ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

БОРҐЕН, Юхан

(1902 - 1979)

БОРҐЕН, Юхан - творчество писателя

БОРҐЕН, Юхан (Borgen, Johan - 28.04.1902, Христиания - 16.10.1979, Валер (Йостхул) - норвежский писатель.

Он родился в обеспеченной и респектабельной семье адвоката, получил хорошее образование. Кроме романов, ему принадлежат новеллы, пьесы, статьи о литературе, театр, культуру и политику. Борґен был редактором и режиссером, избил выступать на радио, чувствуя таким образом близость к своим соотечественникам. Его творчество вобрало воздействия М. Пруста и Дж. Джойса, национальные корни его произведений начинаются от Г. Ибсена и К. Гамсуна. Из современников на Западе он особенно ценил М. Фриша. Человек огромной работоспособности, Борґен ежедневно писал не менее 7-8 часов и был чрезвычайно раВНОсторонней личностью. Его современник - литературовед В. Далл - отмечал, что Борґена можно было представить себе группой авторов, куда входили «лирик, политик, клоун, двое-трое детей, просто человек, обогащенная жизненным опытом, а возможно, и кто-нибудь другой».

Его социально-критические, философские произведения за все исследуют человеческую душу. Психологическая мастерство и философская глубина размышлений ставят его в один ряд с лучшими писателями мира - его современниками. Как последователь философии экзистенциализма, он учитывал, что человек постоянно находится в пограничной ситуации и обязана сделать свой выбор и выбор своего пути. В статье «Воображение и искусство» («Innbilmngens verden», 1960) он заметил: «Мы живем как бы в пограничной зоне, и нас постоянно манит от повседневной до необычного. Законы, действующие в этой зоне, стимулируют захват, которые противоречат элементарному здравому смыслу». И продолжил через несколько страниц:»...мы продолжаем жить со своей «раздвоенной личностью» и своей беспредельной тревогой в пограничной области, которая называется нашей жизнью...» Эти высказывания писателя дают ключ к его пониманию личности и ее возможностей. При этом писатель видит не только «разорванность» своих героев, но и чрезвычайно тяжелые внутренние конфликты, которые являются следствием одновременно существующих желаний познать себя и мир и боязни страданий, что являются неизменными спутниками во время погружения в реальную действительность. Шатания между «беззаботным напівдобробутом» и бездумностью, с одной стороны, и чрезвычайно сильными ощущениями и переживаниями, которые неизбежно возникают при попытке проникнуть глубже поверхности явлений, - это та атмосфера, что постоянно присутствует в произведениях Борґена.

Одна из сборников его новелл называется «Одинокие деревья в лесу» - так можно было бы охарактеризовать героев писателя: они в обществе, но все они одновременно трагически одинокие, никем не понятны, их изолированность так же трудно преодолеть, как невозможно переставить в лесу деревья. И еще одно необходимое предварительное замечание: Борґен считал (ст. «О профессии писателя» - «Вот digte», 1975), что чрезвычайно важную роль в формировании личности играют детские воспоминания. Сам о себе он писал, что конский запах, который шел от школьного ранца, вспомнился, когда миновали годы обучения, развил его воображение и сделал его писателем. Эта идея «воспоминания» теснейшим образом сочетается в Борґена с идеей творческого воображения, которая основывается на воспоминании, на опыте; именно воспоминания «дают толчок новым мыслям, которые, в свою очередь, оплодотворяют фантазию». Порываясь к правде, но отделяя искусство от действительности, Борґен утверждал, что «выдумка может быть правдивее от порожденной ею голой правды», поскольку ход событий в ней случайный, а вместо «художественное произведение не возникает случайно». Художественное произведение, в котором автор «повіряє самое сокровенное» читателю, чтобы пробудить его собственную активность в познании мира, является результатом напряженного труда, труда мысли в первую очередь.

С 1923 г. Борґен занимался журналистикой, его статьи всегда были посвящены самым актуальным проблемам современности: он предупреждал соотечественников об опасности фашизма, боролся за освобождения его узников; во время Второй мировой войны под псевдонимом (убрав фамилию смешного человечка из фольклора Мумле - Гусиное яйцо) с помощью эзоповского языка находил возможность писать о настоящей жизни страны под гнетом оккупантов. Острое ощущение своего гражданского долга привело его в годы оккупации в ряды Сопротивления, за что он был арестован и заключен в концлагерь Грини. Через полгода ему удалось эмигрировать в Швецию, где была издана его книга «Дни в Грине»(«Dager pa Grini», 1941-1942), втайне написана в концлагере. В ней изображались не страдания заключенных (об этом много писали до него, он не повторялся), а осмислювалося то, что происходит в мире.

Первый сборник новелл Борґена, которая появилась в 1935 p., успеха ему не принесла, но уже следующие заставили увидеть в нем тонкого психолога, поэта природы, внимательного наблюдателя, который умеет замечать сложность социальных взаимоотношений, развращающее влияние мира денег на человека. Тема детства значительно полнее воплотилась в сб. «Душа ребенка»(«Barnesinn», 1937), где столкнулись мир взрослых и мир детей. Сокровенные детские муки, невысказанные страдания, мысли, которые не находят отклика, собственные законы поведения, которые не могут понять взрослые, стали содержанием этих новелл. Мир этот не менее трагический, чем мир взрослых. Поэзия детства отразилось в новелле «Козолист» («Caprifolium», 1948) со сб. «Медовый месяц». До единичных в Борґена произведений о счастье относится новелла «Ты, любовь, меня забери из теней віддзвенілого детства!» из сб. «Новеллы о любви» («Noveller om kjaerlighet», 1952). Тонкой наблюдательностью и любовью к простым людям проникнута новелла «Домик у моря» («Sommer huset») из сб. «Избранные новеллы» («Noveller и utvalg», 1961).

Упоминавшаяся ранее зб. «Одинокие деревья в лесу» («Traer alene и sk'ogen», 1969) вновь заставляет читателя заглянуть в глубины психологии человека, которая не находит родственных душ. Новеллу Борґена скорее можно назвать рассказом, поскольку в ней отсутствует и сюжетная неожиданность, которая присуща новеллистике. Его новелла ближе к рассказу А. Чехова, высоко поціновуваного норвежским писателем: в ней больше наблюдений за психологией людей, стремление передать их невидимое душевное и духовное жизни. В романе «В конечном итоге» («Nar alt kommer til alt», 1934) - гостросатиричному в изображении общественной морали - намечаются основные темы его произведений данного жанра - поиски человеком самого себя, размышления о смысле существования, о месте человека в обществе, о сущности связей человека с обществом. Роман «Лета нет» («Ingensommer», 1944) был первым сочинением на тему оккупации и Сопротивления. В нем показан путь интеллигента от занятий искусством до активного сопротивления оккупантам.

Самым значительным произведением Борґена стала трилогия о Вилфреда Саґена - «Маленький лорд» («Lillelord», 1955), «Темные источники» («De m0rke Kilder», 1956), «Вот мы его и поймали» («Vi har hamn na», 1957). Здесь сочетаются все главные темы Борґена. В трилогии прослеживается судьба героя, начиная с четырнадцатилетнего возраста к гибели, когда ему уже больше сорока. Вилфреда Саґена никак нельзя определить однозначно - в нем сложно переплелись самые противоречивые человеческие черты. Автор исследует их истоки и их развитие. Одновременно Борґен ставит себе целью показать механизм, закономерность и даже моральную законность связей человека с обществом, обязательность для человека соблюдение норм того общества, которое его воспитало. Все произведение построено на контрастах и в то же время он чрезвычайно органичен, логически мотивирован, законченный. Борґен отмечал, что искусство «не только способствует выходу из подчиненной здравому смыслу повседневности, оно связано с познанием самой себя. А это может быть опасным». Радикальность художника зависит от того, насколько его искусство противоречит общепринятым представлениям о личности. Роман о Вилфреда Саґена - это, действительно, во многом отход от добромисного здравого смысла, самопознания художником самого себя и через себя самого - своего героя, а потому и изображение совсем необычной психологии и необычной самосознания. Поэтому не случайно роман о Вилфреда Саґена называли романом о предателе, хотя на самом деле Борґен-экзистенциалист исследует пограничну ситуацию.

Первая часть романа, в которой изображена юность героя, построена на контрасте видимости и сущности в поведении и душе подростка. Внешне он похож на маленького лорда Фонтлероя - героя книги Ф. Бйорнет: такой же обаятельный, такой же воспитанный юный Вилфред. Но он уже живет двойной жизнью: подделывает письма учительницы к матери и ее ответы учительнице, забирается в самые опасные районы Осло и подговаривает уличных мальчишек ограбить табачную лавочку. Его манит неизвестное не за то, что оно ложное, не за то, что он хочет такими неординарными способами отстоять свою самостоятельность, то внутреннее «я», которое все любящее его окружение стремится подогнать под общепринятый образец. Мальчик одаренный, способный тонко чувствовать и просто проникать в сокровенные мысли окружающих, он не может открыть им свою душу, так это то, что для него является самым святым. Он инстинктивно не желает впустить туда ложь и пошлость, хотя сам совершает преступления против общепринятой нравственности. Автору удается изобразить героя не банальным, испорченным с детства искателем приключений, а именно очень сложной, отзывчивым, талантливым человеком, которая ищет саму себя, которая ищет ту форму реализации личности, которая раскрыла бы все его возможности, не осквернив сокровенных чувств.

Вторая часть книги описывает героя юношей во время Первой мировой войны, когда большинство его бывших товарищей занята обогащением всеми возможными и невозможными путями. Его, начинающего художника, окружает пошлость. Самой сложной является последняя часть, где как бы суммируется то, к чему приходит герой и к чему приходят те, кто знал его. Время действия - Вторая мировая война, которая создает своеобразную «пограничну» ситуацию в сфере мировосприятия. Вилфред Саґен не присоединился к Сопротивлению и через то вызывает подозрение в его участников, но он не служит и оккупантам - не доверяют ему и те, однако у него есть связи с теми и другими. Два момента кажутся особенно важными. Во-первых, Вилфред не принимает тех упрощений, которые считают необходимыми участники Сопротивления, немцы для него не все бандиты и негодяи, он не считает, что «мораль требует упрощения». Во-вторых, среди немцев у него появляется своеобразный двойник, который признается, что в Вілфреді он видит «кусок самого себя», своего брата. Эта тема для Борґена, который хочет осмыслить саму возможность возникновения войны и верит в человеческое сообщество, независимо от национальности, очень важна. Он словно заставляет людей подать друг другу руки, тех людей, которых политика заставляет убивать друг друга. Но все же отношение Борґена - участника Сопротивления - к немцы имеет отпечаток определенной пренебрежения. А его Вилфред Саґен, которого все - даже родственники, которые желают ему добра, обвиняют в том, что он не хочет жить просто, как другие, и которого участники Сопротивления, не имея доказательств, только по подозрению, приговаривают к смерти, совершает смелый поступок, которым гордятся участники Сопротивления, приписывая его неизвестному герою, замордованому фашистами. И руку Вилфред (эгоист, по мнению большинства) теряет, спасая ребенка. Вилфред погибает в Борґена не потому, что его нужно казнить как предателя, а потому, что он не хотел упрощений, стоял выше большинства окружающих его людей, не был похожим на них и вызвал подозрение. Автор изобразил трагедию неординарного человека в мире среднестатистических людей.

В романах «Я» (1958), «Голубая вершина» (1964), «Красный туман» («Den rvxie taken», 1967) Борґен отдал должное модернизму: сложная символика, смещение времен, условность. Задача же осталось прежним - осознание личностью собственной сущности, суд человеком самого себя. В романе «Красный туман» автор использовал оригинальную коллизию для самоанализа - герой оценивает себя, зная, что он совершил преступление. Тема содеянного, но не раскрытого преступления, как способа наиболее полного исследования характера неоднократно присутствовала в произведениях Борґена. Ситуации нередко абсурдные, но писатель считал, что абсурд не противоречит художественности, поскольку искусство создает особую реальность, «надреальність», далекую от рабского копирования действительности, от здравого смысла, а в этом всегда есть элемент абсурда, даже в общепризнанных реалистов.

Украинский язык отдельные произведения Борґена перевели В. Сенюк и Н. Иваничук.



Г. Храповицкая