рассказах Брэдбери затрагивает проблему детей и детства. При этом не идеализирует своих героев, а пытается раскрыть обе их ипостаси, добру и злу. В классическом рассказе «Вельд «дети предстают маленькими монстрами, которые не останавливаются перед убийством родителей ради возможности беспрепятственно смотреть в «телевизор» будущего. Детская жестокость изображена и в рассказах «Детская площадка» (1960) и «Все лето в один день» (1954). И, наоборот, вера в детей, любовь и человечность пронизывают рассказ «Каникулы», «Предвечернее берег», «Здравствуй и прощай», «Мальчик-невидимець», «Ракета», «Подарок», «Пою тело электрическое».

Довольно часто в своих произведениях Брэдбери предстает страстным «космістом», звездным романтиком, который воспринимает будущую космическую экспансию человечества скорее как поэтический символ. Пионерским пафосом проникнуты рассказы «Икар Монгольфье Райт», «Конец начальной поры», «Космонавт», «Золотые яблоки Солнца». В то же время будущее освоение космоса может быть полна драматическими приключениями и трагедиями. Обычный метеорит вызывает гибель героев рассказа «Калейдоскоп», а в рассказе «Здесь могут появиться тигры» «живая» планета вынуждена защищаться от хищных аппетитов землян. Оригинальный космический мир выстроен в небольшой повести «Лед и пламя». Одна из найпронизливіших и трагических новелл Бредбери - «Ревун», в которой последний ископаемый ящур, который еще сохранился в океане, плывет на сигнал маяка, приняв его за «соплеменника».

Как и другие мастера американской художественной футурологии (К. Воннегут, Г. Шекли), Брэдбери пишет о губительных для человечества последствия антигуманного техницизма, о том, что на современной стадии научно-технической революции многие ее открытий обернулись несчастьем для людей. Брэдбери с большой художественной силой воссоздал атмосферу 50-х годов, когда тень атомной войны зависла над землей. В «Марсианских хрониках «передано чувство страха, охватившее людей, которые живут в напряженном ожидании катастрофы. Один из персонажей - рядовой налогоплательщик на фамилия Причард - любой ценой хочет полететь на Марс: «Любая со здравым смыслом человек мечтает смыться с Земли. Не позднее, чем через два года, на Земле разразится атомная война, и он отнюдь не намерен ждать, когда это случится». Человек хочет быть «подальше от войн и правительства, которое не дает шагу ступить без разрешения, который подмял под себя и науку, и искусство!»

По всей горькой остроты откровений, содержащихся в ней, проза Брэдбери поэтическая. В его рассказах и романах звучат предупреждения, обращенные к людям, страх за их будущее, боль и печаль, и чрезвычайно редко - надежда. Возникают картины опустошенной земли, висхлих водоемов, одиночества тех, кто случайно остался в живых.

Сейчас писатель проживает в пригороде Лос-Анджелеса, в доме, где он с женой воспитал четырех дочерей.

Брэдбери - почетный доктор литературы колледжа Вітьє (штат Калифорния), лауреат многих литературных наград и премий, а американские астронавты, побывавшие на Луне, нанесли на его карту Кратер Одуванчиков, назвав его так в честь «Кульбабового вина «- романа их любимого писателя. Верный идеалам детства, Брэдбери принципиально никогда не летал самолетом и не управлял автомобилем. Бесспорно, вполне обоснованным является мнение В. Скурлагова о том, что «в творчестве Брэдбери, которому американская НФ значительной степени обязана признанием в кругах литературного истеблишмента, органично сочетаются «твердая» (природничонаукова) НФ, фэнтези, готический роман, «роман ужасов», пронизана ностальгией поэтическая проза, а, кроме того, мрачный пессимизм относительно перспектив техногенной цивилизации и «детский» романтизм, идеализация обычной жизни на земле; образован уникальный художественный сплав едва ли поддается жанровой классификации».



H. Михальская