ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

БЛЕЙК, Уильям

(1757 - 1827)

БЛЕЙК, Уильям - творчество писателя

БЛЕЙК, Уильям (Blake, William - 28.11.1757, Лондон - 12.08.1827, там же) - английский поэт, художник, гравер, оригинальный иллюстратор серии лирических и эпических поэм "Песен невинности "("Songs of Innocence", 1789) и "Песни опыта" ("Songs of Experince", 1794).

Блейка считают одним из первых и крупнейших представителей романтизма. Он родился в семье торговца трикотажными изделиями, рос в Лондоне. В десятилетнему возрасте начал посещать художественную школу Г. Парса на Стренде, усиленно занимался самообразованием, много читал и учился делать гравюры с рисунков выдающихся мастеров Ренессанса, а впоследствии, поступив учеником к граверу Д. Безайра, часто посещал Вестминстерское аббатство. Во время учебы в Королевской академии вызвал неприязнь Д. Рейнольдса. В 1782 г. Блейк женился на бедной необразованной девушкой Екатериной Бушер, которая стала его самым надежным и самым преданным другом. Среди товарищей Блейка были известны скульптор Д. Флаксман и художники Г. Ф'юзелі и Т. Стотхард. Д. Флаксман был одним из тех, кто оплатил печать первого поэтического сборника Блейка «Поэтические наброски» («Poetical Sketches», 1783), написанной по мотивам народного песенного творчества. В сборник вошли произведения, созданные Блейком в возрасте от 12 до 20 лет. В 1784 г. после смерти своего отца Блейк стал владельцем типографии в Лондоне, пригласив в помощники своего брата Роберта. Однако Роберт вскоре умер, что чрезвычайно поразило Блейка. Изобрел метод гравировки текста и иллюстраций, назвав его «освещенным печатанием»: с помощью техники выпуклого офорта каждая страница книги, напечатана в монохромі с гравюры, содержала и текст, и иллюстрации.

Первыми книгами, напечатанными с использованием этого метода, были трактаты: «Нет естественной религии» («There is no Natural Religion») и «Усірелігії - одна» («All Religions are One», 1788). Оба трактаты были направлены против рационалистической и материалистической философии Дж. Локка и отстаивали превосходство воображения над разумом; только воображение, по мнению Блейкв, способна воспринимать безгранично. Начался период чрезвычайной творческой активности Блейка: вышли в свет «Песни невинности» и «Книга Тель» («Book of Thel», 1789), «Французская революция» («The French revolution», 1791). «Брак Неба и Ада» («The Marriage of Heaven and Hell», 1793), «Видения дочерей Альбиона» («Visions of the Daughters of Albion», 1793) и «Песни невинности и опыта» (1794).

Если первые поэтические наброски Блейка были довольно наслідувальними, то «Песни невинности», написанные техникой «освещенного печати», отличаются яркой и свежей самобытностью. Утонченность и нежность лирики и рисунка в них гармонично сочетаются. «Песни невинности» и «Песни опыта» изображают два состояния человеческой души. Ключевой символ «Невиновности» - ягненок, с которым соотносится образ тигра в «Опыте». Тигр - воплощение энергии, силы, страсти и жестокости:

Тигре! Твой огненный гнев

В черной пуще зазвучал.

Кто из солнца и иВНОчей

Высекает ужас твоих глаз?

(Здесь и далее пер. В. Коптилова)

Блейк сразу же выделился среди поэтов не только своей ярко выраженной самобытностью, но и стремлением к экспериментированию как в описательной, так и в лирической поэзии. Так, к примеру, в «Тіріелі» и «Книге Тель» Блейк использовал долгое неримований строка из 14 складов, который стал основным метром его описательной поэзии.

Полемист по натуре, Блейк ничего не принимал на веру в области философии, этики, политики, религии, все подвергая анализу и критике. В его пространных поэмах со сложной обраВНОстью, трудны для понимания символами и кое-где архаичном языке напряженно дискутируются вопросы отсталости морали и ханжества закостенелой церковной мысли, безкрилості утилитаризма и самодовольного рационализма и т.д. В «Браке Рая и Ада» Блейк так сформулировал свои мысли о диалектике мира: «Движение возникает из противоположностей. Влечение и Отвращение, Мысль и Действие, Любовь и Ненависть необходимы для бытия Человека. Противоположность создает то, что верующие называют Добром и Злом. Добро пассивное и подчиняется Мысли. Зло активное и порождается Действием. Добро - это Рай, Зло - это Ад». В поэме «Видение дочерей Альбиона «в образе центральной фигуры поэмы - Утун Блейк воспевает сексуальное наслаждение и свободу.

После смерти любимого брата Роберта Блейк с женой поселились в лондонском Сохо, а впоследствии перебрались в Ламберт на южный берег Темзы. Начался самый тяжелый период жизни поэта и художника, обозначенный его мировым признанием, необычайной популярностью, но в то же время это самый сложный период - период духовного смятения и глубоких раздумий над судьбами человечества. В это время вышли в свет «Пророческие книги», куда вошли следующие поэмы: «Америка. Пророчество» («America. A Prophecy», 1793), «Европа. Пророчество» («Europe. A Prophecy», 1794), «Книга Урізена» («The Book of Urizen», 1794), «Книга Аханії» («The Book of Ahania», 1795), «Книга Лоса» («The, Book of Los», 1795) и «Песнь Лоса» («The Song of Los», все - в 1795). В этих произведениях Блейк выражает свое отношение к Библии, разрабатывает серию космических мифов, которые являются своеобразными параллелями к библейским, создает сложную философскую систему, выражает пророчества относительно сущности человеческого характера. Следует отметить, что Блейк еще в детстве погружался в необычные духовные состояния, видел божественные видения, а его специфическое мышление художника и поэта делало произведения его фантазии абсолютно реальными, зримыми до мельчайших деталей, линий и красок; склонность к мистицизму укрепилась в годы возмужания под влиянием произведений шведского мистика Е. Сведенберга.

Основной символической фигурой «Пророческих книг» есть Урізен, униженный, бессмертный, который сочетает в себе Иегову и силу разума и закона, которые Блейк считал такими силами, которые подавляют естественную энергию человеческой души. Центральные конфликты в «Пророческих книгах» возникают между силами Разума (Урізен), Воображения (Лос) и Бунта (Орэ). В первом пророчестве Блейк выражает свое отношение к американской революции, которую считает бунтом Орса, духа бунта. Так же он определяет христианство в Европе и французскую революцию («Европа»). «Книга Урізена» - своеобразная пародия на библейскую книгу Бытия, где Создатель изображен в образе Урізена «темной силой», а в «Книге Аханії», которая является своеобразным парафразом библейского «Исхода», настойчиво звучат темы французской революции, взаимоотношений власти и террора, насилия и мотивов покаяния. Поэма «Книга Урізена» написана короткими нерифмованными строками с тремя ударными составами, которые подчеркивают скрытую силу, величие и мрачную атмосферу пророчества. «Книга Лоса «завершается период экспериментирования Блейка.

В 1795 г. Блейк сделал иллюстрации к «Ночных мыслей» Е. Юнга, создав 537 акварельных рисунков. Одновременно он начал работу над объемной эпической поэмой, которую поначалу назвал «Вала», а впоследствии переименовал в «Четыре Зоаси» («The Four Zoas»). Бйорнсон чрезмерно усложнил мифологическую схему, лишил поэму цельности и единства композиции, сделав ее прекрасным большим фрагментом, который послужил материалом для последующих его произведений - «Мильтон» («Milton», 1804-1808) и «Иерусалим» («Jerusalem», 1804-1820).

В 1800 г. Блейк с женой поселились в имении сасекського сквайра В. Хейли, который считал себя меценатом и покровителем таланта Блейка. Здесь, в Сасексі, Блейк создал свое самое известное произведение «Пророчества невинности» со знаменитыми начальным строкам, которые передали суть романтического видения:

Видеть мир в зерне песка,

Небо - в цветке синий,

В своей ладони всю безбрежность

И вечность в одном часе.

В 1804-1808 гг. Блейк награвіював «Мильтона». Поэма по сути своей в некотором роде автобиографическая, построенная в форме споры Дж. Мильтона и Сатаны. Такая форма отображала внутренний конфликт Блейка, который стремился освободиться из-под мелочной и снисходительной опеки В. Хейли.

Самой значительной и роскошно иллюстрированной поэме Блейка есть «Иерусалим». Это произведение наполнено изысканной символики. Основная тема поэмы - пробуждение гиганта Альбиона (символ Англии и всего человечества) со сна Ульро, или Ада абстрактного материализма. Его обновление и воскресение происходят с помощью Лоса, архетипа художника, творческой личности, творческого сознания. Иерусалим символизирует потерянную душу человечества. Воссоединение Альбиона с Иерусалимом в финале поэмы означает обретение человечеством всеобщего единения, братства и счастья.

Последний период жизни Блейка не совсем удачный. В 1809 г. он попытался ознакомить широкую аудиторию со своими рисунками и акварелями, написал обстоятельный «Описательный каталог», но выставку посетило лишь несколько человек. Блейк всю жизнь упорно искал полной реализации своих творческих возможностей и пытался найти людей, которые могли ему в этом помочь. Таким человеком оказался художник Дж. Ліннелл, который познакомил Блейка с группой молодых художников, среди которых был С. Палмер. Группа восторженно приняла Блейка-художника, считая его своим учителем. Последние годы Блейка вполне отдался изобразительному искусству, создав единое поэтическое произведение «Вечное Евангелие», незаконченный, крайне экстравагантный в интерпретации личности и жизни Иисуса Христа, его учение. Блейк также поручили иллюстрировать «Божественную комедию» Данте. Он успел сделать 102 акварели, которые отличаются необыкновенной кольористикою.

Рисунки и акварели Блейка резко выделялись среди всего созданного его современниками. В то же время ошибочным было бы утверждение, что они не связаны с какой художественной традиции. Блейк серьеВНО изучал гравюры, сделанные с произведений Микеланджело и Рафаэля. Значительное влияние оказали на него современные английские художники, которые принадлежали к фигуративной школы живописи, как, например, Д. Барри, Д. Мортимер, Г. Ф'юзелі. Блейк, как и они, любил рисовать обнаженные человеческие фигуры в драматических позах, неожиданные ракурсы с подчеркнуто сильными линейными контурами. Фигуры Блейка были иногда с виду деформированными - с слишком большими ногами и руками, сжатыми или, наоборот, розпластаними телами, но это подчеркивало внутреннюю динамику души, стремление художника уловить момент проявления этой динамики. Блейк всегда увлекался не цветом, а сильным рисунком, ярким контуром, хотя он был замечательным кольористом, подтверждающие его иллюстрации к «Книге Иова». Блейк-художник в конце концов победил Блейка-поэта и Блейка-мыслителя и толкователя Библии. Любимыми сюжетами для Блейка остались произведения Дж. Мильтон, Библия, Данте. Они помогали ему преодолеть внутренний кризис его души, сум'ятливої и тревожной, которая мечтала обрести утраченную гармонию бытия в хаосе современного мира. Интересно, что после Блейка английское изобразительное искусство не является настолько оригинальным и влиятельным, как в эпоху романтизма.



Н. Соловьева