ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

БО ЦЗЮЙ-И

(772 - 846)

БО ЦЗЮЙ-И - творчество писателя

БО ЦЗЮЙ-И (772-846) - китайский поэт эпохи Тан.
Бо Цзюй-И родился на севере Китая, в провинции Шаньси. Он жил в мирное и довольно спокойное время. Бо Цзюй-И выбрал поэтический путь еще в юности. Он учился искусству поэтического восприятия в великих танских поэтов и, как и их, его влекла к себе чистотой помыслов и ясностью слова старинная поэзия Тао Юань-миня. В отличие от своих предшественников - Ли Бо и Ду Фу, Бо Цзюй-И делал официальную государственную карьеру, принадлежа к чиновничьего круга. Его заслуги на государственной службе отмечены даже в официальном летописи: «Когда Бо Цзюй-И руководил Ханьчжоу, он был первым, кто построил дамбу на озере Цяньтанху и использовал воды озера для орошения крестьянских полей». Последней должностью поэта была должность губернатора провинции. До этого он занимал довольно скромные посты на юге страны, познав характерные для тогдашнего чиновника взлеты и падения. При дворе служил мало, а после выхода в отставку последние 14 лет жизни провел в глухой деревне, много читал и писал. Однако всю свою карьеру он поставил на службу поэзии, а поэзию - на службу современности. Он утверждал, что «произведение должно быть связано с тем, поэзия должна увязываться с действительностью». Уже в одном из первых разоблачительных стихов: «Я смотрю, как собирают пшеницу», - четко прослеживается мотив, который давно зрел в стихах его предшественников - мотив стыда перед тружеником-крестьянином.

Среди обличительных стихов Бо Цзюй-И главное место занимают 50 «Новых народных песен» и 10 стихотворений цикла «Цинские напевы». Достаточно назвать подзаголовки «Новых народных песен», чтобы стала ясна их направленность: «Страдания крестьянина», «Против вымогателей-чиновников» и др. Эти стихи - сюжетные рассказы, поданные в форме монолога героя. В них поэт иногда нарушает четко регламентирован размер официального, «уставного», строки или добавляет одну строку вне строфой.

Стихи Бо Цзюй-И стали новой ступенью в развитии китайской поэзии, как и в развитии китайской общественной мысли. В них отразилось и ухудшение жизни крестьянина, и смена места поэта-мыслителя в танській государству.

В сюжетных стихотворениях Бо Цзюй-И появляются уже типизированные образы с большим количеством жизненных деталей. Еще отсутствует индивидуализация героя, как отсутствует она и в Ду Фу, но в общих чертах поэт приходит к более определенного рисунка. Человек рассматривается внимательнее, вплоть до некоторых особенностей ее характера. Новыми чертами были контрастное противопоставление в конце стихов, аллегории, резкая до грубости речь обличительных стихов. Во всем этом крылась сложная простота, что требовало постоянного труда. И в Бо Цзюй-И остается вера в правителя. Но вполне вероятно, что она была вынужденной: и без этого много крамолы содержалось в стихах поэта. И все же вера в монарха, без сомнения, пошатнулась: об этом свидетельствует определенный иронический оттенок, что иногда сквозит в строках поэта о хозяине.

Усиленная заинтересованность внутренним миром человека прослеживается в двух поэмах Бо Цзюй-И, которые знаменуют время достижения сюжетной поэзии. В «Вечной печали» речь идет о достаточно прозрачно завуалированная любовь Сюань-цзуна к его наложницы Ян гуйфэй. Поэт рассказывает о большое человеческое чувство, о спечаленого по убитой возлюбленной императора как про обычного смертного, достойного сочувствия. Это единственный случай, когда поэта заинтересовали душевные страдания знати. В «Вечной печали» в центре внимания поэта - чувства, сам же человек в этом произведении довольно абстрактная.

Примерно через десятилетия, уже после «Народных песен» и «Цинских напевов», Бо Цзюй-И создал поэму «Пипа», в которой в общем обычное тогдашнее жизнь изображено без ярких красок, как это видим в «Вечной печали». Ян-гуйфэй - олицетворение невмираючого любви, да и живет героиня среди бессмертных. Зато героиня поэмы «Пипа» важна читателю сама по себе: ее тяжелую судьбу разделила не одна женщина танского Китая.

Как и многие китайские поэты, Бо Цзюй-И перед смертью написал автоепітафію: «Все, что он любил в жизни, что он чувствовал, чего достиг, что похоронил, через что прошел, что его угнетало, с чем он был связан, все это, события и вещи, вошло в его стихи. Открой книгу, и ты узнаешь все».



О. Карпенко