ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

БЛАСКО ИБАНЬЕС, Висенте

(1867 - 1928)

БЛАСКО ИБАНЬЕС, Висенте - творчество писателя

БЛАСКО ИБАНЬЕС, Висенте (Blasco Ibanez, Vicente - 29.01.1867, Валенсия, Испания - 28.01.1928, Ментона, Франция) - испанский прозаик.

Родился 29 января 1867 г. в Валенсии в мещанской семье. Зарекомендовал себя как активный деятель левого республиканского движения: с 1898 по 1909 гг. был депутатом парламента от партии республиканцев, принимал активное участие в общественно-политической жизни страны. «Начиная с 1891 p., - вспоминал писатель, - моя жизнь была полна всяческих приключений: нередко был участником опасных заговоров и пропагандистских поездок, митингов и судебных процессов. Довольно часто я сидел в тюрьмах - дни, недели, а то и месяцы. Могу сказать с уверенностью, что треть этого героического в моей жизни периода или был заключенным, или спасался бегством за границей. Меня арестовывали раз тридцать».

Разочаровавшись в политической деятельности, в 1909 г. Бласко Ибаньес сложил с себя депутатские полномочия и того же года отправился в Южную Америку. Там он планировал выступить с публичными лекциями в нескольких латиноамериканских странах, но зато поселился в Аргентине, где организовал для коренного населения сельскохозяйственный кооператив им. М. де Сервантеса. Впрочем, «эксперимент» оказался неудачным, и в 1914 г. писатель вернулся в Испанию. После захвата в 1923 г. власти в стране генералом П. де Риверой, Бласко Ибаньес эмигрировал во Францию, где возглавил антимонархічну группу, которая развернула политическую кампанию, направленную против диктатора. Умер писатель 28 января 1928 г. во французском городке Ментоне.

Литературный дебют Бласко Ибаньеса состоялся в нач. 90-х pp. XIX ст. В первых прозаических опытах писателя соединились натуралистические и реалистические тенденции. В течение 1894-1902 гг. Бласко Ибаньес создал «валенсийский цикл» романов, в которых воссоздал быт и обычаи родного для него провинции Валенсии: «Беззаботная жизнь» («Arroz у tartana», 1894), «Майский цветок» («Flor de mayo», 1895), «Хутор» («La barraca», 1898), «В апельсиновых садах»(«Entre naranjos», 1900), «Ил и тростник» («Canas в barro», 1902) и др. Уже в этом цикле произведений он вышел далеко за пределы узко регионального, характерного для «областной» литературы, подхода, пытаясь поднимать социально-экономические и политические проблемы, характерные для всего испанского общества.

Новый период творчества Бласко Ибаньеса открыл цикл его социально-тенденциозных романов, созданных в начале 1900-х годов: «Незваный гость» («Elintruso», 1904), «Винный склад» («La bodega», 1905) и др. Как утверждал писатель: «Все эти книги я писал искренне и увлеченно. Мы пережили тогда колониальную катастрофу. Испания оказалась в унизительном положении, и я резко выступил против некоторых проявлений сонного прозябания нашей страны, надеясь, что это вызовет какую-то реакцию в ответ...». Центральное место во всех этих романах занимает народ, который начинает осознавать свое право на свободу и более достойную жизнь.

В новом цикле романов, созданных в течении 1906-1909 гг. («Маха обнаженная» - «La maja desnuda», 1906; «Кровь и песок» - «Sangre в arena», 1908; «Мертвые повелевают» - «Los muertos mandan», 1909), писатель обратился уже к изображению судьбы отдельной человеческой личности. Главный конфликт этих романов обусловлен противоречиями, которые возникают между одаренным молодым человеком и несправедливо устроенным обществом. В философско-психологическом романе «Маха обнаженная «отражен конфликт с обществом и самим собой художника Реновалеса, который вынужден рисовать картины на заказ богачей, но мечтает создать свою «Маху обнаженную» - аналог знаменитой одноименной картины Ф.Гойї, на которой изображена обнаженная аристократка, которая изображает из себя маху, мадридское простолюдинку. Ее обнаженность для Гойи - вызов пуританской религиоВНОй морали; для Реновалеса такая картина символизирует выход за пределы мещанских предрассудков, является проявлением его творческой свободы. Но до конца реализовать свой умысел герою так и не удается.

В психологическом романе «Кровь и песок» Бласко Ибаньес пытается лишить героического ореола матадоров, утверждая, что коррида - это лишь одно из средств правящей власти отвлечь внимание народа от его нищенского положения и направить ее в безопасное русло. К значительным достижениям поздней прозы Бласко Ибаньеса относят также романы «Четыре всадника Апокалипсиса» («Los cuatro jinetes del Apocalipsis», 1916), «Его морская святость» («El papa del mar», 1925), «У ног Венеры» («A los pies de Venus», 1926) и др.

На украинском языке произведения Бласко Ибаньеса переводили В. Самойленко, Г. Иванов, В. Шовкун, П. Соколовский.



В. Назарец