ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

БОККАЧЧО, Джованни

(1313 - 1375)

БОККАЧЧО, Джованни - творчество писателя

БОККАЧЧО, Джованни (Boccaccio, Giovanni - 1313, Париж - 21.12.1375, Чертальдо, поблете. Флоренции) - итальянский писатель раннего Возрождения.

Внебрачный сын богатого флорентийского купца. Отец мечтал видеть в сыне наследника своего дела и с 1324 г. отдал его на обучение в торговую школу, но, поскольку Джованни проявил полную сразу к торговой профессии, отец решил изучить его на юриста. С 1330 г. Боккаччо посещал лекции по юриспруденции в Неаполитанском университете, но, увлекшись поэзией, оставил это занятие. Вскоре Боккаччо попал ко двору неаполитанского короля Роберта Анжуйского - покровителя гуманистов, вошел в круг «аристократов духа». В 1336 г. познакомился с Марией Д'Аквіно, женщиной красивой и образованной; по легендам, она приходилась внебрачной дочерью королю Роберту. Боккаччо и сам был внебрачным сыном, и в их любви возникло чувство взаимопонимания. Мария вскоре разлюбила его, но писатель пронес свое чувство через всю жизнь и воспел ее под именем Ф'яметти (с итал. «Огонек»).

Первый (неаполитанский) период творчества Боккаччо почти вполне поэтический, в нем доминирует средневековая традиция. В этот период он создал лирические сонеты, роман «Філоколо» («Filokolo», 1336-1341), поэму в октавах «Філострато» («Filostrato», 1338), затем «Тезеїду» («Teseida»).

Второй период (флорентийский) и расцвет творчества писателя пришелся на 40-50-е годы. В 1340 г. Боккаччо вернулся во Флоренцию, поступил в один из цехов города-коммуны, принимая активное участие в его политической жизни. В 1349 г. после смерти отца его назначили послом Флоренции в Романы, но он вскоре вернулся обратно и выполнял литературно-дипломатические поручения: совершил поездку в Равенну к дочери Данте Алигьери, посетил Ф. Петрарку, приглашая его вернуться во Флоренцию, откуда когда-то выгнали его родителей. Но самые главные победы ждали его на чисто литературном поприще. В 1341-1342 гг. он написал пасторальную повесть «Амето» («Ameto»), вперемежку стихами и прозой, и аллегорическую поэму в терцинах «Любовное видение» («Amorosa visione»).

В 1345 г. Боккаччо закончил два новых произведения, в которых художественное новаторство проявилось безусловно, хотя ни одно из произведений не был шедевром. Это поэма «Ф'єзоланські нимфы»(«Ninfale Fiesolano») и роман в прозе «Ф'яметта» («Fiammetta»), оба произведения - этапы на пути к «Декамерону». Пасторально-идиллическая поэма «Ф'єзоланські нимфы» составлена из античных легенд и поэтических произведений, особенно заметно влияние «Метаморфоз» Овидия. В основе сюжета - история происхождения двух притоков Арно - Африко и Мензоли. Прослеживаются в поэме и мифологически переосмыслены автобиографические моменты. Изложение событий в этой поэме, написанной октавами, отличается живостью и увлекательностью. Пастух Африко страстно полюбил красавицу-нимфу Мензолу, одну из добропорядочных воительниц богини Дианы (богиня охоты у римлян). Африко приносит баранов алтарь Венеры, и улещена богиня любви подсказывает юноше план действий, обещая при этом свою помощь: стрела Амура попадет в сердце Мензоли, и она забудет о своем чоловіконенависництво.

Совершенная в психологическом аспекте вторая часть поэмы. Мензола ищет встречи с Африко, но не может отыскать его. Однажды она даже подходит к домику, где проживают его родители, но войти не осмеливается. Она так и не узнала, что Африко ушел из жизни, и продолжала ждать его, когда ощутила в своем теле необычные ощущения. В этот момент в поэме появляется забавная существо - старая нимфа Сінедекк'я; опытная в акушерстве, она и помогает Мензолі подготовиться к рождению ребенка. Рождение сына, радость Мензоли, ее материнские чувства опоетизовані в поэме, как в полотнах ренессансных мастеров. Но кратковременным есть материнское счастье нимфы Мензоли: богиня Диана наказала грешную нимфу, превратив ее в реку.

Вторым произведением, который стал этапным на пути к «Декамерону», был психологический исповедальный роман «Элегии мадонны Ф'яметти» (часто его называют просто «Ф'яметтою»). События в нем в значительной мере автобиографичны, поскольку это история любви, которая закончилась предательством. Только в этом случае брошенной оказалась женщина. Боккаччо вложил пережитые им страдания в историю женской любви. Его Ф'яметта была ему не менее близкой, чем Флоберу его госпожа Бовари («Госпожа Бовари - это я»). Но, выбрав героиней сповідального романа именно женщину, писатель увеличил дистанцию между автором и героем произведения. Рассказ ведется от первого лица.

Молодая знатная неаполитанка исповедуется перед читательницами во всех коллизиях своей любви, детально воспроизводя каждый этап своего чувства.

Боккаччо первым в средневековой литературе изобразил любящую женщину, которая в куртуазній литературе была лишь объектом любви. Боккаччо защищает право женщины на свободу сердца и оправдывает супружескую измену Ф'яметти, не оправдывая при этом хане в любви Панфило. Роман «Ф'яметта» не только психологический, но и звичаєописовий произведение, в котором рассказ о великое чувство женщины чередуется с описанием ее общественной жизни: она охотится, стреляет из лука, мчится верхом, танцует, играет на разных инструментах. Проза Боккаччо этот раз життєподібна и полностью лишенная аллегории. Изображение отвергнутой любви настолько реалистичное, что некоторые исследователи ставят этот роман рядом с «Новой Элоизой». Ж. Руссо и «Страданиями юного Вертера» И. В. Гете.

Главное произведение Боккаччо - «Декамерон» («Decameron»), задуманный в 1348 и создан в 1351-1353 pp. Название книги греческого происхождения, в переводе - «десятиденник», то есть «сборник новелл с обрамлением». Такая композиция стала уже традицией в литературе, достаточно вспомнить восточную «Тысячу и одну ночь», итальянскую сборку рубеже XIII и XIV веков «Новеліно». Боккаччо одновременно стал и новатором этой формы, поскольку подчинил ее закона «готической вертикали» (от низкого до высокого), соответствующим образом расположив новеллы. А само понятие низкого и высокого автор «Декамерона» истолковал с гуманистических позиций, так что и сами новеллы, и способ их композиции приобрели гуманистической тенденции.

Боккаччо черпал сюжеты из разных источников: здесь античные легенды, средневековые переводы, куртуазные повести, городские фабльо, но чаще всего - современные писателю анекдоты и реальные случаи из жизни. Новеллы систематизированы: первыми идут сатирические, затем - авантюрные с крутійськими, но в целом привлекательными героями, а конечные новеллы - о человеческое благородство, где персонажи явно идеализированы. Замысел «Декамерона» обозначен влиянием Данте: если вспомнить, что в «Божественной комедии» насчитывается ровно сто песен и эпизоды так же выстроены по принципу готической вертикали, от низкого до высокого, от грешников «Ада» в святых «Рая», сходство обеих композиций становится очевидной. Да и концепция мира была гармоничной - доброго и злого в мире поровну, при этом зло внизу, а добрую принадлежит высь, что в определенной степени олицетворяло собой и будущее. Новаторство Боккаччо заключалось в том, что дантівську композицию космического пространства он перенес исключительно на одно только земное, полностью изъяв образы чертей и ангелов и отказавшись от аллегорического изображения жизни. Универсальность «Декамерона» довольствуется одним лишь земным пространством.

Обрамлююча новелла не заявляет сразу о новые гуманистические принципы эстетического изображения действительности. Изображенная чума во Флоренции 1347 г. - это описание глазами очевидца. Рассказ сконденсированная в конкретном художественном времени - близка писателю современность. Одновременно обрамлююча новелла имеет и условности, в ней различаются судьба общая и индивидуальная судьба: в «холерном» городе все же существуют Божьи храмы, очаги культуры и милосердия, и в одном из них, в церкви Санта Мария Новелла, - автор конкретный в адресовании событий - встречаются семь юных красивых женщин - Пампінея, Ф'яметта, Филомена, Нейфіла, Эмилия, Лауретта, Элиза. Впоследствии появляются и трое благородных юношей: Панфило, Філострато и Діонео. Молодые люди сговариваются покинуть Флоренцию и переждать холерой в одной из загородных вилл. Именно их убивание времени является образцом нового, гуманистического общения, культурного досуга, скрашенной неравнодушием молодых людей, которая, однако, ни разу не переходит в куртуазне ухаживания и не предусматривает серьеВНОй страсти. Новелла-обрамление остается в этом плане статичной, ее функции - охватывать собой все другие новеллы, с которыми она соотносится как идеальное с реальным, условное - с конкретным. И все же внутренняя композиция обрамлюючої новеллы - контраст между хаосом как самым страшным жизненным явлением и гармоничной человеческой личностью, представленной десятью рассказчиками.

В «Декамероне «общечеловеческая проблематика и одновременно социальная. Первая новелла первого дня начинается словами: «Поведают люди о Мушатта Францезі, как и сделался он из значительного и богатого купца рыцарем и имел на призыв папы Бонифация ехать в Тоскану ...» Перед читателем конкретные черты эпохи, когда купцы запановували и достигали дворянских титулов, но в дальнейшем речь пойдет не о богаче Францезі, а про бедного нотариуса Шапелето, негодяя, который является воплощением всех общечеловеческих пороков. Несмотря на все, Шапелето не только находит земной жизни покровителя в лице самого богатого купца Францезі, но и после смерти умудряется попасть к святым мощам которого поклоняются прихожане. Боккаччо не только изображает преступника-негодяя, от природы жестокого и злого, но и его общественную ипостась: законник, впоследствии благодаря ужасной лжи и предсмертной исповеди - даже святой. Боккаччо создает «портрет в социальном интерьере», показывая возникновения лжеавторитету. В образе Шапелето намечены черты будущего Тартюфа, а также «святой Орберози» («Остров пингвинов» А. Франса), это образ большого обобщения.

Сатира Боккаччо направлена против многих статусов феодализма: дворянских привилегий, грубого насилия обладателей, самодержавия и произвола. Антиклерикальная сатира в «Декамероне» прежде всего направлена против религиоВНОго аскетизма. Боккаччо охотно прощает согрешения юным монахиням, которые хитро обходят монастырские запреты, но жестоко высмеивает лицемерных старых гріховодників. Достаточно вспомнить новеллу, в которой игуменья монастыря ночью выбегает из своей кельи, чтобы поймать на горячем юную черничку, и впопыхах надевает на голову кальсоны своего дружка (вторая новелла девятого дня). Служители церкви у Боккаччо - тунеядцы, мошенники, развратники и лицемеры, которые притворяются мудрецами и аскетами, писатель-гуманист часто ставит их в самые комичные ситуации, высмеивая ложь раВНОго рода общественных лжеавторитетів. С явной симпатией изображает эпизоды земной любви, которое у него всегда объединяет чувственное и духовное, и никогда не выступает самым лишь плотским инстинктом.

Природному началу Боккаччо противопоставляет неестественные законы общества, церковный аскетизм и запрета сословного характера. Одна из лучших в «Декамероне» - первая новелла четвертого дня о принца Танкреда Салернського, который убил любовника своей дочери Гісмонди и преподнес ей в золотой чаше сердце любимого. Танкред не был жестоким от природы, но, амбициозный в вопросах чести, не мог снести того, что его дочь полюбила простого слугу Гвіскардо и принизилася к тайной связи. Принц Танкред хотел пристыдить дочь, но именно она пристыдила старого отца, объяснив ему, что Гвіскардо был благородным и достойным человеком, потому что «бедность ни у кого не отбирает благородства, лишь богатство». И хотя Гісмонда и Гвіскардо не были равными по социальному положению, любовь их было равным, после гибели любимого Гісмонда умирает с горя на глазах у ошеломленного отца. Достойна внимания и новелла о Гризельда (десятая новелла десятого дня), посвящена примерам человеческого благородства. В композиции «Декамерона «Гризельда занимает такое же почетное место, как в дантівському «Рая» святые, сидящие у престола Девы Марии. Исследователи уверяют, что Гризельда была реальным лицом и события новеллы имеют какое-то реальное основание. Боккаччо предоставил им гуманистической тендеційності. Маркиз Салюццо неоднократно подвергал испытанию свою жену, убеждал ее, что должен убить их новорожденную дочь, а потом сына, поскольку они плебейского происхождения. На самом деле он не убивал своих детей, а лишь отдал их на воспитание своим князьям своякам. В завершение маркиз придумал новое испытание: прогнал Грізельду к отцу, объявив, что женится на другой. Уважая хозяйские таланты Гризельды, он велел ей приготовить свадебный пир и прислуживать за свадебным столом. Гризельда выполнила все с покорностью и достоинством, свойственным лишь натурам необычным, и только после этого маркиз Салюццо извинился перед женой, вернул ее в свой дом и отдал обоих детей. С тех пор его жизнь с женой было безоблачным. В этой новелле автор противопоставляет два типа благородство - благородство происхождения и благородство души, моральная превосходство Гризельды над маркизом Салюццо несомненна. Художественная структура боккаччівської новеллы отличается редкой размерностью, ее динамические события и викінчені, большая роль бытовых и психологических деталей. Боккаччо прославил новеллу как жанр, выделив ее главный жанротворчий компонент - неожиданную развязку, благодаря которой смысл новеллы сконцентрирован в одном событии. Новелістичні окончания у Боккаччо зачастую демонстрируют человека в неожиданном для нее ракурсе, более того, неожиданное окончание часто передает изменения в сознании, душе, вообще в психологии человека, которые произошли во времена Возрождения. Концепция человеческой личности в автора «Декамерона «вполне гуманистическая, личные заслуги человека он ценит больше, чем принадлежность к благородному роду. Именно любви, которое у Боккаччо всегда гармонично сочетает плотское и духовное начала, является выражением человечности. Описывая оживленные эпизоды жизни, психологізовані характеры, Боккаччо не чурается и назидательности. Его десять персонажей с обрамлюючої новеллы вислозлюють свои мысли по поводу новелл, эти десять персонажей - голос автора, в рассуждениях которого могут встречаться и противоречивость, и раВНОголосица. Стиль повествования в «Декамероне» просторечных, близкий к разговорной, со значительным количеством бытовой лексики, хотя в ее употреблении автор знает меру. Если можно сказать, что Данте создал язык итальянской поэзии, то Боккаччо создал язык итальянской прозы, почти неизменную со времен «Декамерона».

Новелла Боккаччо широко вводит диалог, что было его художественным новаторством, она настолько богата на события, что драматурги много раз заимствовали сюжеты из «Декамерона «для своих драм. Драма В. Шекспира «Цимбелин» и комедия «Конец - делу венец» написаны по новеллам Боккаччо (девятая новелла второго дня и девятая новелла третьего дня), в комедиях Лопе де Веги, Ж.Б. Мольера использованы элементы боккаччівських фабул. Украинский композитор Д.С. Бортнянский написал оперу на сюжет новеллы о соколе - «Сокол» (1786).

Ранний Ренессанс еще не создал реалистического художественного метода, но проложил ему путь и имел определенные весомые достижения, которые и позволяют говорить о реализме Боккаччо в «Декамероне». Здесь есть признаки социального реализма, «высмеивание сословных привилегий» (Б. Храпченко), и хотя глубокие психологически развитые характеры еще отсутствуют, нет их развития, но отчасти психологическая аргументация очень точная. Итальянского писателя-гуманиста роднит с В. Шекспиром редкое раВНОобразие жизненных картин, сочетание трагического, драматического, комического, веселого в этих малых фресках, которые суммарно составляют широкую панораму жизни эпохи раннего Возрождения.

После «Декамерона «писатель уже не создал ничего значительного. В 1355 г. он написал повесть «Ворон» («Corbaccio»), которая имеет и другое название - «Лабиринт любви». Это позднее произведение рисует неприглядные стороны земной любви и семейных взаимоотношений. Женщина, на защиту которой автор «Ф'яметти» сказал так много, в этом произведении предстает как существо ложная и крайне нечепурна.

Последние 15 лет Боккаччо посвятил филологическим студиям, он познакомился с греком Леонтием Пилатом, изучил греческий язык и взялся переводить Гомера, перевод был закончен в 1367 г. (совместно с Л. Пилатом). В конце жизни Боккаччо создал большую работу, посвященную Данте, которого обожал. В 1363 г. он написал «Жизнь Данте Міг'єрі» («Vita di Dante Alighieri»), пользуясь собранными устными материалами, рассказами и воспоминаниями родных, детей поэта и старожилов, которые в юности лично были знакомы с автором «Божественной комедии». Можно утверждать, что Боккаччо заложил основы дантології. В 1373 г. по поручению Флорентийской коммуны Боккаччо читал лекции о Данте в церкви Сан-Стефано, он успел прочитать 60 лекций, из которых и составил комментарий к первым 17 песням «Божественной комедии», которые пригодились всем позднейшим комментаторам Данте, поскольку они не имели более надежного фактографического источники, чем комментарий Джованни Боккаччо.

В конце жизни автор «Декамерона «очень изменился, неоднократно хотел отречься от своего шедевра и уничтожил бы его, если бы это было возможно. Все чаще он погружался в мысли о смерти и страх перед потусторонними муками, сблизился с церковниками и много раскаивался в бывших прогріхах. Из трех великих флорентийцев (Данте, Петрарка, Боккаччо) он один провел последние годы во Флоренции. Уже тяжелобольным, Боккаччо приехал умирать в Чертальдо, маленький городок близ Флоренции, откуда происходили предки его отца, вероятно, простые крестьяне.

Влияние Боккаччо на литературу Возрождения был значительным, он стал школой для почти всех прозаиков Италии, его учениками и последователями были Ф. Саккетті, П. Браччоліні, М. Гуардаті, А. Фіренцуола, М. Банделло, Дж. Чінтіо, в Англии его последователем был Дж. Чосер, который самобытно трактует сюжеты «Декамерона «в своих «Кентерберийских рассказах»; во Франции его поклонницей была Маргарита Наваррська, которая написала «Гептамерон»; в Испании - Л. де Вега и М. де Сервантес. «Декамерон «значительно повлиял на немецкую антиклерикальную новеллу эпохи Реформации. Боккаччо оказало большое влияние на дальнейшее развитие реализма в литературе Возрождения и позднее - в XVII и XVIII вв.

В Украине в конце XVII - нач. XVIII в. появился первый украинский стихотворный перевод девятой новеллы четвертого дня, осуществленный с стихотворной польскоязычного переработки. Боккаччо среди других итальянских поэтов Возрождения вспоминает герой повести Т. Шевченко «Варнак». В 1879 г. во львовской газете «Правда» был опубликован перевод фрагмента произведения. Полностью «Декамерон» вышел в свет в 1928 г. в переводе Л. Пахаревського и П. Майорского, а в 1964 г. - в непревзойденном переводе М. Лукаша.



И. Полуяхтова