ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

БЫКОВ, Василий

(1924 - 2003)

БЫКОВ, Василий - творчество писателя

БЫКОВ, Василий (Быкау, Василий, - 19.06.1924, с. Бычки Ушацького р-на Витебской обл. - 23.06.2003, Минск) - белорусский прозаик.

Свою биографию писатель вместил в три книжных абзацы: природная сдержанность не позволяет ему много рассказывать о себе. Вся его жизнь так или иначе отразилось в его книгах.

Родился Василий Владимирович Быков в обычной крестьянской семье. Окончив школу, поступил на скульптурное отделение Витебского художественного училища, но из-за нужды вынужден был оставить учебу.

За день до начала войны поехал в Шостку (украинский город) к дяде, снова мечтая об учебе. Здесь его застала война. За несколько дней парень оказался полностью отрезанным от своей семьи, которая осталась на оккупированной территории Беларуси. Учиться ему пришлось в Саратовском пехотном училище, куда направляли только мобилизованных. С осени 1943 г. находился на фронте. Дважды ранен, познав «кровь и пот» пехоты и «госпитальные муки», он вышел из войны, обогащенный огромным опытом.

Первые два его рассказы о войне - «В тот день» и «В первом бою» - появились в 1949 г. на «Литературной странице» «Гродненской прауды». Начал писать с малых форм - рассказы, рецензии, статьи. Несколько лет происходило становление писателя: он искал себя во всем - в выборе жанра, темы, времени повествования. Создав ряд рассказов как о войне, так и о мирной жизни города и деревни («Смерть человека», 1951; «Потеря», «Ночью», 1956; «Счастье», «На озере», 1957; «Фруза», «Трое», 1959), а также героико-приключенческую повесть «Последний боец», на рубеже 50-60-х годов издал в библиотечке журнала «Вожик» сборник сатирических миниатюр «Ход конем».

Критики разделяют все произведения Быкова на военные и бытовые, которые были намного слабее. Настоящий талант писателя проявился именно в военной прозе.

«Журавлиный крик» (1959) можно считать первой значительной повести, посвященной героической тематике. Она была издана массовым тиражом в 1961 г. в книге, в которую, помимо нее, вошли и несколько ранних рассказов, что наиболее ярко отражали творческий поиск писателя («Смерть человека», «Обозник», «Ночью», «На озере», «Фруза» и др.). В «Журавлиной крике» автор впервые попытался в пределах небольшой повести проанализировать мотивы поведения бойцов, которые после наступления врага разделились на героев и предателей. Судьба каждого из шести солдат передана в отдельном разделе-новелле, где каждый рассказывает или упоминает о себе, о своем пути до желеВНОдорожного переезда, где надо задержать врага. Последний и главный штрих к человеческой жизни кладет здесь смерть - смерть героя или предателя.

«Третья ракета» (1961) была написана сразу после «Журавлиного крика». Повествование в повести ведется от имени главного героя - солдата Лозняка, который, целый год пролежав в госпиталях, попал на передовую. До этого он воевал на Витебщине в партизанском отряде. Главная мысль произведения высказана самим Лозняком, который случайно уцелел в бою: «Как все это сложно! На сколько же фронтов надо бороться - и с врагами, и с раВНОй сволочью рядом, наконец, с собой. Сколько побед надо одержать, чтобы они соединились в ту, которая будет написана с большой буквы? Как мало одной решимости, добрых намерений и сколько еще надо силы!»

После выхода в свет повесть была инсценирована и включено в репертуар разных театров. До недавнего времени она не сходила со сцены Киевского молодежного театра, а в 1963 г. была экранизирована. За нее писатель был удостоен Государственной премии им. Я. Коласа.

«Измена» (1960) - повесть, в основе которой также пережитый опыт фронтовых событий писателя. Небольшая группа солдат-артиллеристов прорывается к своим. Во время этого прорыва раскрываются их характеры: как и в «Журавлиной крике», они распределяются на мужественных, честных бойцов и предателей, но в этой повести происходит «моральный поединок». Впервые в творчестве Быкова появляется мотив дороги как пути проявления и становления характеров, как общей направленности к одной цели, в конце концов, как символа жизни. Впоследствии писатель использовал этот мотив во многих повестях («Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться», «Волчья стая», «Альпийская баллада», «Круглянський городов «),

В 1963 г. появилась повесть «Альпийская баллада». В центре ее - самоотверженное и трогательной любви, которая подвергается испытаниям в аду войны. Оно становится основой размышлений писателя о жизни людей на войне. Главными героями произведения являются молодой солдат-белорус Иван Терешка и девушка-итальянка Джулия. Они бегут в горы с концентрационного лагеря, расположенного где-то в австрийских Альпах. Героев преследуют и настигают фашисты, Иван погибает, а Джулия случайно врятовується. Такой сюжет первой и последней быковской «баллады», которая много раз переиздавалась, переведена на многие языки.

По мотивам этого произведения написан сценарий кинофильма (1966) и поставлен балет в Белорусском театре оперы и балета. Повесть сочетает, казалось бы, несовместимое - лирику, романтику жизни и его суровый реализм.

В течение 1964-1965 гг. Быков создал повести «Ловушка», «Атака с ходу», «Его батальон», ставя себе за цель глубже заглянуть в душу солдата, который оказался в тупике, лишен всякой возможности бороться с врагом. Сила обстоятельств, которые давят на человека, захватывает писателя. Он начинает «экспериментировать» с моральной стойкостью героев, не просто описывая человека за тяжелых обстоятельств войны, а рассматривая ее в «аду жизнь». Это ад и фашистского плена («Ловушка»), и боя на передовой («Атака с ходу», «Его батальон»), и немецкой оккупации («Знак беды», «Обелиск»), и партизанского отступления («Волчья стая» «Пойти и не вернуться «), и неудачного рейда в немецкий тыл («Дожить до рассвета»). При таких нечеловеческих, «адских» условий боец, что идет на подвиг, - уже герой, даже если через смерть он не смог его осуществить, как в повести «Дожить до рассвета», где лейтенант Ивановский вместо состава немецких боеприпасов, умирая, сумел взорвать только одного немца с возом соломы. Любое проявление моральной стойкости, человечности на войне - это подвиг. Учитель Мороз в «Обелиске «не убил ни одного немца, но он настоящий герой, потому что добровольно идет на казнь со своими учениками.

«Мертвым не больно»(1965), пожалуй, наиболее автобиографическое произведение писателя. Герою романа, Василевичу, повезло - он остался жив, но что-то в нем напоминает людей, о которых Е. Хемингуэй сказал, что они никогда не смогут вернуться с войны. Даже в мирное время Василевич не может успокоиться, память постоянно возвращает его к огненних лет, а в сердце навсегда остался боль. Это боль не только от потерь друзей, военных поражений, а прежде всего - боль за человека, не сделала моральных выводов из уроков истории.

Психологическая, моральная усложненность образов, поступков отличает повести Быкова этого периода. Он пытался раскрыть всю правду войны, которую сам познал сполна. Этот путь привел писателя к созданию «партизанского» цикла повестей («Круглянський городов», 1968; «Сотников», 1970; «Обелиск», 1971; «Дожить до рассвета», 1972; «Волчья стая», 1974; «Пойти и не вернуться», 1978), отмеченных Государственными премиями.

«Круглянський городов», первая повесть, является своеобразным переходом к новому этапу творчества. Маленькая группа партизан получила задание сжечь мост через реку, но при первой же попытке погиб командир. Командование берет на себя Бритвин, который имеет собственный план выполнения задания. До моста, охраняемого посылают сельского парня, который в бидоне из-под молока повез взрывчатку. Мост взорван, но юноша погиб. Молодой партизан Степка Толкач понимает аморальность этого плана. Он совершает самосуд над командиром-самозванцем, стреляет в него, за что и попадает в ямы штрафников.

В повестях «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета «автор вроде нарочно усложняет ситуацию - лишает героев здоровья, сил и подводит их к главному испытанию, сосредотачивая внимание на силе духа.

В повести «Знак беды» («Знак бяды», 1982) писатель поднимает вопрос о человечности, причины ее неуничтожимости. В центре повести - Петрок и Степанида, жизнь которых изображено от наймитської юности до смертного времени, когда они гибнут на своем хуторе, но не подчиняются фашистам.

Действие повести «Карьер» (1986) происходит осенью 1941 г. в глухом белорусском местечке, оккупированном немецко-фашистскими захватчиками. Впервые в творчестве писателя военная тема органически связана с нашей современностью, исследуется влияние давно пережитого на судьбы людей старшего и молодого поколений.

«Облава» («Аблава», 1988) - последняя повесть, посвященная трагическим событиям мирных лет.

Последние несколько лет народный писатель Беларуси Василь Быков жил сначала в Финляндии, затем - в ФРГ, отмечая при этом: «Мои политические раВНОгласия с президентом Беларуси А. Лукашенко не означают, что я должен стать политэмигрантом». В 2002 г. писатель вместе со своей женой переехал в Чехию. После перенесенной операции по удалению раковой опухоли Быков приехал в Беларусь на реабилитацию. 23 июня 2003 года он умер в онкологической больнице в Боровлянах, что вблизи Минска.

На украинском языке переведено восемь из шестнадцати его повестей.



О. Николенко