ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

БРАВНІНҐ, Роберт

(1812 - 1889)

БРАВНІНҐ, Роберт - творчество писателя

БРАВНІНҐ, Роберт (Browning, Robert - 7.05.1812, Кембервелл, пригород Лондона - 12.12.1889, Венеция) - английский поэт викторианской эпохи.
В общем контексте литературного процесса XIX в. творчество Бравнінґа является переходным эстетическим явлением на пути от романтизма к реализму; творческий метод Бравнінґа сформировался под значительным влиянием романтической поэзии (П.Б.Шеллі, Д.Н.Г. Байрон) и в то же время в нем отчетливо прослеживаются черты, характерные для поэтики реалистического романа (Ч. Диккенс, О. де Бальзак).

Будущий поэт был первым ребенком в семье Роберта Бравнінґа и Сары Анны Видеманн. Мать поэта была искренней євангелісткою немецко-шотландского происхождения, прекрасно играла на фортепиано. Об отце же можно сказать, что он работал банковским служащим, был весьма образованным человеком, знал несколько иностранных языков, интересовался живописью и любил разные причудливые истории. Роберт Бравнінґ-старший был сыном богатого предпринимателя - владельца сахарных плантаций в Вест-Индии, однако в юности он поссорился с семьей и отец лишил права на наследство (причиной конфликта стало резкое осуждение юношей использование труда рабов на семейных плантациях).

Образование будущий поэт получил дома, целыми днями просиживая в богатейшей (более 6000 томов домашней библиотеки. Правда, как-то родители все-таки сделали попытку устроить мальчика в соседней начальной школы, но через некоторое время администрация заведения решила избавиться от слишком способного, по мнению учителей ученика, чтобы его выдающиеся успехи в учебе не подавляли других школьников - достаточно сказать, что 12-летний Бравнінґ читал Гомера в оригинале, а еще через два года подготовил к печати первый сборник стихов. В возрасте 16 лет Бравнінґ начал обучение в только что созданном Лондонском университете, но через некоторое время бросил учебу, заявив, что такая формальная образование поэту не нужна.

В творчестве Бравнінґ различают три периода: первый - с 1833 по 1846, второй ("итальянский") - с 1545 по 1861, третий - с 1861 по 1889 гг.

Литературным творчеством Бравнінґа увлекся под влиянием П.Б.Шеллі, жизнь и творчество которого, к тому же, стали источником атеистических взглядов молодого поэта. В 1833 г. Бравнінґ анонимно опубликовал поэму «Полина: фрагмент исповеди» («Pauline: A Fragment of a Confession»). В следующем году поэт посетил Россию, а в 1838 г. совершил свое первое путешествие в Италию. В раннем творчестве Бравнінґа доминирует интерес к образу героической личности и подвига - черты, характерные для многих тогдашних эпигонов романтизма. То же первые шаги Бравнінґа на литературной ниве не привлекали значительного внимания - вплоть до публикации поэмы «Парацельс»(«Paracelsus», 1835), герой которой, ученый Парацельс, стремится к знаниям и находит смысл жизни в служении людям.

Среди ранних произведений Бравнінґа выделяется поэма «Сорделла» («Sordello», 1840), сюжет которой разворачивается на фоне тревожных событий, происходивших на территории южной Европы в XIII в. Это произведение Бравнінґа оказал значительное влияние на формирование концепции эпической поэмы «Cantos», что принадлежит перу Е. Паунда, одного из крупнейших революционеров в поэзии XX в. Впрочем, отношение современников к «Сорделла» оказалось крайне враждебным - критики единодушно признали поэму слишком непонятной и сложной, поэтому это фиаско более двадцати лет омрачало поэтическую репутацию Бравнінґа.

В течение 1837-1846 гг. Бравнінґ познакомился с Т. Карлайлом, Ч. Диккенсом, А. Теннисоном и другими корифеями тогдашней английской литературы. В этот период он также пробовал писать стихотворные драмы для большой сцены. В частности, проблеме нравственного идеала посвящена поэтическая пьеса «Пиппа проходит» («Pippa passes», 1841), в которой носителем гуманистических идей выступает молодая ткачиха, наивная и простоватая Пиппа. Путешествуя по городам родной Италии, она сочувственно наблюдает за жизнью своих соотечественников.

Бравнінґ стал известным в литературных кругах после выхода в свет его поэтических сборников «Драматическая лирика» («Dramatic Lyrics», 1842), «Драматические поэмы»(«Dramatic Romances and Lyrics», 1845).

В сентябре 1846 p. Бравнінґ женился на поэтессе Элизабет Баррет (1806-1861) и поселился вместе с ней во Флоренции. В течение следующих 15 лет он писал сравнительно мало. В 1861 г. Элизабет умерла, и поэт вместе со своим сыном Робертом Барретом Бравнінгом (1849-1912) вернулся в Лондон. Здесь Бравнінґ создал свое крупнейшее произведение - роман в стихах «Кольцо и книга» («The Ring and the Book», 1869), сюжет которого основан на реальном факте и рассказывает о устроен 1698 года в Риме судебный процесс над графом Гвидо, который из корыстных побуждений совершил убийство. В этом произведении Бравнінґ зарекомендовал себя тонким мастером психологического анализа. Книга содержит десять стихотворных рассказов, в которых речь идет о том же преступлении, но под разным углом зрения. Бравнінґ сделал поэзию соперницей прозы, и именно поэтому часто употреблял в своем тексте фразеологизмы и идиомы, распространенные в текущем речи. Другой особенностью его творческой манеры было то, что поэт нередко излагал свои идеи настолько сжато и экономно, что многие читатели даже не могли понять, что же он имеет в виду.

На протяжении 50-60-х гг. репутация Бравнінґа начала укрепляться. В 1855 г. вышел шедевр его зрелого творчества - «Мужчины и женщины» («Men and Women»). Опубликовав книги «Действующие лица»(«DramatisPersonae», 1864)и «Кольцо и книга» (1869), Бравнінґ вернулся на литературную авансцену. Начиная с 1866 г., после смерти отца, Бравнінґ жил вместе со своей сестрой, в основном проводя несколько месяцев в Лондоне, а остальное время находясь за городом или за границей. В 70-х pp. XIX ст. Бравнінґ опубликовал несколько своих произведений, в частности, драматическую поэму «Записки заезжего двора» («The Inn Album», 1875), герои которой - две пары влюбленных - обмениваются посланиями, используя для этого книгу записи постояльцев в постоялом дворе. Примерно в то же время он также завершил перевод Есхілового «Агамемнона».

Немало произведений Бравнінґ основываются на известных литературных сюжетах, мотивах и образах. Поэта вдохновляла творчество Й.В.Ґете и В.шекспира, Д.Н.Г. Байрона и П.Б.Шеллі; одна из его последних поэм - «Фіфіна на ярмарке» («Fifme at the Fair», 1872) - является художественным переосмыслением истории похождений Дон Жуана.

Бравнінґ скончался 12 декабря 1889 года в Венеции, в доме своего сына. И хотя сам поэт завещал похоронить свое тело во Флоренции, однако по разным причинам это оказалось невозможным, поэтому гроб с покойником перевезли в Англию и похоронили в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства.



Г. Безкоровайный