ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

БЛОК, Александр Александрович

(1880 - 1921)

БЛОК, Александр Александрович - творчество писателя

БЛОК, Александр Александрович Блок, Александр Александрович - 28.11.1880, С.-Петербург - 07.08.1921, Петроград) - русский поэт.

Александр Александрович Блок родился 28 ноября 1880 г. в Санкт-Петербурге. Его отец был юристом, профессором Варшавского университета, мать (О. Кублицкая-Піоттух), а также тети и бабушка - писательницами. Детство прошло в семье деда, О. Бекетова - известного ученого-ботаника, ректора Петербургского университета, где царили научные и литературные традиции. Бекетовы были знакомы с семьями Боткіних, Бакуниных, Тютчевих, дед лично знал Ф. Достоевского и М. Салтыкова-Щедрина. Культурная атмосфера повлияла на пробуждение писательского таланта мальчика. Первые стихи он сочинил в 5 лет, а впоследствии выдал семейный домашний журнал «Вестник» со своими стихами, переводами, прозой.

Большое значение для формирования поэтической обраВНОсти Блока оказало пребывание его вместе с семьей в с. Шахматово, недалеко от Москвы. «Мои ранние стихи - это щебетание птиц, шелест деревьев и мелодии лесов, услышанные в Шахматові», - вспоминал позже писатель.

В 1891-1898 гг. учился в 9-й Петербургской (Введенской) гимназии, а в 1898-1901 - на юридическом факультете Петербургского университета. В этот период Блок познакомился с Любовью Дмитриевной Менделєєвою, дочерью выдающегося химика Д. Менделеева, которая стала музой поэта, дав ему новое вдохновение. В 1903 г. они поженились.

С 1901 г. писатель увлекся идеалистической философией Платона, романтичной лирикой В. Жуковского, философско-мистическими поисками В. Соловьева и перешел на филологический факультет Петербургского университета, который окончил в мае 1906 г. Именно в это время происходило становление Блока как поэта: романтически и мистически осмысленные отношения с Л. Менделєєвою отразились в более 800 стихах, но опубликовать свои ранние стихи ему не удалось. После знакомства в 1902 г. из С. Гиппиус и Д. Мережковским дебютировал в их журнале «Новый путь» циклом из 10 стихотворений («Из посвящений «). В 1904 г. Блок подружился с А. Белым, В. Брюсовым, К. Бальмонтом, стал известным в кругу поэтов-символистов.

«Стихи о Прекрасной Даме» («Стихи о Прекрасной Даме») - книга, объединившая лучшие поэзии первого периода, посвященные Л. Менделєєвій, - увидела свет в 1904 г. Она показала зрелость таланта и творческую оригинальность поэта. Нетрадиционный для русской поэзии мотив поклонения мистической Даме сочетался у него с земным чувством-страстью; личное, интимное переходило в всемирное, в мистерию о преображении мира Красотой.

В цикле нашла поэтическое выражение идея. Соловьева о Мировой Душе, или Вечную Женственность, которая была связана со школой немецких романтиков. Согласно этой теории, все земное рассматривается через отношение к небесному, вечному. Блок разворачивает тезис о том, что в индивидуальной любви проявляется любовь мировая, а любовь к вселенной осознается через любовь к женщине. Поэтому, хотя цикл и посвящен Л. Менделеевы, конкретный образ заступают абстрактные фигуры Вечно-Юной, Жены, Владычицы Вселенной и т.д. Поэт преклоняется перед Прекрасной Дамой - олицетворением вечной красоты и гармонии:

Ты живешь на высокой горе,

Недоступна в своем терему.

Я приду в вечернее время,

И лишь мечту свою обніму.

(Пер. О. Николенко)

В «Стихах о Прекрасной Даме» оказались признаки символизма: поезд до неземных идеалов, возвышенность чувств, мистичность образов, сложная символика, культ красоты, музыкальность и т.д.

Своеобразным «продолжением» темы Прекрасной Дамы стало стихотворение Блока «Незнакомая» («Незнакомка»), который вошел в цикл «Город»(«Город», 1904-1908). В этот период для Блока символом цивилизации стал Петр Первый и его город - Петербург, которое воплощается в образах «балагана», «ветчину» «трактира», «ресторана». Олицетворением бездуховного жизни стал пригородный ресторан. Поэт противопоставляет город, цивилизацию, бездуховность, мещанскую ограниченность гармоничному миру природы, жизни, красоты. Этим обусловлены контрастность стиха и его разделение на две противоположные части.

В душную атмосферу повседневности, в обстановку «пьяниц с глазами кроликов» торжественно входит Незнакомая, которая несет в себе другой мир, где все живет в единстве, по законам вселенской широты бытия:

И в вечернее время, нерастраченный

(Или только снится мне?),

Девичий стан, шелками значений,

Всплывает в синем окне.

И проплывая между пьяными,

Сама, без рыцарей вина,

Там за духами и туманами

Она садится на край окна.

(Здесь и далее пер. П. Перебийноса)

С ее появлением в ресторане резко меняется ритм стиха: и в содержании, и в форме начинает звучать музыка. Мир новых звуков входит с шелестом, шепотом шелка, создается иллюзия движения - звук звезды, что падает.

Образ Незнакомого, в отличие от Прекрасной Дамы, более конкретизирован, это образ реальной красоты. Но эта конкретность является настолько широкой, что теряется ощущение реальности. Контрастное сочетание ближнего и дальнего создает перспективу развития. Незнакомая несет в себе большой мир прекрасной космической широты, единство человека и природы, связь поколений, исторический опыт человечества. Интимная тональность исповеди лирического героя, музыкальный ритм стиха придают ее образу необычайной красоты и обаяния.

«Нечаянная радость» («Нежданная радость», 1907) - вторая книга стихов, где символическая абстрактность все больше уступает реальным впечатлением. В сборнике поэт выражает свое отношение к социальным проблемам, духовной атмосферы общества. В его сознании углубляется разрыв между романтической мечтой и действительностью. В 1906-1907 гг., что были периодом переоценки ценностей, Блок пришел к выводу, что жизнь невозможно постичь через религиоВНО-мистическое восприятие. Изменения в мировосприятии писателя отразились в следующих поэтических циклах: «Снежная маска» («Снежная маска», 1908), «Страшный мир»(«Страшный мир», 1909-1916), «Итальянские стихи»(«Итальянские стихи», 1909) и др. В настоящее время семейные отношения Блоков усложнились. Атмосфера декаденства, проникнута отрицанием идеала, вседозволенностью, ощущением «конца света», сказалась на личной жизни художника, который собственную драму воспринимал как признак эпохи - нового апокалипсиса.

Накануне революционных событий 1917 г. Блок все больше чувствовал неотвратимость истории. С одной стороны, он хотел перемен в обществе, всеобщего обновления жизни, а с другой - его пугали упадок духовности, стихия жестокости, что все больше охватывали страну. В поэтических циклах «Свободные мысли»(«Вольные мысли», 1908) «На поле Куликовім» («На поле Куликовом», 1909) появляется образ дикой степной кобылицы, которая летит неизвестно куда, пугая всех своим безудержным бегом:

Мгла кровить! И в сердце не водица!

Плачь, сердце, плачь... Душа не спит!

И степи кобылица Летит вскачь!

В то же время в статье «Народ и интеллигенция» (1908) он писал: «Над городами стоит такой гул, какой стоял над татарским станом в ночь накануне Куликовской битвы... Гоголь и другие русские писатели видели Россию воплощением покоя и сна; но сон кончается; тишина заступает отдаленный грохот, не похожий на городской гомон. Тот грохот, что усиливается с каждым годом, является «волшебным звоном» тройки. А что, как тройка... летит прямо на нас? Бросаясь к народу, мы бросаемся прямо под ноги бешеной тройке, на верную гибель...»

С 1910 г. Блок работал над поэмой «Возмездие» («Возмездие»), в которой затронул проблему отношений народа и интеллигенции, однако не закончил ее: стремясь к слиянию с народом, поэт не смог принять «хищного лица зверя», вопиющего крови. В 1907-1916 гг. был создан цикл стихов «Родина»(«Семья»), где осмысливаются пути развития России. Образ родины предстает то привлекательно-сказочным, наполненным волшебной силы, то ужасно-кровавым, вызывая тревогу за будущее.

В 1916 г. Блока мобилизовали в армию, служил поэт под Пинском на строительстве дорог и военных укреплений. В это время почти не писал. После Февральской революции 1917 г. приехал в Петроград, где работал редактором в Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию преступлений царского правительства. Он надеялся на демократические изменения в обществе, однако этого не произошло, и духовный подъем сменился глубоким разочарованием.

Поэма «Двенадцать»(«Двенадцать», 1918), в которой соединились надежда и пессимизм, романтика и трагедия, отразила настроения революционных лет. Поэт выступил как пророк, который хотел предупредить о опасный ход событий:

Гуляет ветер, метляє снег.

Идет двенадцать их.

Винтовки черные и страшные,

Вокруг - огни, огни, огни...

В зубах сигарета, тесный картуз,

А еще бы на спину бубновый туз.

Эта вольница-воля,

Эх, эх, без креста!

Тра-та-та!

Он осознавал, что движение истории нельзя остановить, большевики «желеВНОй рукой» принялись преобразовывать мир, однако в то же время нельзя было забывать о духовные идеалы, милосердие, поэтому впереди двенадцати апостолов «нового дела» появляется символический образ Иисуса Христа. Поэма построена на контрастах (звуков, цветов, стилей, образов, символов), отражающих реальные противоречия действительности.

В стихотворении «Скифы» (1918) революция сравнивается с монгольским нашествием. Эпиграфом к стихотворению стали слова В. Соловьева относительно его идеи о панмонголізм. Согласно этой теории в XX ст. Россия, как и во времена Батыя, оставалась барьером между Западом и Востоком. Блок развил идею В. Соловьева, задумываясь над сущностью исторического назначения его родины. В символической форме Блок воспроизводит русский дух - величественный и дикий, веселый и жестокий, широкий и одновременно духовно ограниченный. Поэт показывает противоречия национального характера и отечественной истории. С одной стороны, его захватывает стремления все перестроить, объединить Запад и Восток на основе глобального преобразования, а с другой - он глубоко озабочен судьбой России и всего человечества, которые попали в «лапы» диких варваров.

Последующие годы в жизни Блока были обозначены глубоким духовным кризисом. Напряженные отношения с матерью и женой, драматизм гражданской войны, голод в Петрограде, тяжелая болезнь легких - все это приостановило его творческий труд. Врачи советовали поэту выехать за границу на лечение, но правительство большевиков не дал разрешения на выезд.

7 августа 1921 г. Блок умер.

Творчество Блока еще при его жизни была хорошо известна в Украине. В 1907 г. по приглашению журнала «В мире искусств» Блок посетил Киев, где выступил на литературном вечере в оперном театре. На русском языке его произведения публиковались в периодических изданиях и выходили отдельными книгами: поэма «Двенадцать» - в Одессе (1918), Харькове и Севастополе (1921), Львове (1922). Среди переводчиков поэтического наследия Блока - В. Сосюра, Д. Загул, В. Бобинський, Д. Павлычко (все - поэму «Двенадцать»), П. Тычина (драму «Роза и Крест «), Г. Рыльский, И. Драч, Б. Олейник, Г. Кочур, М. Литвинец, В. Коптилов, Д. Паламарчук и др.



О. Николенко