ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

БЕНЬЯН, Джон

(1628 - 1688)

БЕНЬЯН, Джон - творчество писателя

БЕНЬЯН, Джон (Bunyan John - 28.11.1628, Елстоу - 31.08.1688, Лондон) - английский писатель и христианский проповедник баптистского направления.

В историю литературы Беньян вошел как автор знаменитого «Путешествия паломника к Небесной страны» («The pilgrim's Progress», 1678) и повести «Жизнь и смерть мистера Бедмена» («The Life and Death of Mr. Badman», 1680). Оба эти произведения были созданы в годы Реставрации - время, когда травили писателя и посадили на двенадцать лет за отказ прекратить проповедническую деятельность. Книга «Путешествие паломника «стала одной из самых известных не только в XVII, но и в последующих веках.

Жизнь Беньяна - пример самоотверженного служения Богу. Он был сыном бедного крестьянина. Отец отдал его в сельскую школу, а через год Беньян бросил ее с репутацией сорванца и шалопай. Занимался ремеслом бродячего лудильника. С 18 лет - солдат в армии, был приверженцем короля, но впоследствии перешел на сторону индепендентов. В его жизни произошел случай, который навсегда запечатлелся в памяти: во время осады Лейстера по неизвестным причинам перед самым штурмом Беньяна неожиданно заменили другим солдатом, который в этот же день погиб, а Беньян остался жить.

Вернувшись домой, Беньян погрузился в праздную жизнь. Ему посоветовали стать более рассудительным, жениться. В 1649 г. Беньян прислушался к этим советам и в качестве приданого за женой получил три книги религиоВНОго содержания, которые повлияли на всю его дальнейшую жизнь и творчество: «Практическое богословие» Бейли, «Прямой путь человека к Царству Небесному» Дента и «Акты и памятники» Фокса. Беньян стал неофициальным протестантским проповедником, за которым от села до села направлялся толпа последователей. Его популярность росла, но через некоторое время на Беньяна донесли, а впоследствии пришел письменный запрет проповедовать, поскольку закон запрещал выступать с проповедями без специального образования и посвящения. Беньяна арестовала полиция. «Котельщик не имеет права проповедовать», - считала власть. Беньяну предложили свободу взамен его любимой деятельности; он отказался, оставшись в тюрьме, нашел другой путь - проповедовать письменно. Так появилась «Путешествие паломника», первыми слушателями которой были сокамерники Беньяна. Они единодушно советовали ему опубликовать книгу. Амнистия, объявленная Карлом II, не освободила Беньяна из тюрьмы, он провел там еще шесть лет. Только после королевского указа от 13 сентября 1672 г. о разрешении всем нонконформістам, за исключением папистов, свободно собираться на свои молебны и избирать пасторов из своей среды Беньяна уволили.

После выхода из тюрьмы Беньян всецело посвятил свою жизнь служению Богу, стал пастором, проповедовал, переходя от деревни к деревне, создал более 60 произведений религиоВНОго содержания и умер в 1688 г. Похоронен Беньян в Бунхіл-Філдсі.

После смерти Беньяна началось особую жизнь его произведений и, прежде всего, «Путешествия паломника», которому суждено бессмертие. Эта книга не прошла мимо внимания ни одного англичанина, ни одного писателя последующих веков. Со времени публикации «Путешествия паломника «в течение 10 лет книга переиздавалась в Англии 12 раз.

«Путешествие паломника» - поучительная притча. Именно Беньян считают родоначальником этого типа произведений, которые уходят своими корнями библейских притч. И характер аллегории, и стиль повествования апеллируют к Библии, где тщеславие - мать раздражительности, многословия - трон лихомовності. Книга, вероятно, и должна была служить иллюстрацией Священного Писания. Уже самим названием Беньян включил свое произведение в определенную литературную традицию, которая была начата в античной литературе, а затем воспринята Данте. Речь идет о путешествии в потусторонний мир, о достойный уход из жизни - «базара житейской суеты» - и приближение к смерти - к вратам Небесного града. Герой «Путешествия»... « - Христианин, познав ничтожность мирского жизни, без сожаления расстается со своим домом и близкими людьми. Он отправляется в дорогу, на которой ему придется преодолеть несколько ступенек, каждая из которых символизирует определенную недостаток. В своем духовном восхождении, в своем движении путем добродетели Христианин убеждается в том, что существуют и другие дороги, которые ведут в ад: врата ада, драгва скуки, город Жизненной суеты, капканы, ловушки, различные сити, ямы, склоны... Этим путем идут Ленивый, Пугливый, Трусость, Недоверие, Невежество из страны Сомнения, Балагур, Злорадство и Сладострастие, Гордун и Злость, Лжец и Жестокость, Легкодухий и Нерешительный, Упрямый и Невмолимий.

Произведение Беньяна не отличается богатством эпитетов и метафор, но благодаря присущей ему иносказательности он имеет большую поражающую силу. Беньян опирается на Ветхий и Новый Заветы, И. Лествічника, Экклезиаста. Яркая обраВНОсть создается благодаря использованию английского фольклора, в частности сказок и легенд.

Аллегория Беньяна призвана заставить читателя сверять сущее с должным. В этом плане особую роль играет действительно всеоб'ємний образ базара житейской суеты или ярмарки тщеславия (Vanity Fair) - колоссальный символ духовной стойкости. Как пишет Беньян: «Название это происходит от того, что все там продажное, все в обороте - жизненная суета, ярмарка этот длился круглый год, и все на нем продавалось: дома, уважение, привилегии, титулы, даже королевства, раВНОобразные утехи - проститутки, распутники, женщины, мужчины, господа, слуги, жизнь, кровь, тело, душа, золото, серебро ...» («Путешествие: паломника «).

Образ этот стал чрезвычайно продуктивным для дальнейшей литературы. Жизнь как ярмарка тщеславия - тема всего творчества В. Теккерея.

Для Беньяна путь к Богу - прежде всего восхождение на вершины духа, жизнь как паломничество. Страшными пороками Беньян считал невозможность отречься от мира, уныние и тщеславие. Положительный герой, за Беньяном, должен противопоставить господствующему вокруг эгоизма и лжи свои гуманистические нравственные идеалы и - или победить, или погибнуть. Так подвергаются гонениям и погибели за свою моральную девственность герои книги Беньяна - Христианин и Христианка.

Приведя Христианина к вратам рая, Беньян задумал вторую часть книги «Путешествие паломницы» (1684). Эта книга также стала популярной. Вскоре после ее появления в Англии распространился еще одно произведение, приписываемое Беньяну, - «Путешествие сыновей Христианина к Небесной страны», в котором говорилось о том, как, оставшись сиротами после достойного ухода обоих родителей, их дети пошли по стопам отца и матери, но это произведение не имело такого успеха, как первая книга.

В основу сюжета произведения положена история борьбы сил света и тьмы. Описание баталий происходит по всем правилам войны, с которыми Беньян познакомился, когда еще был солдатом.

«Жизнь и смерть мистера Бедмена» - образец социально-бытовой повести, построенной в форме диалога мистера Вайзмена («мудрого мужа») и мистера Аттентів («внимательно слушающего»). Автор рассказывает о стяжателя на имя Бэдмэн («плохой человек»), вся жизнь которого - цепь преступлений. Он растранжирил родительское наследство, ради денег женился на богатой невестой, путем махинаций нажил богатство и вступил влияния и веса в обществе. В образе Бедмена обобщенные черты дельца и лицемера.

В годы Реставрации произведения Беньяна, выражая пуританские идеалы гражданственности и разоблачая установленные порядки, имели сильное политическое звучание и были чрезвычайно популярными. В то же время в них содержится и то непереходный, общечеловеческое, что обеспечило им долголетия.



Т. Демидова