|
ШАРЛЬ БОДЛЕР
(1821-1867)
ШАРЛЬ БОДЛЕР
Шарль Бодлер родился в Париже в апреле 1821 года. Отец поэта происходил из сельской семьи в Шампани с воинственным фамилией («бодлер» - обоюдоострый нож), но ему удалось выбиться в люди, получить образование и стать воспитателем в благородной семье. Он умер, когда Шарлю едва исполнилось семь лет, но успел привить сыну безупречные манеры, порядочность, уважительное отношение к героических времен Франции и интерес к живописи, который станет настоящей страстью Бодлера.
Видимо, отец был единственным, кто искренне любил мальчика. После его смерти Шарль был обречен на непонимание и одиночество даже в кругу близких людей.
Семейная драма болезненно повлияла на душу мальчика: смерть любимого отца, новый брак матери, ее покорность отчиму, который упорно пытался «привести в норму» слишком резкий, своеобразный характер Шарля,- все это сделало его изгоем в семье и во многом определило формирование безрадостного и даже трагического мировосприятия.
Учился Бодлер в закрытом колледже в Лионе, затем в Париже, а в 1841 году по настоянию отчима Бодлера отправляют служить в заокеанские колонии Франции.
Тропическая природа и путешествие океанами оставили глубокий след в памяти юноши и неоднократно воплощались в его стихах («Пейзаж», «К даме-креолки», «Приглашение к путешествию»). Поэт мечтает о сыне небосклоне, о мрамор колонн, где водограй рыдает», «где в ласках солнца пурпуристий сад, где затенят от деревьев плывет благоуханна». В стихотворении «Экзотический аромат» Бодлер упоминает «ленивый островок, где золотые дары природа подает в нев'янучім богатства».
Вернувшись в Париж в 1842 году, Бодлер начинает самостоятельную жизнь на наследство, оставшееся после смерти отца. Он погружается в художественный и литературный мир столицы. Считая поэзию своим основным призванием, Бодлер, однако, пишет очень мало, старательно работая над каждой строчкой. Именно в этот период поэт интенсивно изучает литературу: увлекается титанами эпохи Просвещения и произведениями современников - Стендаля и Бальзака. В то же время Бодлер изучает живопись.
Именно в то время Бодлер сближается с молодыми поэтами и художниками романтично-мятежного направления - «поколения молодого, серьеВНОго, ироничного и угрожающего», как характеризовал его он сам. Эти юные мятежники высмеивали в своих произведениях «хозяев жизни» - сытых и удовлетворенных буржуа, мелочный и меркантильный буржуаВНОе среду, остро чувствовали драматизм положения искусства и художника в буржуаВНОм обществе, сочувствовали униженном и оскорбленному народу.
В этой среде сформировалась ярко выраженная антибуржуазність - одна из фундаментальных черт мировоззрения и творчества Бодлера. Поэтому для него было вполне естественным принять участие в Июньской революции 1848 года.
После 1848 года Бодлер погрузился в острую душевную кризис, которая затянулась почти на десятилетие и совпала с кризисом общественным. В этот период поэт записывает в дневнике: «В каждом человеке есть два одновременные стремление, одно направлено к Богу, друг к. Сатаны. Зов Бога, или духовность,- это стремление внутреннего подъема, зов Сатаны, или тваринність,- это наслаждение от собственного падения».
Настроения и размышления поэта отразились в его стихах и публицистике. Именно в период, когда Бодлера пленили горькие размышления о противоположность прекрасного и реального, поэта и общества, появляются его статьи о жизни и творчестве Эдгара По, которые проливают свет на трагический конфликт писателя с американской действительностью («Эдгар По, его жизнь и произведения», 1856).
В стихах, написанных между 1852 и 1856 годами, поэт приходит к выводу, что зло господствует в мире и что задача искусства - побеждать зло. И следующий его произведение - сборник «Цветы зла», изданная в 1857 году,- становится «динамітною бомбой, которая упала на буржуаВНОе общество Второй империи».
Против Бодлера, как за полгода до того против Флобера, было возбуждено судебное дело. Бодлера обвинили в «грубом реализме, который оскорбляет добродетель». По публикации «Цветов зла» автор был приговорен к уплате штрафа в размере 300 франков. Приговор предусматривал также запрет и изъятие из сборника шести стихов, что фактически означало уничтожение непроданного тиража и поэту грозило банкротством.
Но Бодлер продолжал работать. Важнейшим художественным произведением последнего периода творчества поэта стали 32 новых стихотворения, которые вошли во второе издание «Цветов зла» (1861) и «Стихи в прозе», изданные посмертно. Большинство этих произведений показали расширение и углубление диапазона творчества Бодлера, ведь творчество поэта питалось не только «всей его ненавистью» к буржуазии, но и «всей его нежностью» к угнетенных.
Последние годы жизни Бодлера превратились в ад. Редакторы периодических изданий отказываются брать его статьи и художественные произведения, как «неприемлемые для печати».
В апреле 1864 года поэт уезжает в Бельгию, надеясь заработать деньги публичными лекциями. Но улучшить свои дела ему не удается - он еще больше запутался в долгах. Одинокий, больной поэт начинает собирать материал для безжалостного обличительного памфлета против бельгийского мещанства, в котором намеревался показать завтрашний день Франции. .
В конце марта 1866 года Бодлера поразил паралич. Последние месяцы жизни он провел в клинике доктора Дюваля в Париже, где 31 августа 1867 года умер.
Бодлер был поэтом, который особенно остро чувствовал противоречия мира и человека. По словам О. Блок, своей поэзией он доказывал, что и в аду можно мечтать о покрытые снегом вершины». Все это с необычайной силой, полнотой и яркостью воплотилось в главном произведении Бодлера, сборнике «Цветы зла».
Начиная с 1857 года - года первого издания, «Цветы зла» постоянно дополнялись. Фактически эта книга создавалась поэтом в течение всей жизни и вобрала все лучшее^ его поэтического наследия. Этим она похожа на «Листья травы». Уитмена или «Кобзарь» Т. Шевченко.
«Заголовок-каламбур» (так определял название сборника сам автор) многозначен, как и все в «Цветах зла». В стихах сборника воплощены и противоречия эпохи, и противоречия творчества самого Бодлера. Но название сборника выражает прежде всего основную концепцию поэта, которую он формулировал как «обретения красоты со зла».
Антиномічність понятий «цветы» и «зло», противопоставление отчаяния и поисков идеала становятся сквозными в книге Бодлера.
Основополагающий структурный принцип сборника «Цветы зла» - романтический. Это определяется контрастным противопоставлением поэта, который стремится к идеалу, и жестокого окружающего мира. Доминантами, которые организуют обраВНО-поэтическую структуру сборника, выступают принцип контраста, характерный для романтизма, и символика.
Как известно, каждый художественный образ той или иной степени является символом, потому что он не только что-то непосредственно отображает, но и символизирует шире, больше, шире, как в сонете Бодлера «Соответствия»:
Природа; - храм живой» где символов леса
Наблюдают, нас и наши все маршруты;
Мы в нем ходим, и не раз, удается слышать,
Фундаментов и колонн неясные голоса.
Все краски и цвета, все ароматы и тона
Сливаются в мощь единого естества.
И урвновешивают их измерение и права
Взаимной связи невидимые законы.
(перевод Дм. Павлычко)
Сборник «Цветы зла» состоит из шести разделов: «Сплин и идеал», «Парижские картины», «Вино», «Цветы зла», «Бунт» и «Смерть». Первый, самый объемный раздел сборника - «Сплин и идеал». Это лирическая драма, где идеалу противопоставлена не сама действительность, а сплин - тяжелое болезненное душевное состояние поэта, которому присущи скептицизмом, уныние и тоска. Это душевное состояние порожденный действительностью, ведь бодлерівський сплин имеет реальную общественно-психологическую мотивацию. В стихе, который открывает раздел^ «Сплин и идеал», Бодлер дает свое объяснение этого состояния: сплин - это «найзліше Страховидло», которое «ни ползать не умеет, ни реветь», это «Хандра, что видит плахи и казни».
Интересный философско-эстетический цикл стихотворений первого раздела, где Бодлер нарушает общие вопросы искусства. Так, например, стихотворение «Маяки» посвящен гениям живописи разных эпох. Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело, Ватто, Гойя,- все они «маяки человечества», которые «засвечены миллионами крепостей». их гений живет в веках, они бессмертны и вечны, как вечен прибой. Они - «рода человеческого достоинства и мощь». Своим величием они не дают поэту утонуть в бурном житейском море.
Бодлер пытается определить задачи поэта, чей «сад опустошен громами и дождями», говорит о пути поэта в буржуаВНОм обществе. Свою музу он называет «больным» и «продажной». В ее глазах угрюмо палахтить ненависть и тревога», а зарабатывая; на жизнь, она должна «петь... мольби и псалмы суровые, не веруя в них».
Положение поэта в тогдашнем обществе видится Бодлеру бесправным и трагическим. Поэт обречен на непонимание. Удивительное, поистине символическое воплощение получили эти мысли в стихотворении «Альбатрос». Здесь - все символ: и Альбатрос - большой прекрасный сильная птица, и моряки, которые поймали его, чтобы посмеяться и поиздеваться над ним. Альбатрос - образ-символ поэта. Бодлер называет птицу «королем лазури». Ему, поэту, он сочувствует, видя, как «волочатся, за ним большие белые крылья, как весла по бокам разбитой лодки». В руках моряков Альбатрос потерял своего силу и могущество: его «ходить по доскам природа не научила». Но, несмотря на весь этот трагизм, в голосе автора нет униженности. Наоборот, в последних строках стихотворения чувствуется не только гордость за поэта, но и вызов тем, кто его унижает.
Поэт, как Альбатрос - повелитель гроз и грома,
Дурачит молний, жаждет высоты.
И, изгнанный с небес, на падолі земной
Крылатый великан не имеет возможности идти.
Бодлер говорил, что с детства в нем боролись два противоположных чувства: «ужас жизни» и «экстаз жизни». И эта борьба неизменно приводила к духовной изоляции поэта. «Такая среда не для поэтов,- размышлял он,- им нужна республика духа, управляемая красотой». Страстным поискам красоты посвящено большинство стихотворений сборника («Красота», «Гимн красоте», «Приглашение к путешествию»). Красота у Бодлера имеет различные проявления. Она и «мечта из камня» и «белость лебедей и сердце из хрусталя» («Красота»). В ее взгляде «покорность и вина, и закат, и рассвет». Поэт не разгадал природы красоты, но желает, чтобы она сделала мир не таким отвратительным:
Это неважно, кто ты, Дева, Сирена,
Или Бог, или Сатана, или нежный Херувим,
Чтобы бремя жизни, в владарко вдохновение,
Сделала легче ты, а вселенная - менее гадким!
В своих произведениях поэт постоянно использовал контрастные краски, поражавшие своей парадоксальностью и необычностью. Поэзия Бодлера объединяет возвышенное, почти бестелесное, с низменным, намеренно грубым. Так, в стихотворении «Подъем» он призывает поэта:
Беги же от земных миазмов подальше!
В воздухе горньому очисть свое естество!
И сияние пей, словно божественное питье,
Разлитое в пространстве, как чувства в хоралі!
Его стихи часто полны ужасных, гадких, откровенных картин порока, грязи, распущенности. Но если поэзия насыщена образами общественного и нравственного упадка, то это не означает, что сама она излучает зло. Тем более, что любой стих Бодлера обязательно несет веру и надежду на лучшее. Об этом свидетельствуют слова самого поэта: «...В эту жестокую книгу я вложил все мое сердце, всю мою нежность, всю мою веру... всю мою ненависть...»
«Цветы зла» - это осуществленный с редкой последовательностью и завершенностью синтез значительного эпохи европейской поэзии эпохи романтизма, и в то же время это своеобразный пролог к другой выдающейся поэтической эпохи конца XIX - начала XX века. Поэтому неслучайно Бодлера называют и поздним романтиком и поэтом эпохи импрессионизма, и предтечей символизма.
Бодлер оставил сравнительно небольшое творческое наследие: сборник «Маленькие стихотворения в прозе», книгу статей об искусстве и литературе «Романтическое искусство», которая была издана посмертно. Бодлеру также принадлежат замечательные переводы поэзии и прозы Е. По, с которых началась слава американского романтика в Европе. Но вершиной творчества Бодлера остается поэтический сборник «Цветы зла», в которой скрестились магистральные пути французской и всей европейской поэзии.
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: сборник «Цветы зла», «Маленькие стихотворения в прозе», книга статей «Романтическое искусство».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Импрессионисты, их современники, их соратники. Живопись. Графика. Литература.- М., Иск-во. 1976.;
2. Нельман М. Я. Шарль Бодлер. Судьба. Эстетика. Стиль.- М., Худ. лит., 1979
|
|
|