|
БЕРДЖЕС, Энтони
(1917 - 1993)
БЕРДЖЕС Энтони - творчество писателя
БЕРДЖЕС, Энтони (Burgess, Anthony; автонім: Джон Энтони Уилсон - 25.02.1917, Манчестер - 25.11.1993, Лондон) - английский писатель, композитор и критик.
Родился в католической семье, принадлежавшей к среднему классу. Отец будущего писателя работал кассиром, а по вечерам подрабатывал, играя на фортепиано в манчестерских пабах. После смерти матери, которая умерла в 1919 г. во время эпидемии гриппа, малый Энтони течение некоторого времени жил у своей тети, а впоследствии, когда отец женился во второй раз, парнем опекала мачеха.
После колледжа будущий писатель поступил на факультет английского языка и литературы Манчестерского университета, который окончил в 1940 г. Во время Второй мировой войны Берджес служил в медицинском корпусе британской армии. В 1942 г. он женился на Линн Ішервуд Джон (этот брак оказался не весьма удачным - жена Берджеса злоупотребляла алкоголем и, наконец, в 1968 г. умерла от цирроза печени).
В течение 1946-1950 гг. Берджес преподавал в Бирмингемском университете, работал в региональных заведениях Министерства образования, преподавал в Бенбери. Стоит отметить, что до 1959 г. Берджес писал сравнительно мало, зато интенсивно изучал искусство музыкальной композиции. Свой первый роман «Вид с крепостной стены» («a Vision of Battlement») Берджес написал еще в 1949 p., однако его публикация стала возможной лишь в 1965 г. Сюжетной основой произведения стала Верґілієва «Энеида», а в стилевой манере автора романа отчетливо прослеживается влияние Дж. Джойса.
В 1954 г. Берджес получил новое назначение: он стал одним из образовательных функционеров колониальной администрации в Малайзии и Брунее. Здесь писатель создал свою «Малайскую трилогию», в которую вошли романы «Время тигра» («Time for a Tiger», 1956), «Враг под покрывалом»(«The Enemy in the Blanket», 1958), «Кровати на Востоке» («Beds in the East», 1959). В этих (в значительной степени - автобиографических) книгах Берджес пытается проанализировать сложный процесс постепенного физического и духовного опустошения британского неудачливого чиновника, который осознает бесперспективность и абсурдность своей деятельности в условиях острого кризиса колониальной системы и усиление борьбы коренного населения за независимость своей страны.
Жизнь на чужбине подорвало здоровье Берджеса - в 1959 г. он был вынужден вернуться в Англию. Вскоре врачи диагностировали у Берджеса опухоль головного мозга, предупредив, что жить ему осталось не более двенадцати месяцев. Призрак близкой смерти заставил писателя лихорадочно работать, и хотя впоследствии выяснилось, что поставленный ему диагноз был ошибочным, однако в течение следующих 33 лет он опубликовал более 50 книг художественной прозы и сотни журналистских статей, рецензий и эссе. Здесь, вероятно, стоит заметить, что Берджес - это девичья фамилия матери писателя, которое он взял себе псевдоним, и большинство его произведений увидели свет именно под этим именем. Берджес также публиковался под псевдонимом Джозеф Кэлл, а однажды даже написал рецензию на свой роман «Тайный мистер Ендербі»(«Inside Mr Enderby», 1963), напечатанный под этим именем (редактор одной из британских газет прислал ему эту книгу на рецензию, не имея представления о том, что Джозеф Кэлл и Берджес - один человек).
В течение 1960-1964 гг. Берджес написал одиннадцать романов. В «Неполноценном семенах» («The Wanting Seed», 1962) он изображает перенаселенную Англию будущего, которая беспомощно изнывает под властью либеральных и тоталитарных режимов, которые постоянно сменяют друг друга у руля власти. В 1962 г. увидел свет и самый известный научно-фантастический роман Берджеса - «Заводной апельсин» («A Clockwork Orange»). Это произведение приобрел особую актуальность на фоне роста активности подростковых банд и распространение применения элементов бихевиористской теории Б.Ф. Скиннера в практике тюрем и других исправительных учреждений, психиатрических клиник и приютов.
Сюжет «Механического апельсина» разворачивается в будущем Лондоне, а язык романа является так называемая «надцат» - причудливая смесь цыганской говоры, русского, английского и американского сленга, изредка пересыпана фрагментами сатирической прозы в духе «Бостонців» Г. Джеймса. На формирование авторского замысла в определенной степени повлияла поездка в СССР, которую Берджес совершил в 1961 г. Во время пребывания в Ленинграде писатель имел возможность понаблюдать за тамошними «стилягами», и впоследствии спародировал их жаргон и манеру одеваться в «Механическом апельсине».
Какие же проблемы поднимает Берджес в своем самом известном романе? Алекс, главный герой произведения, является несовершеннолетним преступником, который насилует и убивает людей. В конце концов, Алекса арестовывают и бросают в тюрьму, где он соглашается на своеобраВНОе «промывание мозгов», которое должно изменить его жестокую натуру и склонность к агрессии. Психиатрический эксперимент приводит к неожиданным последствиям: Алекс выходит из тюрьмы безвольным, жалким существом, неприспособленной для нормальной жизни в обществе.
Поэтому автор предлагает задуматься над альтернативой: сохранение свободы воли (даже если ею могут воспользоваться преступники) или преобразования общественно опасных людей в «добрых» граждан, которые, однако, такой свободы не имеют. Знаменательно, что оригинальное (лондонское) издание книги завершается финальным разделом, в котором Алекс с оптимизмом смотрит в добропорядочное будущее. Зато американская версия романа имеет мрачный конец - Алекс, наконец, возвращается к своей естественной, злой сути: «Но вы, братья мои, вспоминайте изредка, каким когда-то был малыш Алекс. Аминь. И весь этот кал.»
В 1971 г. американский режиссер С. Кубрик снял фильм по роману Берджеса. Роль Алекса в этой ленте, которая почти сразу стала культовой, исполнил британский актер М. Макдауэл. А вскоре, в 1972 p., создатели «Механического апельсина» стали лауреатами трех «Оскаров», завоевав награды американской Академии кино за лучший фильм, режиссуру и сценарий.
К проблемам, обозначенным в «Механическом апельсине», Берджес потом возвращался еще не раз (в частности, в романах «Ендербі: галопом по Европам» («Enderby outside», 1968) и «Механический завещание, или Конец Ендербі» («The Clockwork Testament, Or Enderby's End», 1975). Главным героем этих книг является поэт-нонконформист Ендербі (alter ego автора), устами которого Берджес едко иронизирует над потребительскими идеалами современного общества, скудностью его духовных запросов.
В 1968 p., после смерти первой жены, писатель вступил в брак с графиней-итальянкой и с тех пор большую часть своего времени проводил в континентальной Европе и США. Однако даже находясь за границами Британии, он часто появлялся в телевизионных программах и постоянно публиковал статьи в популярных британских газетах. Берджес много путешествовал: в первой половине 70-х гг. его приглашали преподавать в ведущих университетах США (Принстон, Нью-Йорк), а с 1975-го по 1983 гг. (когда умерла его вторая жена) писатель жил на Мальте.
В течение 70-80 гг. XX ст. Берджес опубликовал около 30 книг, среди которых выделяется роман «Силы земные» («The Earthly Powers», 1980). Эту книгу многие критики считают вершиной творчества Берджеса. Главным героем романа (и одновременно - рассказчиком) является 81-летний писатель-гомосексуалист Кеннет Туми, образ которого в определенной степени связан с личностью С. Моэма. Кроме того, в «земных Силах» остроумно описано немало забавных ситуаций, участниками которых выступают другие выдающиеся литераторы XX века.
Романы Берджеса характеризуются языковой изобретательностью и насыщенные элементами социальной сатиры. А из его автобиографий - «Маленький Уилсон и большой Бог»(«Wilson Little and Big God», 1987) и «Ты отбыл свое время» («You»ve had your time», 1990) - перед глазами читателей предстает сложная, полна мучительных колебаний и сомнений, личность, которая имеет очень мало общего с растиражированным в масс-медиа публичным образом Бы.
Берджес также написал несколько киносценариев и литературоведческих трудов - он был специалистом по творчеству В. Шекспира и Дж. Джойса. Среди музыкальных произведений Берджеса - несколько симфоний, балет и опера. А его музыкальную версию романа Дж. Джойса «Улисс» даже транслировали по британскому радио во время урочин, посвященных столетию со дня рождения знаменитого ирландца.
Г. Безкоровайный
|
|
|