ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

БЕЛЛОУ, Сол

(1915 - 2005)

БЕЛЛОУ, Сол - творчество писателя

БЕЛЛОУ, Сол (Bellow, Saul; автонім: Беллоуз, Соломон - 10.06.1915, Лашин, Квебек - 05.06.2005, Бруклин, Массачусетс) - американский писатель, лауреат Нобелевской премии 1976 г.

Беллоу родился неподалеку от Монреаля, в еврейской семье, которая эмигрировала в 1913 г. из Петербурга. Он был младшим (четвертым) ребенком Абрама Беллоуза и Лизы (Гордон) Беллоуз. Отец занимался перепродажей спиртных напитков, воспитывал сына в старозаповітному духе. В детстве, которое было «отчасти рубежом, отчасти польским гетто, отчасти средневековьем», Беллоу читал Шекспира и писателей XIX в., освоил четыре языка. В 1924 г. Беллоу переехал с родителями из Канады в Чикаго.

После окончания школы в 1933 г. Беллоу поступил в Чикагский университет. В 1935-1937 гг. учился в Северо-Западном университете, где изучал антропологию и социологию. Несколько месяцев учился в аспирантуре Висконсинского университета, после чего вернулся в Чикаго. Ему пришлось работать клерком в Федеральной рабочей комиссии, преподавать в Педагогическом институте Песталоцци-Фробла, быть редактором энциклопедии «Британника». Одновременно Беллоу начал и собственное творчество.

В течение 1944-1945 гг. он служил в торговом флоте США, а в последующие три года преподавал в Міннесотському университете. В 1948 - 1949 гг. Беллоу жил в Париже и Риме. В 50-х гг. писатель продолжил преподавательскую деятельность, ведя курс английского языка в Принстонском университете, а затем в Бард-колледже. Разочаровавшись в нью-йоркском литературном жизни, Беллоу вернулся в Чикаго, где проживает постоянно с 1962 г. Вскоре он устроился преподавателем в Чикагском университете.

Беллоу несколько раз вступал в брак. в 1937 г. он вступил в брак с Анитой Гошкін, у них родился сын Грегори. Вторая жена Беллоу, Александра Шахбосова, родила ему 1956 г. сына Адама. Третий сын Беллоу - Дэниел - появился от брака с Сьюзан А. Гласман (1961). Четвертой женой писателя стала Александра Багдасар, румынская эмигрантка, преподаватель математики.

Первой публикацией Беллоу был рассказ «Два утренних монолога» («Two Morning Monologues», 1941), но популярность в литературных и читательских кругах принес ему роман «Неприкаянный» («Dangling Man», 1944). Написанный в форме дневника, он изображает «неприкаянного», неприспособленного к жизни призывника, который ожидает повестки в армию. Известный критик Е. Уилсон увидел в произведении «одно из самых правдивых показаний настроения целого поколения, которое выросло в период Великой депрессии и мировой войны». Повесть «Жертва» («The Victim», 1947), в которой речь шла о домашних и религиозные проблемы нью-йоркского журналиста, получила автору стипендию Гуггенхайма.

Роман «Приключения Оґі Марча» («The Adventures of Augie March», 1953) стал первым значительным литературным произведением Беллоу, за который он получил Национальную премию по литературе. «Приключения Оги Марча» было признано лучшей книгой года. В формальном плане произведение определенными чертами близок к плутовского романа, хотя в нем изображены не только похождения колоритного героя, но и «приключения» его души. Жизнь Оги Марча, начиная с его детства в Чикаго и заканчивая преклонным возрастом, когда он промышляет на черном рынке в послевоенной Европе, - это цепь неутешительных поисков своего «я», ряд попыток вписаться в всегда чужое и враждебное общество.

Творческий путь Беллоу в 50-х pp. завершают сборник «Лови мгновение» («Seize the Day», 1956) и роман «Гендерсон, повелитель дождя» («Henderson the Rain King», 1959). «Лови мгновение «состоит из трех новелл, одноактной пьесы и повести, которая и дала название книге. Герой повести - Томми Вілхелм считает, что «легкие» деньги помогут ему избавиться от «скучного и серого повседневности», он пытается «поймать момент» и вкладывает деньги в рискованное дело. В романе «Гендерсон, повелитель дождя» речь идет о миллионере, который поехал в Африку, чтобы «излечиться от страха смерти». Все произведения Беллоу этого периода можно считать притчами, они полны такими определяющими для экзистенциализма понятиями и проблемами, как свобода и выбор («Неприкаянный «), жертва и палач («Жертва «) индивидуальная и общественная природа человека («Лови мгновение» «Гендерсон, повелитель дождя»).

В произведениях Беллоу 60-70-х годов появляются новые черты: усиливается интеллектуализм и психологизм, усложняется композиция, герой становится творческим и образованным человеком. Однако тема поиска человеком своего места в жизни остается неизменной. Среди лучших прозаических произведений Беллоу этого периода - романы «Герцоґ» («Heizog», 1964), «Планета мистера Самлера»(«Mr. Sammler's planet», 1970), «Талант Гумбольдта» («Humboldt's Gift», 1975), сборник новелл «Воспоминания Мосби» («Mosby's Memoirs», 1968).

В этот период Беллоу обращается к драматургии (пьеса «Последний анализ» - «The Last Analisis», 1964), занимается журналистикой (в 1967 г. он освещает арабо-израильский конфликт на страницах газеты «Ньюсдей»), пишет путевой дневник ( «В Иерусалим и обратно: личный взгляд» - «То Yerusalem and Back: A Personal Account», 1976).

Роман «Герцог» считается выдающимся произведением Беллоу. За него писатель вторично получил Национальную премию за лучшую книгу года и стал первым американцем - лауреатом Французской международной литературной премии. Герой романа, 50-летний профессор Мозес Герцог, показан в кризисный период своей жизни. Он пытается преодолеть отчуждение от общества и от самого себя, осмысливает философский и социальный смысл человеческой жизни, размышляет над тем, «что означает быть человеком». Герцог пишет, но не отправляет) письма выдающимся людям, в том числе давно умершим и мифическим личностям. Он борется с несправедливостью, царящей в мире, но в итоге принимает жизнь такой, какая она есть. Героем «Планеты мистера Самлера» (Национальная премия за лучшую книгу года) является 70-летний польский еврей, свидетель Холокоста, который выжил лишь чудом. Самлер приезжает в Нью-Йорк как в «землю обетованную», однако встречается здесь с распадом, моральной деградацией и «всемирным злом».

За роман «Талант Гумбольдта» Беллоу был удостоен Пулитцеровской премии. Сопоставляя судьбы двух американских писателей - Чарльза Сітрайна и фон Гумбольдта-Флейшера, Ниже размышляет о духовном авторитете художника в современном обществе, где превыше всего ценят славу и деньги.

В 1976 Беллоу присудили Нобелевскую премию «за произведения, в которых сочувствие к людям сочетается с тонким анализом современной культуры». Вручая премию, представитель Шведской академии Карл Рагнар Гіров отметил большую роль Беллоу в развитии американской литературы от «крутого» до «антигероїчного» стиля. Гіров отметил также специфическое, «присуще лишь одному Беллоу сочетание «пікарескного» романа и тонкого анализа нашей культуры, острого сюжета... и с философским диалогом с читателем. ...Придавая значения местному колориту, фактографії, Беллоу дает человеку свободу, а тем самым и ответственность, желание действовать, веру в будущее». Сам Беллоу в своей Нобелевской лекции отметил, что долг писателя состоит в том, чтобы рассказать, «как личность, столкнувшись с дегуманизацией, отстаивает возможность распоряжаться собственной душой».

Среди самых примечательных прозаических произведений позднего Беллоу - романы «Декабрь декана» («The dean's December», 1982), действие которого происходит в социалистической Румынии и в среде американских ученых, и «Большинство умирает от разбитого сердца» («Мок Die of Heartbreak», 1987), в котором говорится о частной жизни двух ученых: филолога Кеннета Трахтенберга и его дяди-ботаника Бена Крайдера, сборник рассказов «Бевз и другие рассказы» («Him With His Foot in His Mouth and Other Stories», 1984), повести «Родственники» («A Theft», 1984) и «В связи с Белларозою» («The BellarosaConnection», 1989).

Беллоу вошел в американскую и мировую литературу как писатель, художественно обрабатывает универсальные темы: борьба человека с собой, споры между индивидуумом и социумом, непостижимость реальности в причудливом мире, конфликт между надеждой и отчаянием.



Есть. Васильев