|
БЕРНХАРД, Томас
(1931 - 1989)
БЕРНХАРД, Томас - творчество писателя
БЕРНХАРД, Томас (Bernhard, Thomas - 10.02.1931, Геерлен, Голландия - 12.02. 1989, Ґмунден, Австрия) - австрийский писатель.
Произведения Бернхарда отличаются пессимистичным взглядом на мир и гротескным юмором. Он - лауреат многих литературных премий (Австрийская государственная премия, Бюхнерівська премия, премия Грильпарцера, премия Франца Теодора Чокора, Ганноверская премия для драматургов, Бременська литературная премия).
Бернхард родился в Голландии, в г. Ґеерлен под Маастрихтом, и приходился внебрачным сыном служанки Герда Бернхард и землевладельца Алоиса Цукерштетта, которого он ни разу не видел. С 1932 года воспитывался в семье деда со стороны матери, писателя Иоганнеса Фроймбіхлера. Жил в Вене и Зеєкірхені на Валлерзеє. С 1937 г. брал уроки скрипки, вокала, теории музыки. Как-то, протестуя против учительского произвола и нацистских порядков, царивших в школе, где он учился, Томас призвал своих одноклассников бойкотировать занятия. Дед попытался замять скандал и отправил внука в приют для «трудных» детей.
В конце войны Бернхард работал в садоводстве в баварском г. Траунштайн, куда переехала мать после бракосочетания. В послевоенные годы Бернхард посещал школу Йоханнеум в Зальцбурге, однако оставил ее в шестнадцатилетнем возрасте и пытался овладеть торговое дело. В 1949 г. он потерял деда, а в 1950 г. - мать, сам тяжело и долго болел туберкулезом. Четыре года провел в больницах и санаториях. Находясь на курорте Градендорф, в 1950 г. начал писать («скуки ради»). Первая публикация в прозе - «У гроба поэта» (1950), воспоминания о своем деде-литератора, которые Бернхард опубликовал под псевдонимом Никласа ван Геєрлена.
Бернхард работал в газете, писал небольшие пьески для театра в Каринтии, віршував; посетил Югославию, Италию, Англию, Польшу. С 1952 г. изучал актерское мастерство и драматургию в Венском университете, позже - в Зальцбурге. В Зальцбурге работал судебным репортером (более 150 статей на криминальную тематику), публикуя одновременно литературно-критические и музыковедческие эссе. В 1957 г. Бернгардзакінчив Моцартовскую академию, защитив диплом, посвященный драматургии Бернгарда Брехта. Того же года вышла в свет его сборник стихов «На земле и в аду» («Auf der Erde und in der Нollе»), ведущими мотивами которой стали основные темы дальнейшего творчества писателя: одиночество человека, потеря жизненных ориентиров, нестабильность и саморазрушения личности, болезнь и смерть. Книга Бернгарда «События» (1957) состоит из этюдов, очерков, стихотворений в прозе.
По-настоящему Бернхард вошел в литературу в начале 60-х годов своими прозаическими произведениями. Первый роман Бернгарда - «Мороз» («Frost», 1963), после публикации которого его сразу признали первым писателем послевоенной Австрии. Роман написан в форме внутреннего монолога. Название произведения - скрытая метафора: природа, в которой можно было бы укрыться от бессмысленного городского существования, оказывается «холодной», неспособной принять человека в свое лоно. С другой стороны, «мороз» - это состояние человеческой души. По мнению Бернгарда, человек замкнутый, «замороженная» в себе, а единственным адекватным способом существования в современном обществе есть безумие. Бернхард описывал абсурдность мира и критиковал бесчеловечную атмосферу австрийской провинции. В основу сюжета «Мороза» положен приезд в горное село студента-медика, который захотел посетить художника Штрауха. Художник давно внутренне отдалился от мира и видит в безумии единую ответ на бессмысленное существование.
С 1965 года Бернхард уединенно жил на вилле в Ольсфорфі (австрийские Альпы), изредка наведываясь в Вену, где он любил посидеть в кафе, наблюдая за людьми.
Во второй половине 60-х - 70-х гг. создал ряд экспериментальных по форме романов («Безумие» - «Verstorung», 1967; «Известняковый карьер» - «Das Kalkwerk», 1970; «Хождение», 1971; «Корректура» - «Die Korrektur», 1975; «Лесоповал» - «Holzfallen», 1984), повестей («Амрас» - «Amras», 1964; «Унґенах», 1968; «Преферанс», 1969; «Племянник Віттґенштейна. Дружба» - «Wittgensteins Neffe. Eine Freundschaft», 1982), новелл (сборники «Проза», 1967; «Мідлевд в Стільфсі», 1971). У них Бернхард уделил внимание проблемам сознания современного человека, которая существует в мире всеобщего отчуждения.
Определяющей для прозы Бернгарда является личность художника, который страдает от мира и радикально противостоит ему. Особенность стиля романов Бернгарда заключается в предельно точном словоупотреблении и монотонности повествования. Предложения Бернгарда иногда могут занимать до двух-трех страниц, деление на абзацы отсутствует. Особую роль в романах Бернгарда играет музыка; повторы, сложная звуковая и ритмическая организация текста создают ощущение «музыкальности». Проза Бернхард имеет сложную художественную структуру (множественные образы, разные оповідні перспективы).
Другая тональность свойственна автобиографической прозе Бернгарда. Пенталогія, которая включает романы «Причина» («Die Ursache», 1975), «Подвал» («Der Keller», 1976), «Дыхание» («Der Atem», 1978), «Холод» («Die Kalte», 1981), «Ребенок» («Эип Kind», 1982), проникнута добрым и светлым юмором, написана в более реалистичном стиле. Бернхард рассуждает о свой негативный детский опыт и про годы болезни, разоблачает бездуховное зальцбурзьке бюргерство.
В 70-80-х pp. Бернхард проявился и как драматург. Главной темой его пронизанных горькой иронией пьес стали страдания отдельной личности, которая разрывается между стремлением к индивидуализации и гнетом буржуаВНОго общества. Первым большим успехом Бернхард-драматург обязан пьесам «Праздник для Бориса»(1970) и «Власть привычки»(«Die Macht der Gevrohn-heit», 1974). В последний Бернхард разрабатывал тему бессмысленности устремлений художника.
Бернхард создал гротескные, трагикомические, провокационные пьесы с гостросатиричною и социально-критической направленностью: «Президент»(«Der President», 1975), «Міметті» («Mmetti», 1977), «Улучшатель мира» («Welt-verbesserer», 1979), «Лесоповал» («Holzfallen», 1985), «Майдан героям» («Heldenplatz», 1988) и др. В некоторых из них («Невежда и безумец», 1972, «Общество на охоте», 1974, «Славные»( 1976) Бернхард продолжил традиции европейской драмы абсурда, в частности С.Беккета. Много драм Бернхард писал специально для актера Бернхарда Минетти и ансамбля Клауса Пеймана. Так, пьеса «Перед привалом» («Vor dem Ruhestand», 1976) изображала старый и новый национал-социализм, «Улучшатель мира» - разрушение некогда стройной философской здания; «Театрал» («Theatermacher») 1985) - «театралов» и австрийское бюргерство.
Ряд пьес Бернгарда имели скандальную историю. В трагіфарсі «Лесоповал», где изображались события одного званого ужина, драматург высмеивал самодовольных деятелей австрийской культуры. Постановка «Лесоповала» привела к судебному процессу: представители художественной элиты, которые узнали себя в героях пьесы, подали на автора в суд за оскорбление чести и достоинства. Общенациональный скандал вызвала пьеса «Площадь героев», в которой Бернхард изобразил Австрию как страну, где снова медленно вызревает нацизм и антисемитизм, и предсказал приход к власти профашистских политиков. После постановки пьесы в венском Бургтеатрі началась травля Бернгарда, сердечный приступ в декабре 1988 г. Через два месяца после этого Бернгард умер от болезни легких. Последней его волей была запрет всех постановок, публикаций и цитирования своих произведений в Австрии.
Есть. Васильев
|
|
|