ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

БЕЛЛЬ, Генрих

(1917 - 1985)

БЕЛЛЬ, Генрих - творчество писателя

БЕЛЛЬ, Генрих (Boll, Henrich - 21.12.1917, Кельн - 16.07. 1985, Эйфель) - немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии 1972 г.

Был шестым ребенком в католической семье столяра Виктора Белля и Марии Белль. Предки со стороны отца эмигрировали из Англии по религиозным мотивам. В 1924 - 1928 гг. учился в народной школе в Радерталє - в пригороде Кельна, куда переехала семья родителей. В 1925 г. семья разорилась вследствие банкротства ремесленного банка. Семья Беллов вынуждена была продать дом в Радерталє и вернуться в Кельн. В двадцятилітньому возрасте Белль начал писать рассказы о судьбе разоренных, обнищавших обывателей. Первые литературные попытки обозначены влиянием Ф. Достоевского. В 1937 p., получив аттестат зрелости, поступил учеником в книжный магазин в Бонне. После отбытия в 1938 г. трудовой повинности Белль летом 1939 г. поступил в Кельнский университет, а осенью был призван в гитлеровского вермахта. Участвовал во Второй мировой войне на территории Франции, Польши, Советского Союза, Румынии, Венгрии и Германии. Был трижды ранен. Попытки уклониться от военной службы успеха не имели. В конце войны дезертировал, в 1945 г. вернулся в Кельн. Поступил в университет, работал помощником столяра, публиковал рассказы в газетах и журналах (1947).

Повесть «Поезд приходит вовремя» («Der Zug war punktlich», 1949) - первая книга, которая вышла отдельным изданием, воссоздает жизнь таким, каким оно представляется человеку из казармы, если ей чудом на короткое время удается вырваться оттуда. Этим повестям присуща афектована эмоциональность. Переживания героев открыты, вопиющее обнаженные, о своих страданиях они не говорят, а кричат, как на плакате, предупреждая об угрожающее бедствие.

Солдаты-отпускники, которые возвращаются в части, едут в поезде точно по расписанию навстречу гибели. От нее не удастся дезертировать, ни убежать, ни спрятаться. В конце сорок второго там, за линией фронта, они уже знают, что русские победят, что конец «Великой Германии» близок. Солдаты морально искалеченные, надломленные, обманутые, они побывали по ту сторону жизни. Трое случайных попутчиков помогают забыться в вине и картах, выделиться из серой солдатской массы. У каждого из трех вдруг возникает почти истерическая потребность выговориться, выкричаться, выплакаться перед концом. До конца еще несколько лет, и о них напишут: «Погиб смертью храбрых».

Большой успех Беллю принес первый его роман «Где ты был, Адам?»(«Wo warst du, Adam?», 1951), в котором говорится о судьбах фронтовиков в конце войны. Уже вивішані белые флаги мирными жителями, которые с радостью и тревогой ждут конца рейха, но никому из героев не суждено познать мирного счастья. Солдат Файнхальс, бывший архитектор, будет принимать участие в восстановлении стратегически важного моста. Мост восстановили, но сразу же взорвали, поскольку им мог теперь воспользоваться враг. Файнхальсу рукой подать до своего дома, который он покинул много лет назад. Выстрел, один из последних выстрелов, сделанных немецкими пушками по своих соотечественниках, догоняет его на пороге отчего дома. Погибает в концлагере его возлюбленная, ее собственноручно расстреливает комендант концлагеря, помешанный на вокальном искусстве: он создал лагерный хор из своих жертв. Услышав в ее голосе веру, истинную веру в человека, в его совершенство и мужество, никчемный регент-комендант не выдержал и выстрелил в упор.

Гибнут врачи полевого госпиталя, готовы сдаться в плен. Это сработало взрывное устройство в снаряде, который несколько недель валялся рядом на гноище. Гибнут солдаты, выполняя садистские приказы своих офицеров. Гибнут офицеры, которых не спасает даже симуляция сумасшествия.

Смысл названия романа расшифрован в эпиграфе:

«- Где ты был, Адам? - В окопах, Господи, на войне...»

В 1951 г. Белля пригласили на заседание «Группы-47», которая объединяла самых значительных немецких писателей, где ему была вручена премия. В дальнейшем Белль принимал участие в работе «Группы 61».

После выхода романов «И не сказал ни единого слова» (« Und sagte kein einziges Wort», 1953), «Дом без хозяина» («Наш ohne Hiiter», 1954), «Хлеб ранних лет» («Das Brot der friihen Jahre», 1955), «Бильярд в половине десятого» («Billard urn halb zehn», 1959) Белля признали в Западной Германии самым значительным писателем поколения, которое вернулось с фронта.

В творчестве Белля привлекает его честность и доброта, его внимание к малым и старым, его трогательная забота о женщинах без мужей и детей без родителей. Все скромные люди, обделенные судьбой, кого нацистские философы клеймили как «извергов» , стали любимыми героями его романов, им писатель пытается дарить утешение и надежду, в них открывает сокровища души, часто неизвестные им самим. В романе «Бильярд в половине десятого» Белль создал символические образы невинных агнцев и диких буйволов, которые провоцируют политические катаклизмы. Этот конфликт будет варьироваться и в других произведениях.

Взглянув на героев Белля, нельзя не подивиться их химер и странностей. Солидные люди вдруг скорчать гримасу, что куда там клоуну. Никто не идет в него протоптанной тропинке, а выбирает назначения, известное только ему одному. Почему чудаки столь частые гости в историях, рассказанных Б.? Ответ на этот вопрос нужно искать в не такой уж и давней истории Германии. Белль, который лично шесть лет відкрокував в солдатском строю, где в соответствии с воинским уставом каждый был подобен каждому, из всех сил пытался маршировать не в ногу, всеми правдами и неправдами уклоняются от выполнения приказов и распоряжений.

Герой «Самовольной отлучки» («Entfemung von der Truppe», 1964) готов чистить армейский нужник, поскольку это гарантирует, что никто не захочет с ним сблизиться.

Стремлением отделиться и отдалиться от нелюдей писатель наделяет многих дорогих ему героев, которые хитрят, пытаются хоть каким-то образом уединиться в солдатской шеренге или среди городской толчеи. Писатель и его герои защищают свою честь любой ценой, иногда даже рискуя жизнью. В трагикомических капризах его персонажей проявляется их инстинкт духовного самосохранения, попытка пусть хотя бы призрачно отстоять свою автономию.

Мерилом всех поступков героев Белля на войне или в мирные дни, когда война вновь напоминает о себе, есть справедливость. Писатель ненавидит фашизм за то, что он был узаконенной несправедливостью, надругательством над человеческим достоинством. Истоки трагического в Белле кроются в разрыве между сознанием и поступком, но автор повести «Самовольная отлучка» или романа «Глазами клоуна» («Ansichten eines Clowns», 1963) отнюдь не мрачный. Мало кто умел так смешить, как Бы. Его тонкая ирония, а порой едкая сатира направлены против сильных мира сего, против тех власть имущих, которые всегда скрывают лицо под маской серьеВНОсти, чтобы скрыть глупость, - тоже специфическая черта его писательской манеры.

Белль никогда не забывал о своем окопний опыт, помнил о тех, кто ждал дома его и его друзей. Но ожидания часто оказывалось бесполезным - случалось, зато человеку приходило траурное сообщение. Белль писал исследовательские романы, в которых пытался проанализировать причины великой трагедии страны и обстоятельства, которые привели к «маленькой трагедии» каждого человека. Этому посвящен его самый значительный роман «Групповой портрет с дамой» («Gruppen bildmit Dame», 1971).

У Белля рассказчиком-исследователем, который собирает досье дамы, выступает любознательный молодой человек, который всегда именуется даже не автором, а просто «авт.». С помощью этого приема Белль пытается отождествить сюжеты с жизнью, настаивая на том, что проза документально достоверна. Однако Белль сразу же начинает откровенную игру с читателем, кичась иногда демонстративной, даже пародийным наукоподібністю. В «Групповом портрете» «авт.» - добровольный заступник и защитник, который задумал восстановить добрую репутацию скромной пожилой женщины по имени Лени Груйтен, собрав показания родных, знакомых и друзей, не отказавшись от показаний недоброжелателей. Расспрашивая тех, кто знал Ленные в раВНОе время и при разных обстоятельствах, он стремится докопаться до морального естества героини. Видимо, для самого Белля она немного загадочная, характер ее трудно постичь. Автор ни разу не позволил ей выйти из группового портрета и заговорить самостоятельно. Все эти извилистые хождение по мукам отразились в памяти спутников и попутчиков. Даже верных друзей Лени смущают и шокируют некоторые ее поступки, каждый участник этого самодеятельного расследования наверняка знает, в чем ошибалась Лени, все считают, что она сама является причиной собственных несчастий. Если бы, мол, Лени немного поступилась своими странностями и причудами, то достигла бы благополучие и счастье.

На протяжении всей своей жизни Лени будто не замечает взрывов и заворотов немецкой истории. Кажется, эта «настоящая немецкая девушка», а впоследствии вдова фронтовика покорно несет свой крест, но это совсем не так. Лени, ни словом, ни делом не протестуя против нацистского режима, совершает поступки, несовместимые с догмами и законами рейха. Понятно, что больше всего упреков и сплетен вызывает ее роман с советским военнопленным Борисом Колтовським. Их любовная история в данном случае отнюдь не частное дело, а вызов всем устоям и нормам. Если бы об этом узнала власти, их ожидало бы страшное наказание.

Образ красноармейца Бориса Колтовського не столько типичная реальность, сколько подражательный отзыв Белля на его любимых героев Ф. Достоевского и Л. Толстого. Воспроизводя незнакомый ему, но привлекательный российский характер, Белль перенес известны идеальные образы в другую трагическую атмосферу. Но важен и другой момент: тонкий ценитель немецкой культуры, Борис воспитывает в Лени вкус ко истинных национальных ценностей. Лени навсегда сохранила привязанность к тех немецких поэтов, которых ей открыл Борис. Несмотря на всю показную стихийность и загадочность характера Лени, Белль вложил в этот образ неприкрытую тенденциоВНОсть: она - обыкновенный человек, идет по велению сердца, и это помогает ей не потерять своего достоинства, сохранить наперекор всем бедам собственную честь.

Белль любил путешествовать. Он посетил Польшу (1956), Швецию (1956), Грецию (1972), Израиль (1972), Эквадор (1979). Неоднократно бывал во Франции, Англии и особенно в Ирландии, где проживал в собственном доме.

В 1962 г. Белль впервые посетил Советский Союз. Он побывал в Москве, Ленинграде и Ясной Поляне. В 1965 г. состоялась вторая поездка по тому же маршруту, а, кроме того, в течение двух недель он отдыхал в Дубултах. В 1967 г. Белль побывал в Москве, Тбилиси и Ленинграде, где собирал материалы для фильма о Ф. Достоевского. Премьера фильма «Писатель и его город: Достоевский и Петербург» («Der Dichter und seine Stadt: Fjodor Dostoewski und Petersburg») с сопроводительным текстом состоялась на телевидении в 1969 г. Последний раз Белль посетил СССР в 1979 г. После этого наступило взаимное охлаждение: Белль активно выступал в защиту писателей-диссидентов, а это вызвало раздражение советской официальной власти.

Белль был глубоко верующим католиком, для него религия была мерилом человеческой совести. Он резко критиковал официальную церковь в романах «Дом без хозяина «и «Глазами клоуна». Не принадлежал ни к одной политической партии, однако в предвыборной кампании начале семидесятых годов активно поддерживал Социал-демократическую партию Германии. Оппозиционная Партия христианских демократов и симпатизируя им средства массовой информации объявили Белля духовным наставником терроризма. В связи с широкой облавой на террористов в доме Белля в Айфеле был совершен обыск.

В 1974 г. Белль опубликовал повесть «Потерянная честь Катарины Блюм, или Как возникает насилие и к чему оно может привести» («Die verlorene Ehre der Katharina Blum oder: Wie Gewalt entstehen und wohin sie ftihren kann»), в которой нашел отражение собственный недавний опыт общения с прессой. Героиня повести дала приют человеку, заподозренную в терроризме, его фамилия попадает в газеты, ее травят и обливают грязью. В финале повести уже Катарина Блум осуществляет террористический акт против журналиста, который запятнал ее честное имя. Повесть вызвала большой общественный резонанс, была экранизированной.

В 1982 г. на Международном конгрессе писателей в защиту мира в Кельне Белль выступил с речью «Образы врагов», в которой напомнил об опасности реваншизма. Вскоре после выступления произошел поджог дома Белля в Айфеле, в результате которого часть дома сгорела. Тогда же совет Кельна присвоил писателю звание почетного гражданина (1982) и приобрела архив Белля (1984).

В 1985 г. в связи с сороковою годовщиной капитуляции фашистской Германии Белль опубликовал «Письмо моим сыновьям» («Brief an meine Sonne»), в котором рассказал о том, как он лично пережил окончание войны. Тема сведения счетов с фашистским прошлым присутствует и в последнем посмертно изданном романе «Женщины на фоне речного пейзажа» («Frauen vor Flufllandschaft», 1985).

В 1980 p. Белль тяжело заболел, перенес частичную ампутацию правой ноги. В начале июля 1985 г. вынужден был снова лечь в клинику. 15 июля его выписали домой, а на следующее утро Белль неожиданно умер. Похоронен 19 июля в Борнхайме-Мертені вблизи Кельна. Символичным является название посмертной публицистической книги Белля - «Способность горевать» («Die Fahigkeit zu trauen», 1986).



В. Пронин