ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

БИШОП, Элизабет

(1911 - 1979)

БИШОП, Элизабет - творчество писателя

БИШОП, Элизабет (Bishop, Elizabeth - 08.02.1911, Ворчестер, шт. Массачусетс - 06.10.1979, Бостон)- американская поэтесса.

Бишоп принадлежит к художникам того поколения, самобытное творчество которых развивалось «в тени» великих модернистов современности, но которые, несмотря на то, с течением времени берут на себя все больше внимания как читателей, так и критиков.

Бишоп была единственным ребенком Уильяма Томаса Бишопа, владельца строительной фирмы, и Гертруды Бульмер, эмигрантов из Канады. Детство будущей поэтессы было сплошной полосой потерь, что впоследствии скажется на ее творчестве.

Ее отец, который на протяжении нескольких лет периодически бывал прикованным к постели из-за болезни почек, умер 13 октября 1911 p., когда Элизабет было всего 8 месяцев. Вскоре бедствие постигло и мать, которая, перенеся ряд приступов сумасшествия, в конце концов была госпитализирована в Дортмундский психиатрический госпиталь. Это случилось в 1916 p., 5-летняя Бишоп уже никогда больше не увидит ее.

Элизабет взяли на воспитание мамины родители, которые проживали в городке Нова Скотия. Атмосфера уюта и комфорта, что царила здесь, помогла ей обрести душевный покой. Однако ситуация изменилась, когда отцу родители решили забрать внучку против ее желания в Ворчестер с тем, чтобы выручить ее, как они считали, от «бедности и провинциальности». Там Бишоп остро почувствовала свое одиночество, нехватка теплых, дружеских отношений, человеческого тепла. В своих мемуарах Бишоп впоследствии занотує: «Я чувствовала свое старение. Мне опротивели одиночество и молчаливые обеды с бабой и дедом. Ночью я лежала, включая и выключая ночник, и плакала».

Когда тетя, Мод Бульмер Шефердсон, в мае 1918 г. забирала ее к себе в Бостон, было понятно, что «эксперимент» бабы и деда не удался: у физически слабого с детства Бишоп обострились астма и хорея, появились экземы. В тетушкиной семьи Бишоп чувствовала себя значительно лучше, под влиянием тети Мод Бишоп увлеклась литературой и сама начала писать стихи. С 1927 по 1930 гг. будущая поэтесса училась в школе Волнат Хилле, в пансионе для девушек, что в штате Массачусетс.

В течение 1930-1934 гг. Бишоп продолжала образование в нью-йоркском колледже Базаре, где изучала английскую литературу. Преподаватели вспоминали, что она была начитанным, любознательным и даже очаровательной, но в то же время и замкнутым, гордым. На ее характере сказалась неустроенность детских лет; в колледже, как утверждают биографы, Бишоп и заохотилася к алкоголю. В эти годы начала проявляться и нетрадиционная сексуальная ориентация Бишоп (в колледже она «дружила» с Мэри Маккарти, старше ее на один год; Бишоп отрицала мнение, что она была прототипом Лаки - героини скандального романа М. Маккарти «Группа» (1963).

1934 год стал знаменательным в ее жизни, поскольку это был год окончания колледжа и знакомства с поэтессой Меріанн Мур, знакомства, которое перерастет в дружбу и будет иметь решающее значение в плане его становления как художника.

Окончив в июне 1934 г. колледж и став бакалавром, Бишоп переехала в Нью-Йорк. Первым значительным литературным дебютом юной поэтессы стал выход сборника «Север и Юг» («North and South», 1946), рекомендованной М. Мур на соискание премии Гафтона Миффлина и которую Бишоп завоевала среди более чем восьмисот других участников конкурса. В следующем году Бишоп познакомилась с известным американским поэтом Г. Лоуеллом, с которым поддерживала дружеские отношения до конца жизни.

Летом 1935 г. поэтесса совершила путешествие в Европу, и с тех пор путешествия, любовь к новым местам стали неотъемлемой частью ее жизни, как, впрочем, и творчества. В последующие годы она посетила Париж, Лондон, Италию, Испанию и Марокко. В 1942 p., после вступления США во Вторую мировую войну, Бишоп некоторое время работала для МВФ страны. В этом же году она посетила Мексику, где познакомилась с чилийским поэтом П. Нерудою и мексиканским художником Д. Сикейросом, а вернувшись в Нью-Йорк, встретила Лотту де Македо Соарес, юную бразильская аристократку, которая станет самой большой любовью поэтессы.

После выхода сборника «Север и Юг» к Бишоп постепенно пришло признание. В 1949 г. она стала консультантом по поэзии в Библиотеке Конгресса, а в следующем году - лауреатом американской Академии искусств. В 1951 г. Бишоп решила совершить путешествие в Латинскую Америку, чтобы увидеть Амазонку. Однако во время рейса она заболела, съев орех кешью, который вызвал сильную аллергическую реакцию. Вынуждена сойти в Бразилии, Бишоп нашла приют в доме Л. де Македо Соарес, в которую в процессе выздоровления влюбилась. На 15 лет Бразилия станет второй родиной для поэтессы. Это новая любовь и новый дом (Бишоп жила в Петрополисе и Рио-де-Жанейро) стали едва ли не самым большим ее счастьем. «Я чрезвычайно счастлива впервые в моей жизни», - писала поэтесса 28 июля 1953 г. в письме к Г. Лоуэлла.

В апреле 1954 г. Бишоп заключила соглашение с Гафтон Мифлин о переиздании книги «Холодная весна», куда вошли и стихи ее первого сборника, под общим названием «Стихи: Север и Юг - Холодная весна» («Poems: North and South - A Cold Spring»). Эта сборка Бишоп через два года была удостоена Пулитцеровской премии.

Третья книга поэтессы - «Вопрос путешествия» («Questions of Travel», 1965) в плане тематики впитала в себя и воспоминания детства, и впечатления «бразильского» периода жизни. Два поэтические разделы - «Бразилия» и «Все остальные» - разделены автобиографической прозой «В Деревне», включенной в сборник по настоянию Г. Лоуэлла. Бишоп в своей новой сборке продолжает разрабатывать любимые темы, но уже уменьшая расстояние между читателем и автором. Сборник Бишоп «Вопрос путешествия» в целом была высоко оценена критикой. В частности, Роберт Маззокко в «Нью-Йоркском книжном ревью» («New York Review of Books») назвал поэтессу «одним из самых светлых, лучших талантов современности».

В середине 60-х pp. жизни для Бишоп в Бразилии усложнилось. Л. де Македо Соарес, втянувшись в политическую жизнь Рио-де-Жанейро и взяв ответственность за общественный проект парков, стала объектом резкой критики. Одновременно получило огласки частную жизнь Лотты и Элизабет, в результате чего Бишоп была вынуждена покинуть Бразилию. Начиная с января 1966 p., поэтесса преподавала в Университете Вашингтона. 19 сентября 1967 г. ее посетила Лотта, которая этого самого вечера, когда Бишоп спала, передозувала транквилизаторы и после пятидневной «комы» умерла. Эта потеря была самой тяжелой в жизни Бишоп, хотя она и продолжала писать и издавать. В 1969 г. вышли в свет «Избранные стихи» («Complete Poems»), куда вошли как ранее опубликованные произведения, так и новые.

В последнее десятилетие жизни Бишоп много путешествовала по Южной Америкой и Европой, преподавала в нескольких университетах, в частности в Гар-варде. В 1976 г. она стала первым американцем и первой поэтессой, удостоенной Международной премии по литературе г. Нойштадт за лучшую книгу зарубежного автора. В этом же году Бишоп издала последний поэтический сборник - «География для 3 класса» («Geography III»), которой была присуждена Национальная книжная премия критиков за 1977 год. В стихах сборника поэтесса возвращается к темам Севера и Юга, особенно ярко это проявляется в таких его шедеврах, как «Комната свиданий», «Крузо в Англии» и знаменитом «Лишь искусстве». Критик Альфред Корн, анализируя «Географию для 3 класса», особо отметил благородство поэтического языка, теплоту тона и удивительное сочетание печали и просветленности, боли и подчинения, что под силу, по его мнению, воссоздать лишь немногим художникам.

Бишоп еще при жизни назвали «поэтом поэтов», одним из немногих, чье признание основывается лишь на исключительности ее художественного дарования, ее самые известные стихи стали неотъемлемой частью поэтических антологий, а заинтересованность ее творчеством литературоведами и критиками растет с каждым годом.



Б. Щавурський