|
РОБЕРТ БЕРНС
(1759-1796)
РОБЕРТ БЕРНС
«Необычный человек» или еще - «гениальный поэт Шотландии»,- так называл Вальтер Скотт Роберта Бернса, бедного крестьянина, который стал выдающимся художником слова.
Его страна была страной героической и трагической судьбы: в 1707 году она после тяжелой многовековой борьбы была объединена с Англией и почувствовала на себе ее сильное влияние. Вследствие быстрого роста буржуазных отношений, ограждение и промышленного переворота начали исчезать древние клановые традиции, произошло массовое обнищание свободных земледельцев и мелких ремесленников. Два восстания против англичан (1715 и 1745 годов) были жестоко подавлены и привели к еще большему усилению гнета, налогового и бюрократического нажима на бедное население. Такова была социально-политическая ситуация, в которой развивалось творчество Бернса. С ранних лет в его сознании переплетались обостренное чувство национальной гордости за прошлое Шотландии и скорбное ощущение трагизма ее теперешнего положения.
Как человек и как поэт Берне формировался под влиянием двух национальных культур - шотландской и англійської. их взаимодействие сложилась издавна, но после унии общегосударственным языком был признан английский, а шотландский низведена до уровня диалекта. Господствующие классы Англии пытались насадить свою культуру, что не могло не породить в побежденному, но не взломанном народе непреодолимого желания сохранить национальные традиции, сохранить родной язык. Работая в этих условиях, Роберт Берне сумел подняться и над рабским склонением перед английской литературой, и над национальной ограниченностью, сумел совместить в своей поэзии все лучшее из обоих литературных традиций, по-своему осмыслив и синтезировав их.
Роберт Берне родился в семье фермера. Коротка его жизнь проходила в непрерывной борьбе с нуждой, в тяжелом труде на фермах, аренды которых было выгодно только для землевладельцев.
Столкновения с жадными и грубыми обладателями, с проповедниками кальвинистских общин и простыми людьми в небольших деревнях юго-западной Шотландии, где прошла детство и юность поэта, рано познакомили его с неравенством и ущемлением бедняков. Человек независимого ума и гордой души, он глубоко сочувствовал таким, как он сам, бесправным труженикам.
Его образование ограничилось уроками отца, который знал грамоту и счет, чтением маленькой библиотеки, что тщательно хранилась. Тяга юноши к знаниям увидел и развил застенчивый сельский учитель, друг его отца. Богатый духовный мир поэта, его необычайное мастерство - все это получено путем непрерывного и упорного самообразования.
Поэтический талант у Бернса проснулся рано. Первый стих о светлом юношеской любви («Чрезвычайная Нелли»} было написано в пятнадцать лет. За ним появились и другие. их любили, запоминали друзья Бернса - сельская молодежь, местные интеллигенты. По подписке этих поклонников в провинциальном городке 1786 году впервые была опубликована маленькая книжка его стихов («Кільмарнокський томик»). Ни одно из едінбурзьких изданий большей по объему книги поэм и лирики («Эдинбургский том», 1787), даже мода на поэта-пахаря в салонах Эдинбурга не изменили участия Бернса. Он прожил в этом городе около двух лет, бывал в высших кругах, где вызвал лишь снисходительную любопытство и разговора, но продолжал жить в нищете, в тревоге за родных, без уверенности в завтрашнем дне. В «Стансах на ничто» он смело назвал ничтожествами тех, с кем ему приходилось встречаться в Эдинбурге, которые были равнодушными к поэту, к бедам тружеников.
В ранних поэтических попытках Бернса четко заметны следы знакомства с творчеством Поупа, Джонсона и других представителей просветительского классицизма. Позднее в поэзии Бернса можно найти перекличку со многими английскими и шотландскими поэтами. Он никогда не следовал традиции полностью, он переосмысливал их и создавал свою. Такое же отношение было у Бернса и к фольклору основы его поэзии. Это выражается в глубинном понимании им сути народного творчества и его восприятии передовых идей века. В народной песне авторская личность исчезала, а Берне смешивал голос народа с поэтическим «я». Главными темами его поэзии были любовь и дружба, человек и природа.
Вместе с этим, Берне рано осмыслил в своих стихах и поэмах столкновения личности и народа с общественным злом, хотя, конечно, противопоставление интимной и социальной лирики Бернса в совершенно условное. Уже ранняя лирика - это стихи о правах молодежи на счастье, о ее столкновения с деспотизмом религии и семьи. Любовь у Бернса всегда является силой, которая помогает человеку отстоять любимого человека, защитить ее и себя от коварных врагов. Поэт нередко лично сталкивался с ханжеством церковников. Он отвергает и высмеивает его в «Приветствии своей внебрачной дочери» (1785). В стихах Бернса часто отвергалось религиоВНОе понимание сути человеческого бытия. В «Похоронной песни» он спорит с апологией смерти как «лучшего друга бедноты» на пути к «загробного благодати». Эта же тема, в блестящем сочетании сатиры и юмора, раскрыта в стихотворении «Смерть и доктор Харнбук», в котором пародируется как ее поэтизация, так и корыстолюбие врачей, которые наживаются на смерти. Чрезвычайный реалистичный портрет доносчика и развратника в «Молитве святоши Вилли» и «Эпитафии» ему же, где реальный факт стал поводом для храбрых разоблачений ханжеской доктрины кальвинизма. Тупость священника и его паствы высмеяна в сатире «Тельца». Берне был не атеистом, но его деизм был схожим с атеистическим отбрасыванием роли Бога в жизни человека и природы.
Не в Боге, в природе, в жизни, в борьбе с неприятностями становились мужественными и Берне и его герои - простые люди. Не небесные силы, а личное достоинство, любовь, помощь друзей поддержали их.
Берне рано начал задумываться о причинах общественного неравноправия. Сначала в своих стихах он был готов возложить вину за все невзгоды бедняков и свои собственные силы мироздания - «небесные и дьявольские». Но в пору зрелости он пришел к выводу, что не фатум, а реальные законы и порядки общества определяющих участие людей. В 1785 году была написана кантата «Веселые нищие». ее персонажи - бродяги: калека-солдат, бедная женщина, странствующие актеры и ремесленники. У каждого в прошлом горе, испытания, конфликты с законом, а сегодня - гонения, нищета. Но они остались людьми. Жажда к жизни, возможность веселиться, дружить и любить; острое насмешливое речи, мужество и стойкость - вот как изобразил поэт в динамическом групповом портрете обездоленных земляков, близких по колориту к застольных сцен в художников фламандской школы. На веселом ночном гульбище в притоне развратной Пусси Нэнси поэт поддерживает бедняков. Его песня, бунтарская и высокомерная, является финалом кантаты:
К черту тех, кого законы
От народа берегут!
Тюрьмы - трусам оборона,
Церкви - ханжеству приют.
Текст этой кантаты был опубликован только после смерти писателя.
В поэтический мир Бернса одновременно с лирическим «я» вошли жизнь и судьбы его современников: родственников, друзей, соседей, тех, кого внезапно встретил, он запоминал надолго. Он не равнодушен к людям. Одних он любит, дружит с ними, других - ненавидит, многих называет по имени, и этими именами стоят жизни и личности, а читатель надолго запоминает их. Такими являются корыстолюбивая Мэгги с мельницы, настойчивый и обаятельный ухажер Финдлэй, гордівлива Тіббі, веселый Вилли-забулдыга, друг поэта Джон Андерсон. А среди них сам Берне - веселый и смелый, нежный и страстный в любви, верен в дружбе. Он разделяет с читателем счастливые и трудные минуты.
Уже ранние стихи Бернса были полны глубоких размышлений о жизни людей, о себе и других, таких же, как он. Наряду с песнями о любви, разлуку, печаль, песнями, написанные на популярные народные мотивы, возникли такие-поэтические открытия, как «Полевой мыши, чье гнездо я разрушил плугом», «Был честный фермер мой отец», «Дружба прошлых лет» и много сатирических произведений.
Вальтер Скотт защищал Бернса от обвинений в «грубости», «невоспитанности», очень точно оценил характер его дарования, в котором сочетались лирика и сатира. Он достаточно четко определил гражданскую позицию поэта: «Чувство собственного достоинства, образ мышления, и именно возмущение Бернса были плебейские, правда, такие, которые бывают у плебея с гордой душой, у афинского или римского гражданина».
Вторая половина 80-х годов была для поэта и его современников полна волнений в связи с революцией в Северной Америке, предреволюционной кризисом во Франции, политическим возмущением в Англии. К ним добавились личные проблемы и изменения в жизни поэта. Он влюбился в дочь богатого фермера Джин Армор, но не виделся с ней около трех лет. Смерть отца, финансовые и семейные несогласия заставили его серьеВНО подумать об отъезде до Ямайки. Но он не стремился сделать свою поэзию источником заработка денег.
Берне не поехал, но был вынужден согласиться с предложенной ему должностью акциВНОго чиновника, и до конца своих дней он нес ярмо этой скучной и плохо оплачиваемой должности. Руководство строго контролировала поэта-вольнодумца, которому «не надо» интересоваться политикой.
Большую роль в творчестве Бернса играла любовь к людям труда. Его идеал человека возникал в осмыслении народной истории и многовекового опыта трудовых низов, их теперешнего положения. Любовь поэта принадлежит честным и добрым труженикам, борцам за правду и человечность. Вместе с этим, он отвергает распространенные в шотландском народе консервативно-националистические иллюзии. Это отразилось в поэтическом оценке судеб и личностей шотландских королей, от Марии Стюарт до принца-претендента. Движение вперед и только вперед утверждал он как закон бытия.
Борьба нового со старым в Бернса драматическая, способна привести к непредвиденных случайностей и трагедий, все, что стоит на пути к будущему, должно быть уничтожено. Таков подтекст «Песни смерти» (1792), «Дерева Свободы» (1793) и других стихов, которые были написаны в годы Великой французской революции. Еще раньше поэт был за американскую революцию. Он воспринял ее как удар по британской монархии. Но события во Франции были ему ближе. Берне с восторгом встретил падение Бастилии, суд и приговор Конвента Бурбонам, был увлечен борьбой Республики против армии анти-французской коалиции. Стихотворение «Дерево Свободы» глубоко обобщило эту уверенность поэта в правоте санкюлотів, в общеевропейском значении опыта Франции, особенно важного для Англии. Оценка в этом стихе английской революции XVII века еще раз подтверждает проницательность и остроту исторических взглядов поэта. Но текст этого стихотворения было опубликовано лишь в 1838 году, и впоследствии он входил не до всех изданий его стихов. Отзывы Бернса на революцию во Франции является не только свидетельством его симпатии к ней, но и программой борьбы за желанную Свободу и Справедливость, за истинное величие человека, не подвластную коронам и деньгам.
Английский реакция тех годов и более позднего времени особенно ненавидела его обличительные сатиры и эпиграммы. Многие из них были направлены против войны. «Войны - чумные эпидемии, в которых виновата не природа, а люди». Он прямо говорил, что войны нужны монархам, парламентариям, торгашам: войну благословляет церковь; ее ждут, а с ней и новые чины, генерали. их доходы и слава оплачены ценой тысяч человеческих жизней («Благодарность за национальную победу»). Только война за свободу народа является оправданной.
Политические сатиры и эпиграммы Бернса конечно имели точный адрес и утверждали принципы плебейсько-демократической государственности и морали. Одна из главных мишеней разоблачения у Бернса - дворянско-буржуазная парламентская система в англо-шотландском варианте.
О королевская чета Ганноверів - Георга III и его жену, об их наследника Берне говорил с презрительной иронией в «Трактирній балладе», в сатирической поэме «Сон» - насмешливом приветствии короля в день его рождения, и в других стихах. Коронованные особы Англии - жалкие марионетки в руках тех, кто наживается на финансовых спекуляциях и начинает войны. Союз продажных политиков с торговцами и церковью, предвыборные спекуляции раскрыты Бернсом в сатирах «Галерея политиков и святош», «Баллада о выборах мистера Уерона» и других. Эти стихотворные политические фельєтони раскрывают существующую систему преступного обмана народа. Среди поздних, полных гнева и боли сатир, особенно выделяется «Послание Вельзевула» (1790).
В интенсивном становлении социального опыта Бернса и его революционно-плебейского мировоззрения раскрывались все новые возможности и грани. Новаторский направление своего времени - сентиментализм - Берне подверг критической оценке, отбросил в нем то, что он назвал «манірством» (сльозливу отзывчивость, пассивность, религиозные иллюзии авторов и героев). В предромантизмі он не воспринял поэтизацию отчаяния и ужаса перед жизнью. Центральная тема передромантиків - всесилие дьявола, зла в мире - решена Бернсом без мистики, в материалистическом плане, включает политическую оценку реальных сил эпохи. Острый здравый смысл, соленый народный юмор поэта разрушали передромантичну поэтизацию встреч с «нечистой силой». Хорошая пародия на предромантичні «дияволіади» - комическая поэма Бернса «Том О'Шентер».
В стихах Бернса звучит шотландский диалект; многие из них написаны на мотивы народных песен и сами стали песнями, которые и сегодня поет Шотландия. Обновление и демократизация тематики, языка, художественных средств шли в него в единстве с перестройкой традиционной системы лирических жанров, ее обогащением. Странная энергия, острота и богатство суждений, много ритмов и интонаций, удивительная гибкость и красочность народного языка - эти характерные особенности лучших стихов Бернса принесли ему всемирную известность.
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
сборника «Кільмарнокський томик» (1786), «Эдинбургский том» (1787), «Послание Вельзевула» (1790), «Песни смерти» (1792), «Дерево Свободы» (1793), поэма «Том О'Шентер».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Елистратова А. А. Роберт Берне. Критико-биографический очерк.- М.,1957;
2. Английская поэзия в русских переводах XIV - XIX вв.- М.,1981;
3. История зарубежной литературы XVIII века. - М.,1990.
|
|
|