|
БЕРРОУЗ, Уильям Сьюард
(1914 - 1997)
БЕРРОУЗ, Уильям Сьюард - творчество писателя
БЕРРОУЗ, Уильям Сьюард (Burroughs, William Seward - 05.02.1914, Сент-Луис, шт. Миссури - 02.08.1997, Ловренс, Канзас) - американский прозаик.
Родился в состоятельной семье. Его отец был владельцем предприятия, которое занималось поставкой пиломатериалов. Берроуз учился в Гарвардском университете, который окончил в 1936 p., а после этого изучал медицину в Вене. Занимался археологией и этнологией. Участник Второй мировой войны, поскольку с 1942 г. служил в американской армии. В 1945 г. Берроуз женился, однако тот образ жизни, который он вел в 50-х pp., привел его к разрыву с семьей.
Берроуз перепробовал много профессий («Работал частным детективом, дезінсектором, барменом. Трудился на заводах и в конторах, параллельно ошиваючись в полукриминальном среде»), объездил Мексику, Европу, долгое время жил в Лондоне. Вернулся в США в середине 70-х pp.
В литературу Берроуз вошел в 50-х pp. Его первый знаменитый роман «Джанки. Исповедь безнадежного наркомана» («Junkie: Confessions of an Unredeemed Drug Addict», 1953) во многих моментах был автобиографическим: Берроуз еще в 1944 г. заохотився к морфию и его «наркоманский» стаж составлял 15 лет. Название «джанки» на жаргоне наркоманов означает «нарик, наркоман». Роман вышел под псевдонимом Вильямса Ли. В его основе - рассказ об образе жизни и связанные с ним приключения наркомана, в которую вплетен самоанализ ощущений человека, находящегося под наркотическим действием.
Самой известной книгой Берроуза стал его второй роман «Голый завтрак» («Naked Lunch», 1959), который увидел свет в Париже и сразу снискал скандальную славу. В «Голом завтраке» говорится о «новую генерацию» людей, которых создала «наркотическая революция». Берроуз описывает разрушенную наркотиками психику. Роман состоит из натуралистических, гиперболизированные, часто фантастических описаний, скомпонованные в калейдоскопічній манере. В произведении сошлись магистральные мотивы творчества Берроуза: хаотичность мира, вражда между человеком и обществом, отчуждение человека, наркомания, насилие, гомосексуализм. Сам Берроуз неоднократно декларировал цель своего творчества - предупредить человечество о растущей угрозе наркомании. Сторонники Берроуза (Дж. Керуак, Н. Мейлер) уважали его за «обнажение» темных сторон человеческой натуры, сравнивали его с Дж. Свифтом; мол, описывая мерзость, он тем самым также оказывает строгий моральный суд.
Берроуз был одним из лидеров и «гуру» движения «битников». Вместе с другими представителями «разбитого поколения» он опубликовал ряд книг: «Письма о Яге»(«7пе Yage Letters», 1963), переписка с А. Гинзбергом во время их совместного путешествия в поисках наркотиков и др.
В 60-х pp. Берроуз создал романы «Истребитель» («The Exterminator», 1960), «Машина размягчения» («The Soft Machine», 1961), «Билет взорвался» («The Ticket That Exploded», 1962), «Нова экспресс» («Nova Express», 1964), в которых действуют бестелесные организмы в предельной фазе деперсоніфікації; происходит космическая война пола, в которой нечего искать победителя; следствием этого становится дегуманизация планеты. Лейтмотив этих книг Берроуза - распад сознания, деградация личности. В творчестве Берроуза метафора наркотической зависимости как средства подчинения человека имеет форму научно-фантастического сюжета о группе «новая» - инопланетян, которые стремятся уничтожить человечество, насаждая «запретные» сладости, которые становятся привычными.
В 70-80-х гг. он создал новые романы: «Дикие парни» («The Wild Boys», 1971) - о повседневной жизни группы наркоманов, «Города красных ночей» («Cities of the Red Nights», 1981), «Мертвые дороги» («The Place of Dead Roads», 1984) и «Западные земли» («Western lands», 1987), которые образуют трилогию. Роман-исповедь «Гомик» («Queer», 1986) более 30 лет оставался ненадрукованим. Непосредственным поводом к его написанию стало непреднамеренное убийство Берроузом своей жены. В романе писатель воспроизводит муки абстиненции героя Уильяма Ли и его жажду контакта с людьми.
Романы Берроуза экспериментальные по форме, они продолжают художественные новации Дж. Джойса и Г. Стайн. Часто они построены в форме потока видений, грез, галлюцинаций наркоманов в момент эйфории или во время ожидания на галлюциноген. В своем творчестве писатель применяет постмодернистский коллаж, используя фрагменты текстов других писателей или газетные статьи. Неупорядоченный синтаксис и нелогично построенные фразы передают ощущение хаоса и абсурда. Берроуз «членящее» предложения и меняет местами фрагменты, чтобы создать новые образы и освободиться от «подчинения» принятым нормам повествования.
Берроуз также оставил свой след в кинематографе. По его сценариям снято около десяти экспериментальных фильмов, еще в нескольких он принимал участие как актер (напр., роль священника в «Аптечном Ковбои» режиссера Г. Ван Занта).
Есть. Васильев
|
|
|