|
БЕШЕНЕЇ, Дйордь
(1747 - 1811)
БЕШЕНЕЇ, Дйордь - творчество писателя
БЕШЕНЕЇ, Дйордь (Bessenyei, Gyorgy - 1747, с. Берцель - 19.11.1811) - венгерский писатель.
Бешенеї происходил из старинного венгерского дворянского рода. Годы его молодости совпали с правлением императрицы Марии Терезы, которая, поддерживая политику Габсбургов, активно вербовала выходцев из дворян в лейб-гвардию, в которой юноши получали воспитание в духе имперской политики. Как и его старшие братья, Бешенеї в 1765 г. был отправлен в Вену, где должен был пополнить ряды королевских лейб-гвардейцев. Параллельно с военной службой Бешенеї активно занимался самообразованием, изучением иностранных языков, чтением произведений отечественной и зарубежной классики, изучением философских и педагогических трудов, обосновывали идеи европейского Просвещения.
Особое влияние на становление идейного мировоззрения Бешенеї оказала философия Вольтера, его борьба с религиозным фанатизмом, с феодальными предрассудками, его протест против любых форм угнетения человеческой личности. Под влиянием идей Вольтера с начала 70-х годов XVIII в. Бешенеї приобщился к литературному творчеству и в течение следующих десяти лет создал несколько трагедий и комедий, а также философских и политических трактатов, в которых развил просветительскую идеологию, сместив акценты на венгерскую государственно-политическую систему. Еще в конце 70-х годов Бешенеї оставил военную службу, а в 1782 г. за свои свободолюбивые взгляды был уволен и с должности смотрителя библиотек и лишен государственной пенсии. Бешенеї вынужден был покинуть Вену и перебраться в свое имение Бреттьо-Ковачи, в венгерской провинции, где прожил почти безвыездно до самой смерти под неуклонным наблюдением имперской цензуры.
Главную часть творческого наследия Бешенеї составляют его драматические произведения, написанные в первый период литературного творчества, с 1772 по 1882 гг. Творчество Бешенеї имела большое значение для развития национального театра. Он стал первым профессиональным венгерским драматургом эпохи Просвещения и первым, кто ввел в отечественной драматургии законы классицизма, а в 1772 г., год появления его тираноборчої трагедии «Аґіс» («Agis tragediaja»), принято считать началом развития венгерской просветительской литературы.
Все трагедии Бешенеї написаны на материале исторического прошлого, всем им присуща гострополітична проблематика, высокий гражданский пафос, направленный на борьбу с тиранией за освобождение человека от гнета деспотизма. В своей первой, наиболее известной трагедии «Агис» Бешенеї обратился к истории древней Спарты. В центре изображения двое спартанских юношей - Агис и Клембротес, которые выступают против несправедливых законов в защиту прав человеческой личности и требуют от царя Леонидаса обновления прежних «равноправных» законов Ликурга. Тот сначала соглашается, но впоследствии под влиянием коварного советника Агізеліуса меняет свою позицию и требует от юношей отказаться от исповедуемых ими политических идеалов. Однако мужественные спартанцы не отказываются от них даже ценой собственной жизни. В том же 1772 г. Бешенеї создал еще одну политическую трагедию «Ласло Хуніаді» C'Hunyadi Laszlo»), в которой воссоздал образ Ласло Хуніаді - сына знаменитого венгерского полководца Яноша Хуніаді, который был предательски сбит в 1457 г.
Трагическим событиям средневековой отечественной истории посвящена и следующая трагедия Бешенеї «Буда»(1773). Кроме трагедий, перу Бешенеї принадлежат и две комедии, созданные им на материале венгерской современности. В первой из них - «Философ» («Afilozofus», 1777), что считается одним из лучших драматических произведений венгерской литературы XVIII в., Бешенеї вывел сатирический образ дворянина Понти, венгерского невежду, помещика из провинции, который олицетворяет аполитичный, инертный и невежественный дворянский слой современной автору Венгрии. Во второй комедии - «Лак, или Моральная упрямство» (1775) утверждается моральная превосходство бедного, но честного человека.
В первый период своей литературной творчества Бешенеї писал также поэтические послания друзьям, в которых отстаивал идеи религиоВНОй веротерпимости и философского вольнодумства, создал поэму на сюжет из национальной истории про короля Матиаша, трактат об идеальном государственном устройстве «Путь законов» (177'8), в котором провозглашал равенство всех граждан перед законом, выступал за национальную и социальную равноправие, в сборнике философских трудов «Всякая всячина» (1779).
Во второй период творчества (1782-1804 pp.) Бешенеї написал ряд трудов, посвященных вопросам философии и истории, которые объединил в сборник «Біхарський отшельник». В статьях сборника Бешенеї решительно выступал против религиоВНОго фанатизма, деспотической формы монархического правления, против аморальных законов, которые фактически сводили венгерского крестьянина до положения раба. В это время Бешенеї много переводил. Из античных авторов он предпочитал Лукиану, а из современных - Вольтеру. Кроме того, Бешенеї принадлежат несколько замечаний о теории перевода как средства обогащения языка. Из литературно-художественных произведений этого периода центральное место занимает просветительский роман «Путешествие Тарімена» («Tarimenes utazasa», 1785), написанный в значительной степени под влиянием вольтерівського «Кандида». В романе Бешенеї создал панораму социального, культурного, исторического жизни Европы XVIII в., вывел под вымышленными именами большое количество политических и религиозных деятелей эпохи. Перу Бешенеї относятся также философская поэма «Мир природы» (1799) и философская работа «Поиски разума» (1804). После 1804 года, почти лишен возможности печатать свои произведения, пригнічуваний цензурными притеснениями и нападками промонархічних литературных кругов, Бешенеї отошел от литературного творчества.
В. Назарец
|
|
|