ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

БОМАРШЕ, Пьер-Оґюстен Карон де

(1732 - 1799)

БОМАРШЕ, Пьер-Оґюстен Карон де - творчество писателя

БОМАРШЕ, Пьер-Оґюстен Карон де (Beaumarchais, Pierre-Augustin Caron de - 24.01. 1732, Париж - 18.05. 1799, там же) - французский драматург.

Жизнь и творчество Бомарше можно считать гражданским подвигом: его деятельность была протестом против социальных устоев «старого порядка». Сын ремесленника-часовщика и сам часовщик, он начал с того, что изобрел анкерный спуск в часовом механизме (что свидетельствовало о его таланте механика) и смог защитить свое изобретение, присвоенный одним королевским часовщиком. Таким образом он, подмастерье, выиграл свой первый процесс, замірившись на существующую систему и нарушив установленный порядок. Его заказчиками стали королевская семья, знать, богатые финансисты. Постепенно Бомарше занял высокое общественное положение, получил важные должности. Он примкнул к финансовых, банковских, коммерческих операций. Бомарше был предприимчивым и ему часто везло.

В 1764 г. он впервые отправился за границу - сначала в Испанию, где выполнял поручения французского правительства, связанное с деликатными политическими и экономическими обстоятельствами: в 70-х гг. он несколько раз посетил Англию, Голландию, Австрию. Целью его поездок было выполнение различных дипломатических поручений. Бомарше убедил французское правительство оказать помощь Северной Америке в ее борьбе с метрополией. Имея редкое дипломатическое дарование, Бомарше вел тайные переговоры с американскими агентами, заключил соглашение между Францией и Америкой и снабжал повстанцев оружием.

В 1773-1778 гг. Бомарше вел длительный судебный процесс по поводу наследства со своим соперником графом де Лаблашем. Этот процесс, выигранный им в конце концов, превратился в борьбу с королевским правосудием и самим королем. Кроме того, в 1777 г. Бомарше основал общество драматургов, которые в те времена вполне зависели от книгоиздателей и актеров, и добился признания авторского права. Он отдавал все свои силы и все средства для того, чтобы издать произведения Вольтера, две трети из которых были запрещенными. В 1783-1790 гг. ему действительно удалось издать собрание сочинений Вольтера в 70 и 92 томах. Считая предрассудки «самым страшным бедствием рода человеческого», Бомарше живо интересовался новыми научными открытиями. Смекалка, мужество, активность, несгибаемость духа проявил драматург и в годы революции. Он поставлял революционные войска оружием. В 1792 г. Бомарше арестовали, он чудом избежал смерти, эмигрировал, а в 1793 г. вернулся на родину, добившись снятия с себя обвинений. Во время якобинской диктатуры и с времена Директории он был в заслуженном почете.

Активная общественная деятельность Бомарше постоянно сопровождалась литературным творчеством - и публицистической и художественной. Его известный во всей Франции судебный процесс отразился в «Четырех мемуарах для ознакомления с делом Пьера Карона де Бомарше» (1773-1774), которые имели большой успех. В «Мемуарах»(«Memoires») Бомарше подверг осуждению все формы угнетения, несправедливости и тирании. Используя свой полемический талант и художественное дарование, Бомарше написал «Мемуары» как комедию его противники изображены как комические персонажи, и сцены, в которых зоны действуют, также полны комизма (особенно

есть приводятся словесные перепалки Бомарше с судьей Гезманом и его женой). Он осудил общественные законы, присущие «старому строю». Бунт Бомарше имел социальный характер, поскольку он протестовал против режима абсолютной монархии. Бомарше боролся против парламента как института, преобразованного из реакционный бюрократическое заведение. «Мемуары» были сожжены палачом, но их автора единодушно признали «великим гражданином».

Позже, после полной победы, Бомарше написал философское сочинение «Простейшие мысли о восстановлении парламентов «в форме доклада королю, где он сформулировал свои политические взгляды: королевская власть не дается Богом, законы предназначены для блага народа и неприкосновенны; любое правительство должно помнить, что власть принадлежит народу и т.д.

Художественное творчество Бомарше значительная и раВНОобразная. Вдохновившись народными фарсами, он писал т. н. веселые «парады», в которых главные персонажи - простолюдины («Жан-дурак на ярмарке», «Колен и Колетта», «Сапоги-скороходы» и др.). В этих произведениях Бомарше критикующего общественные пороки: в «парадах» прослеживаются наброски некоторых персонажей, которые появятся впоследствии в более зрелых произведениях драматурга.

Драматургическая деятельность Бомарше началась с написания мещанских драм. К первой из них - «Евгении» («Eugenie», 1767), в которой говорилось о том, как развращенный аристократ соблазнил невинную девушку, - Бомарше добавил теоретический манифест-предисловие «Исследование о серьезный драматический жанр». Он отрицает трагедии, заявляя, что современного зрителя не могут интересовать события, которые происходили в Афинах или Древнем Риме, поскольку они не учат правилам морали. Спектакль должен вызывать у зрителей чувство сопереживания, что ставило бы их на место героев и таким образом предостерегало от жизненных ошибок. Придерживаясь своих принципов, Бомарше написал еще одну мещанскую драму - «Два друга, или Лионский купец» («Les deux amis, ou Le negotiant de Lyon», 1770). Драматические события, постигшие добропорядочных банкиров, должны были подчеркивать благородство, чувствительность, самоотверженность героев, проникнутых или чувством дружбы, любовью. Но, несмотря на композиционную доско-несовершенство пьесы, герои ее далеки от реальных человеческих характеров. Бомарше и сам понял, что серьезный жанр не для него, и поэтому обратился к комедии.

«Севильский цирюльник» («Le barbier de Seville, ou La precaution inutile», 1775) сначала имел форму «парада», впоследствии - оперы, и только потом комедия приобрела формы, известной многим поколениям зрителей. Самым главным для Бомарше было выразить свою преданность интересам третьего сословия. Недаром граф Альмавива с помощью своего слуги Фигаро женится на девушке из буржуаВНОй семьи Розиной, которая, любя его, не желает быть его содержанкой. Зрителя поражают динамичность действия, замечательная словесная игра, безупречный механизм интриги. Персонажи традиционной комедии зажили в Бомарше новой жизнью. Опекун Розины - доктор Бартоло, ретроград и мракобес, не пытается скрыть своего неприятия новой эпохи: «Что она нам дала такого, что мы должны ее восхвалять? Всякие глупости: свободомыслие, всемирное тяготение, электричество, веротерпимость, віспощеплення, хину, энциклопедию и мещанские драмы». Но Бартоло отнюдь не дурак; как человек хитрая и подозрительная, он - опасный противник, к тому же, проницательный психолог: он раскрывает все хитрости и Фигаро и Альмавивы и Розины. Это предельно достоверный персонаж: будучи сообразительным, Бартоло не теряет достоинства, даже потерпев неудачу.

Много нового привнес Бомарше и в характер ловкого слуги - Фіґаро. В его монологах, которые не имеют непосредственного отношения к интриге комедии, звучит авторское «я». Это слуга, который протестует сознательно и всерьез, он открыто осуждает своего господина. Слова Фигаро становятся обвинительным актом и против всего общества. По традиции Фигаро обращается к графу «ваша світлосте», «монсеньор», но на самом деле он совсем не уважает его. В уста Фигаро Бомарше вкладывает и слова-размышления о «республика литераторов», развенчивая своих противников, ничтожных «насекомых», которые мешали ему творить. Остро обвинительный характер имеет и образ Базиля. Знаменитая его фраза о клевете словно воссоздает портрет бесчестного парламентского советника Гезмана. Это наглый викрутень, который служит только тем, кто больше заплатит.

«Безумный день, или Женитьба Фигаро» («ha folle journee, ou Le mariage de Figaro, 1784), которую без колебаний можно считать шедевром сценического искусства и общественно-политическим актом, была настоящей исповедью Бомарше. Недаром Людовик XVI, прочитав в 1782 г. рукопись комедии, запретил ставить ее на сцене, заявив: «Если быть последовательным, то, чтобы допустить постановку этой пьесы, нужно разрушить Бастилию. Этот человек издевается над всем, что следует уважать в государстве». Бомарше прекрасно понимал, что причины запрета его пьесы были сугубо политическими. Но сам Бомарше, который неофициально занимал пост министра и решал важные государственные дела, был нужен правительству, несмотря на заявление короля, победу все же одержал драматург. Комедия была предвестницей 1789 года. Недаром Дантон заявил, что «Фигаро» положил конец аристократии, а Наполеон назвал пьесу «революцией в действии».

В «Свадьбе Фіґаро» герой становится доверенным лицом графа Альмавивы. Он собирается жениться на горничной графини Розины - Сюзанной. Но граф, увлекшись Сюзанной, хочет сделать ее своей любовницей, воспользовавшись старинным феодальным правом первой ночи. Фигаро ведет с графом упорную борьбу за свое право влюбленного и человеческое достоинство. В конфликте «хозяин-слуга» проигрывает граф. Ум, хитрость, мужество простолюдина Фіґаро оказываются сильнее сословных привилегий графа.

«Свадьба Фигаро» - непревзойденная комедия интриги. Это музыкальная пьеса (напр., вокальные партии в сцене суда, акт 3), в которой воссоздана точная и достоверная картина нравов Франции (то, что действие происходит в Испании, не обмануло зрителя). Самым главным в пьесе остается характер Фигаро, который наделен многими автобиографическими чертами.

Фигаро сразу же догадывается о намерении графа и отказывается отправиться с его поручению за пределы замка: он не намерен работать для Альмавивы, который замыслил соблазнить его возлюбленную. Фигаро ведет несколько интриг сразу, считая себя врожденным царедворцем; он сразу постигает смысл этого тяжелого ремесла, которое заключается в том, чтобы «получать, брать и просить». Однако он ни в коем случае не позволит, чтобы его оскорбляли. Он заявляет графу, что с умом и талантом продвинуться по служебной лестнице невозможно, что всего может добиться лишь рвется посредственность. Особое значение имеет монолог Фигаро в пятом действии. Этот монолог нарушал все существующие тогдашние законы драматургии: в течение длительного времени на сцене говорит слуга, и не о ход интриги, а об обществе, о себе, о том, что сильные мира сего не всегда «сильные» умом, что они не приложили никаких усилий для того, чтобы достичь своего благополучия.

Бомарше живо интересовался проблемой реформы оперы, пытаясь найти приемы, с помощью которых можно было бы передать философский смысл пьесы на языке музыки. В доказательство правильности своей теории он написал либретто оперы «Тарар» («Тагаге», 1787), музыку к которой создал знаменитый А. Сальери. За сюжетной канвой эта опера похожа на сюжет «Свадьбы Фіґаро»: царь Атар хочет соблазнить невесту солдата Тарара. Бомарше развенчивает несправедливость, царящая в обществе, славит личную, а не становую величие человека. Драматург доказывает, что злоупотребление верховной властью приводит к краху этой власти. Во вторую редакцию оперы, созданной к годовщине взятия Бастилии (1790), Бомарше ввел новые темы - права на сочетание, на развод без участия священников, отмены работорговли и тему свободы для угнетенных народов.

Своеобразным завершением «Женитьба Фіґаро» стала последняя часть трилогии о Фигаро - «Преступная мать» («La mere coupable, ou l'autre Tartuffe», 1792), появление которой было связано со стремлением к эстетическому обновлению жанров на французской сцене в годы революции. Бомарше попытался создать нечто похожее на мелодраму, отзываясь, как всегда, на требования времени. Второй Тартюф», как он назван в предисловии, подлый Бежарс вносит смятение и горе в семью Альмавивы, но с помощью Фигаро все конфликты улаживаются. Однако настоящих противоречий в этой пьесе нет. Былое остроумие заменила преувеличенная чувственность и риторика.

«Севильский цирюльник» и «Женитьба Фіґаро» стали кульминацией в эволюции французского театра XVIII века. Эти комедии всегда актуальны, они и сегодня не сходят с подмостков театров, в частности, и украинских (первая постановка «Женитьбы Фіґаро» -в театре им. И. Франка; Винница, 1920). На сюжеты пьес Бомарше, кроме А. Сальери, написали оперы В. А. Моцарт («Женитьба Фіґаро», 1786), Дж. Россини («Севильский цирюльник», 1816). На украинском языке «Безумный день, или женитьба Фигаро» переложили Г. Юра (1920), В. Самойленко («Безумный день, или Женитьба Фигаро», 1930), С. Тобилевич (1915).



По М. Разумовською