ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

БЭКОН, Фрэнсис

(1561 - 1626)

БЭКОН, Фрэнсис - творчество писателя

БЭКОН, Фрэнсис (Bacon. Francis - 22.01.1561, Лондон - 09.04.1626, там же) - английский писатель, естествоиспытатель, философ и политический деятель.

Принадлежал к дворянскому роду, который возвысился за Тюдоров. Был младшим сыном Николаса Бэкона, лорда-хранителя королевской печати Елизаветы. После окончания Тринити-колледжа в Кембридже, занимался юридической практикой. В 1584 г. был делегирован в парламент. Его покровителем стал граф Эсекс. После восстания под руководством Эссекса в 1601 г. Бекона поручили вести его судебное дело, и он провел ее беспристрастно, лично вынеся приговор.

Не менее драматичной была судьба Бэкона и за Якова И. Его таланты были по достоинству оценены. В 1617 г. он стал лордом-хранителем королевской печати и получил титул барона. Хотя Бэкона покровительствовал король, он не был популярным среди пэров. Его злейшим соперником был Эдвард Кок, не без стараний которого писатель был привлечен к суду по обвинению в денежных злоупотреблениях двора при раздаче патентов на монополии. Бекон согласился со всеми обвинениями, но отрицал, что он когда-либо нарушил закон. Его уволили со службы, лишили места в парламенте, ненадолго посадили в тюрьму в Тауэре, что стало для него бесчестьем. Одновременно Бекона назначили пенсию и предоставили возможность жить в своем поместье и заниматься естественными науками.

И в годы политической активности, и после отставки Бекон посвящал досуг писательском труде. Свои работы он писал на латинском или английском языках. Начал он с политических трактатов. Но уже в 1597 г. вышло первое издание его «Опытов и настановлень, нравственных и политических» («The Essays or Counsels, Civil and Moral»), которые состояли тогда из 10 очерков. В издании 1625 г. их было уже 58. До этого труда вошли очерки «Об архитектуре», «О садах», «О красоте». У них Бэкон выступил против подчинения искусства правилам, утверждая, что художник должен творить по законам природы. И для ученого, считал Бэкон, опыт важнее, чем знания, почерпнутые из книг. Об этом он писал в работе 1605 г. «О единстве и приумножении наук» («The Advancement of Learning»). С тех пор в трудах Бэкона прослеживается тенденция к созданию энциклопедии научных знаний. В 1609 г. были опубликованы размышления Бэкона о античные мифы «О мудрости древних»(«De Sapientia Veterum; The Wisdom of the Ancients»). Толкуя мифы, Бэкон пытался найти в них глубинный смысл и общечеловеческое значение. Он говорил о загадочности молчание Сфинкса как метафору науки, которую нелегко заставить говорить. Во влюбленности Эха и спящего Ендіміона он усматривал характерную черту монархов, которые отдавали предпочтение в своем ближайшем окружении людям спокойным, будто спящим, перед любопытными с заботливыми мыслями.

В 1622 г. Бэкон написал на английском «История правления короля Генриха VII» («The History of :the Reign of King Henry the Seventh «), а в 1624 г. «Афоризмы Новых и Старых» («Apophthegms New and Old»). Из этих работ начались его размышления о новых подходах к познанию. Позже работы такого характера были собраны в «Новый Органон» («Novum Organum Scentiarum», 1620), название которого указывала на то, что подходы Бэкона отличались от подходов античной науки, изложенных с» Органоне». Эта книга Бэкона, в свою очередь, стала частью «Великого восстановления наук» («The Great Instauration») - грандиоВНОго произведения Бэкона, который засвидетельствовал величие его интеллекта.

Бекон, как и многих его современников, волновало то, что преклонение перед Античностью могло стать тормозом в развитии мысли. Он неоднократно подчеркивал в своих трудах, что двигаться с перед путем познания может лишь человек, способный подвергнуть сомнению общепринятые истины и отбросить все предрассудки. Бэкон назвал четыре вида предрассудков, которые мешают человеку: «призраки рода», которые заставляют ее думать о все по аналогии с человеком; «призраки пещеры», которые формируют привычку смотреть на окружающий мир со своей узкой точки зрения (современные этнографы совершенстве освоили методику определения особенностей психологии этноса по характерным для него типом жилья); «призраки рынка», которые создают условности при общении с другими людьми, особенно с помощью языка; «призраки театра», под которым Бэкон понимал доверие к принятой догмы.

Эти размышления Бэкона удивительным образом перекликаются с тем, к чему призвал его современник с еще более драматичной, и даже трагической, судьбой, - Дж. Бруно, который отводил ученым роль глаз на теле человеческого сообщества.

Для ученого обязательным является определенная смелость мышления. Но Бэкон предостерегал и от другой крайности - от желания все подвергнуть сомнению, придя к противоположным ошибок. Пытаясь определить, какой же дороги должен соблюдать ум, двигаясь к новому, Бекон снова и снова обращался к античным образам, переосмысливая их: «золотая середина, или средний путь, весьма похвальна в области морали, менее приемлема в области интеллектуальной. Известно, что древние символизировали средний путь в морали рассказом о пути, которым должен был лететь И кар; средний путь в интеллектуальной сфере - рассказом о Сциллу и Харибду, которые символизировали трудности и опасности... в любом учении, в любой науке, в их правилах и аксиомах нужно соблюдать меру, осторожно выбирая путь между скалами розчленувань и пропастями обобщений. И те, и другие привели к гибели многих талантов, и многих искусств».

В требовании соблюдения меры Бэкон развивал традиции XVI в. Как человек XVII в., обеспокоены бесконтрольностью проницательной пытливой мысли, Бэкон утверждал, что «человеческий разум, оставленный сам на себя, не заслуживает доверия», и неопределенным является путь исследования, за которого не придерживаются какого-либо определенного закона. У древних греков такими законами стали законы диалектики. Но применение диалектики умом, что находится в плену пустых идеалов, считал Бэкон, приводит к увеличению ошибок, а не к открытию истины. Решая эту проблему, Т. Гоббс в латиномовній труда «Основы философии» (1655) использовал слово «метод»: «Нужен метод, который отвечал бы порядка созидания самих вещей».

Поиски XVII в. путей контроля над пытливым умом привели к стремление все упорядочить, закрепить в правилах, подчинив им даже художественное сознание. Но при этом не удастся оспорить постулат, известный еще Возрождению: знание правил не делает человека творцом и не гарантирует успеха. В произведении, створенім по правилам, может не хватать чего-то, непонятного для большинства, но что существенного для ценителей искусства, то есть того, что означатиметься словом «грация». Это и станет доказательством правоты Бэкона: ум, который ищет, должен придерживаться правил, а законов природы.

Бэкон понимал, что познает мир не только наука, существуют и другие формы познания, например, литература, которая использует интуитивный подход к освоению мира и его законов. Бэкон называл поэзию «снобаченням знания». Язык его научных произведений была очень обраВНОй. В конце своей жизни Бэкон начал писать роман, который остался незаконченным и был назван «Новой Атлантидой» («The New Atlantis», 1626). Им Бэкон внес свой вклад в разработку мифа о счастливой, справедливо устроенное государство. Но, в отличие от своих предшественников Т. Мора, Т. Кампанеллы, Бекон сочетал идеи справедливости и счастье не с равным распределением, не с требованиями разумной умеренности, а с бурным развитием науки и техники и созданием общества стабильности и достатка. В самом названии романа содержится указание на то, что его автор развивает идеи Платона, высказанные им в «Атлантике».

Вслед за Т. Мором Бекон начал свое произведение рассказом о английскую экспедицию в южные моря Тихого океана, которая открыла новую землю Бенсалем. Вслед за Мором он подробно живописал быт и нравы ее жителей. Но при этом Бэкон развивает идеи Платона. Как и у Платона, доминирующее положение в обществе, зображенім Б., занимают люди, образованные и найтямущіші. Все они являются членами или ордена, или общества, названного «Домом Соломона». Эти люди окрыленные жаждой знаний и открытий, а также их скорейшим воплощением в жизнь. На заседаниях «Коллегии шести дней творения» ученые решают, какие из изобретений и открытий они могли бы обнародовать, а какие - нет. Ученые клянутся оберегать научные тайны. Вопрос об ответственности ученого за результаты своих открытий обсуждался в английской литературе и до Бэкона. Так, например, в 1589 г., то есть, когда Бекона исполнилось 28 лет, на подмостках лондонских театров появилась пьеса, написанная Г. Грином: «Монах Бэкон и монах Бонгі». ее герой - талантливый ученый, мудрый и добрый, - разбил волшебное зеркало, когда увидел, что оно приносит несчастье. Прототипом этого героя был знаменитый предшественник и однофамилец Бэкона - Р. Бэкон (1214-1294), который одним из первых защищал приоритет опыта в приобретении знаний и предостерегал от привязанности к общепринятому и боязни признаться в собственном незнании. Пройдет несколько десятилетий, и Бекон станет человеком, которую можно будет считать прообразом этого знаменитого героя.

Главным достоянием государства, созданные воображением Бэкона, считаются люди. Самым большим праздником там есть праздник семьи. Праздновать его может каждый, кто воспитал не меньше тридцати детей и внуков, как только младшему исполнилось три года. Главе семьи в этот день присваивалось звание королевского заимодавца - король был в долгу перед ним за увеличение числа подданных. Одновременно глава семьи получал свиток с перечнем пенсий, льгот, почестей и привилегий членам семьи. Отец в этот день назначал наследника - Сына виноградной лозы. Ему вручалося виноградная гроздь из золота с количеством ягод, что соответствовало количеству членов семьи.

Роман остался незаконченным, поскольку Бэкон умер, простудившись во время одного из физических экспериментов.

РаВНОсторонность дарований Бэкона повлекла возникновение теории (Baconian Heresy) о том, что это он был автором произведений, подписанных именем. Шекспира. Теория эта принадлежит Делии Бэкон, американцы, которая жила в Англии. В 1857 г. она опубликовала работу «Развенчание философичности шекспировских пьес». Умерла она душевнохворою после многократных посещений могилы Шекспира, считая, что раскрытие этой могилы решит проблему. Теория была особенно популярной напр. XIX - нач. XX в. и развита в трудах Е. Дюринг-Лоренса «Бэкон и Шекспир» (1910) и «Шекспировский миф» (1912). Один из самых простых и трезвых аргументов заключается в том, что ни в XVI, ни в XVII вв. не сказали ни слова об этом, а следовательно, никогда не сомневались ни в художественных ценностях Шекспира, ни в самостоятельной значимости творчества Бэкона, который не нуждается прикрашань.



Есть. Чорноземова