ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

БОРХЕРТ, Вольфганг

(1921 - 1947)

БОРХЕРТ, Вольфганг - творчество писателя

БОРХЕРТ, Вольфганг (Воrchert, Wolfgang - 20.05.1921, Гамбург - 20.11.1947, Базель) - немецкий писатель.

Отец Борхерта - школьный учитель, мать увлекалась литературой, писала рассказы. Литературное призвание Борхерта проявилось рано: начиная с 1938 г. он публиковал стихи в гамбургской прессе. Изучал актерское мастерство, три месяца в 1941 г. работал актером в труппе театра в Люнебурге. В том же году его призвали в вермахт, а в декабре 1941 г. отправили на Восточный фронт. Борхерт участвовал в боях под Москвой. Ранен, из госпиталя он был переведен в следственную тюрьму в Нюрнберге по обвинению в умышленном нанесении телесного повреждения. Провел шесть недель в одиночной камере, ожидая смертной казни. После судебного оправдания в 1942 г. его отправили на Восточный фронт. Обмороженный, переболел желтухой и сыпным тифом. В декабре 1943 г. признан негодным к строевой службе, получил назначение в фронтовой театр, но был арестован за анекдоты и пародии на речи Геббельса и заключенный в Моабітську тюрьму, откуда весной 1945 г. Борхерт снова отправили на фронт. В апреле 1945 г. он попал в плен к французам под Франкфуртом-на-Майне, откуда бежал, симулируя сумасшествие.

Пешком добрался в Гамбург, где узнал о капитуляции фашистского правительства. Начал работать в Гамбургском театре, выступал в кабаре. Болезнь резко прогрессировала, с конца 1945 г. он прикован к кровати. Продолжал писать рассказы и стихи. В 1946 г. вышла в свет его сборник «Фонарь, ночь и звезды» («Laterne, Nacht und Sterne»), в которую вошло четырнадцать стихов. 22 сентября 1947 г. Борхерт покинул Гамбург, чтобы лечь в госпиталь Святой Клары в Базеле. Премьера пьесы «На улице перед дверью» («Draussen vor der Tiir») - выдающегося произведения Борхерта - состоялась в Гамбургском Камерном театре на следующий день после смерти автора, 21 ноября 1947 г.

Пьеса «На улице перед дверью» была написана в январе 1947 г. в течение восьми дней. 13 февраля была поставлена на гамбургском радио, но автору не повезло ее услышать, поскольку в районе, где он проживал, было отключено электричество. Драма имеет подзаголовок «Пьеса, которую ни один театр не захочет ставить, ни одна публика - смотреть». Однако пьеса была переведена на многие иностранные языки и поставлена не только в Германии и Швейцарии, но и в Осло, Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Токио, Белграде, Паневежесі. В 1947 г. пьесу экранизировали. К автору пришла посмертная мировая слава.

Пьеса «На улице перед дверью «нелицеприятно выносила вердикт прошлом и настоящем Германии. Реальность биографий тех, кто выжил, конкретность исторического момента - осень сорок пятого года, пережитая лично автором и его поколением, нашли в драме фантасмагорическую форму. Борхерт игнорирует грани между жизнью и смертью, сном и явью, фантазией и реальностью. Главный персонаж драмы - унтер-офицер Бекман вернулся с фронта физически и духовно искалеченным. Он оторван от жизни: отравились его родители, изменила жена, погиб ребенок, нет крыши над головой, нет хлеба, нет будущего. Его мучают кошмары войны, пережитые под Москвой и Смоленском. Он помнит, как, выполняя приказ полковника, сделал за одну ночь одиннадцать женщин вдовами. Ключевое слово монологов Бекмана - «ответственность», но никто не хочет разделить ее с ним. Упитанный полковник прогоняет его от себя прочь как опасный воспоминание. Директор варьете смеется с него, как с шута. Женщину, которая дала ему приют, он оставляет, чувствуя себя виноватым перед ее мужем, таким же фронтовиком, как Бекман. Мир после войны перевернулся, люди забыли про совесть и покаяние, сам Господь Бог жалуется на то, что в него перестали верить. В драме Борхерта, наряду с конкретными персонажами, возникают и ирреальные образы. Это старая Эльба, которая выбрасывает из своих вод самоубийца Бекмана, приказывая ему жить; это и какой-то Второй, который уговаривает Бекмана, быть как все. Пьеса Борхерта выражала чувства и надежды, которые характеризовали эмоциональную атмосферу Германии первого послевоенного года.

Война на передовой и в тылу определяла содержание рассказов Борхерта. Большинство сюжетов автобиографичны. О том, как остаться человеком за тюремными решетками, даже если осталось жить считанные часы, говорится в таких рассказах, как «Наш маленький Моцарт» («Unser kleine Mozart»), «Одуванчик» («Die Hundeblume»), «Воскресное утро» («Ein Sontagmorgen»). Голодные, бездомные, поймай, сироты и вчерашние солдаты, которые устали от одиночества и скуки, - герои рассказов Борхерта, действие которых разворачивается в послевоенном Гамбурге: «Хлеб» («Das Brot»), «Вороны вечером летят домой» («Die Kranen fliegen abends nach Hause»), «Война и принесла ему немало печалей» («Er hatte Б] Arger mit den Kriegen»).

В лирике Борхерта чувствуется влияние P. M. Рильке. Герой его стихов - трогательная и беззащитная семья, одинокая перед громадиной города. Все творчество Борхерта пронизывает ненависть к войне и фашизму, и эта тема стала его приоритетом в послевоенной західнонімецькій литературе.

В Украине творчество Борхерта исследовали Л. Антонова, В. Гецене, Л. Тимощук. Украинский язык отдельные произведения Борхерта перевели В. Василюк и др.



В. Пронин