ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Поздняя поэзия Анны Ахматовой отражение трагедии времени

В литературу молодая Ахматова вошла как интимно-психологический поэт, что может не просто рассказать о найсповідальніше, но и дать возможность читателю пережить вместе с ней эти чувства. Поздняя поэзия поэтессы сохраняет эту черту, но наполняется новым содержанием, осознанием тесной связи своей судьбы с судьбой народа, своей ответственности перед историей и культурой за все, что происходит в стране. Это проявилось в поэме «Реквием».

По жанру поэму можно определить как лиро-эпическую, потому что в ней личная трагедия осознается как трагедия всенародная, а всенародная - как личная.

Части поэмы были написаны в течение 1935-1940 годов под влиянием страшных событий личной жизни: арест мужа, потом сына. Но очевидно, что сложилась поэма как целостное произведение гораздо позже. Об этом свидетельствует и эпиграф, датированный 1961 годом:

Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл,- Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. Этот эпиграф раскрывает глубокое осознание связи своей судьбы с народной, как через годы личное отступало перед трагедией истории. Название поэмы «Реквием 1935-1940» воспринимается не как траурная мелодия в память отдельных людей, а как реквием всем тем страшным годам истории. Не случайна и часть поэмы «Вместо предисловия», датированная апрелем 1957 г., именно с этого времени начинается «оттепель», отказ руководства страны от крайних проявлений тоталитаризма. На вопрос одной из женщин в очереди возле тюрьмы, сможет Ахматова описать «это», поэтесса отвечает: «Могу». Читатель воспринимает этот ответ в контексте своей предыдущей информации: теперь, в 1957 году, «могу» рассказать не только о себе, но и о народе, что выстрадал, выстоял, победил эти годы. Части поэмы «Посвящение» и «Вступление» создают не только эмоциональный настрой для восприятия текста поэмы. Они создают картину всенародного страдания. Поэтесса избегает личного местоимения «я», а получается «мы»:

Звезды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных марусь.

Далее с первой до десятой части перед читателем предстает трагедия Человека, Женщины, Матери, которую поэтесса раскрывает через собственную, личную. Множество впечатляющих деталей, оттенков чувства потери близких заставляют читателя пережить вместе с героиней эти страшные события. Части поэмы создавались именно в эти ужасные годы - 1935-1940. Возможно, именно стихи и помогли поэтессе выстоять, давали надежду, потому что эти стихи раскрывают безграничное одиночество героини.

В последней, десятой части поэмы возникает образ Богоматери, образ вечного материнского страдания. Этот образ не возникает неожиданно. Тема безвинно казненных, осужденных является сквоВНОй: «На губах твоих холод иконки» (ч. И, И звон кадильный, и следы куда-то в никуда» (ч. V), «О твоем кресте высоком и о смерти говорят» (ч. VI).

Образ Богоматери, эпиграф к последней части придают поэме не только широкого обобщения. Они наполняют поэму новым содержанием. Эпиграф «Не рыдай мне, Мати, во гробе зрящи» помогает понять и то, что осужденные, замучены в сталинских лагерях и тюрьмах, были и носителями «новой веры», веры в добро и справедливость, любовь и человечность. Потеря их - страшная трагедия, но, как и смерть Христа, должна пробудить человеческую совесть, потому что зло можно преодолеть, потому что появится новое понимание человека. Ахматова в это верит. Иначе, как бы могли появиться строки епілога:

А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне...

Ее пятнадцать лет не печатали, арестовали мужа и сына, она должна была сломаться, но не только не сломалась, но вопреки собственной судьбы верит в победу добра, в торжество справедливости.

Жизнь и творчество А. Ахматовой - пример большого мужества поэта, на долю которого выпал страшное время. Поэма «Реквием» - яркое этому доказательство. Всю жизнь Ахматова чувствовала себя поэтом, призванным рассказать потомкам о трагической судьбе своего народа. Свой поэтический долг А. Ахматова выполнила.