ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

10 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОЗА XIX ВЕКА

Социальные и философские истоки бунта Раскольникова (по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»)

Одна из основных тем творчества Ф. М. Достоевского - тема взаимоотношений человека и идеи. В большинстве его романов есть персонажи, одержимые какой-либо идеей, что живут только ею, подчиняют ей все действия и в результате разрушают и свою жизнь, и жизнь других людей.

Роман «Преступление и наказание» был задуман автором еще на каторге. Тогда он назывался «Пьяненькие», но постепенно замысел менялся. И новый роман «Преступление и наказание» стал «психологическим отчетом об одном преступлении». Но речь идет не об обычном убийстве, а об идеологической, выполненное преступником-мыслителем.

Но разве Родион Раскольников, бедный студент, - преступник, убийца? Что толкнуло его на преступление? Тяжелое состояние на грани нищеты, болезнь или изобретенная им самим теория об «избранных» и «обычных» людей? Что было раньше?

Автор романа пытается исследовать социальные и философские источники преступления Раскольникова.

Умный, гордый, полный осознания собственного достоинства, Родион Раскольников исключен из университета, потому что ему нечем было платить за свое обучение. Живет он в крайней бедности, страдает от голода и лишений, от унижений, что чувствует и он сам, и его мать, и сестра Дуня. Он видит вокруг только грязь, нищета, пороки. Он пытается помочь Мармеладову, но тщетно; хочет помочь Соне, своей сестре Дуне - однако они остаются «униженными и униженными». Раскольников вынужден заложить некоторые свои вещи, чтобы не умереть с голоду.

Он чувствует себя никому не нужным, отверженным среди богатых особняков и нарядной публики. Задавленный нищетой и несправедливостью, он приходит к мысли об убийстве процентщицы Алены Ивановны. Преступление это имеет, так сказать, теоретическое обоснование. Убийство старухи - не просто банальное убийство, а убийство «по совести».

Еще до преступления он пишет и публикует статью, в которой излагает теорию о том, что все люди делятся на «обычных» и «необычных, как Наполеон». Необыкновенные имеют право ради блага людей преступить закон. Раскольников долго рассуждает о свою собственную роль: «обычная» он человек - «тварь дрожащая» или «право имеет». И решил доказать на деле, что он «право имеет совершить преступление по совести», стать властелином мира.

Родион Раскольников думал убить старуху-процентщицу, это «никчемное существо», и спасти от нищеты себя и своих близких. Но он забыл главное: никто не давал ему права лишать жизни другого человека. И все-таки, совершив преступление, Раскольников не смог переступить через себя, через свою совесть. «Я не старуху убил... я себя убил», - скажет он.

Ф. М. Достоевский опровергает теорию Раскольникова: логическое опровержение представил Порфирий Петрович, а нравственное - «вечная» Соня Мармеладова.

Отношение к Раскольникова у Достоевского сложное, но приговор писателя беспощадный - права на преступление не имеет никто! Показывая бесчеловечность буржуаВНОго общества, Достоевский все-таки не в нем видит причину преступления своего героя. Причина - в самом Раскольникову. И прежде чем менять общество, нужно измениться самому.