|
БЕККЕТ, Сэмюэл Баркли
(1906 - 1989)
БЕККЕТ, Сэмюэл Баркли - творчество писателя
БЕККЕТ, Сэмюэл Баркли (Beckett, Samuel Barclay - 13.04.1906, Фоксрок, графство Дублин - 22.12.1989, Париж) - ирландский писатель, лауреат Нобелевской премии 1969 г.
Отец писателя, Уильям Беккет, в 1900 г. заболел воспалением легких и попал в дублинского госпиталя Аделаиды, где и познакомился и энергичной и милой медсестрой Мэри (Мэй) Роу, которая вскоре стала его женой. В 1901 г. Уильям и Мэри взяли брак по протестантскому обряду, через год у них родился старший сын Фрэнк, а еще через четыре года - младший Сэм. Семья будущего писателя принадлежала к среднему классу, его отец руководил геодезической фирмой и старался держаться в стороне от ирландского национально-освободительного движения, который особенно активизировался в начале XX ст. Достаточно сказать, что за кровавыми событиями Пасхального восстания против англичан, которое взорвалось в Дублине в апреле 1916 г., Уильям Беккет и оба его сыновья наблюдали издалека, расположившись на вершине одного из холмов, окружающих город.
Осенью 1916 г. Сэмюэл Беккет поступил в первый класс школы Портора в Еніскілені, где в свое время учился также В. Уайльд. Здесь будущий писатель начал изучать французский язык. Мать научила обоих своих сыновей играть на фортепиано. Кроме того, Сэмюэл унаследовал от матери сдержанную и молчаливую нрав, а от отца - страсть к дальним пешим прогулкам и увлечение спортом (в школе Беккет был одним из лучших игроков в крикет и теннис, а также прекрасно боксировал).
В 1923 г. Беккет поступил в дублинский колледж Святой Троицы (Тринити-колледж), а в 1927 г. получил звание бакалавра гуманитарных наук с правом преподавания французского и итальянского языков. Учась в Тринити-колледже, Беккет был заядлым театралом (особенно ему нравились восстановлены после обретения Ирландией независимости постановки пьес известного драматурга Дж.М. Синга). Кроме того, в студенческие годы юноша открыл для себя кинематограф. На экране тогда сияли звезды американского немого кино Бы. Китон и Ч. Чаплин. Созданный ими комический образ бесталанного неудачника-волошоги впоследствии породил многочисленные художественные реминисценции в творчестве самого Беккета.
После завершения исследований в колледже новоиспеченный бакалавр побежал в Париж, где ему предложили должность преподавателя английского языка в Высшей нормальной школе. Впрочем, научно-педагогическая карьера не слишком привлекала Беккета, зато он с головой окунулся в жизнь парижской литературной богемы. В 1928 г. приятель - поэт Том Макгриви познакомил Беккета с другим «дублінським парижанином» - знаменитым автором «Улисса» и «Портрета художника в юности» Дж. Джойсом. У Беккета было много общего с Джойсом, они сразу же сошлись. Как замечает Д. Ноулсон в своей книге «Проклятие славой: Жизнь Сэмюэла Беккета» («Damned to Fame: The Life of Samuel Beckett», 1996), «они оба получили научные звания в области французской и итальянской филологии, хотя и учились в разных университетах Дублина. Исключительные лингвистические способности Джойса и его глубокое знакомство с итальянской, немецкой, французской и английской литературой произвели большое впечатление на Беккета... Они оба обожали слова - их звучание, ритм, формы, этимологию и историю. К тому же, Джойс пользовался «собственноручно сконструированной» лексикой (слова, которые он использовал, происходили из многих языков) и был заядлым собирателем современного раВНОязычного сленга. Все это очень увлекало Беккета, который в определенной степени пытался подражать старшему товарищу».
Беккет стал не только верным другом Джойса, но и непосредственно вошел в его жизнь. Правда, это «вхождение» мало, так сказать, амбивалентный характер: во-первых, Беккет приобщился к весьма герметичного круга литераторов, которые собирались вокруг автора «Улисса», общаясь с ним и предоставляя ему, пожилому, б-ом и почти слепому, необходимую помощь, а, во-вторых, вскоре его преданность Джойсові привлекла внимание Лусии, больной шизофренией дочери писателя, которая начала лелеять относительно Беккета определенные надежды и намерения, вследствие чего и сам юноша, и отец девушки чувствовали себя довольно неловко. В конце концов, Беккет, который всегда отличался почти патологической честностью и порядочностью, откровенно сказал Лусии, что не любит ее, и это привело к тому, что недуг девушки резко обострилась, ей пришлось сделать лоботомию и госпитализировать в психиатрической клинике. Эта трагедия на длительное время омрачила отношения Джойса и Беккета.
Отдельно следует отметить, что Беккет помогал Джойсові в работе над его последним романом «Поминки по Финнеганом» («Фіннегани просыпаются» - «Finnegans Wake»), а также перевел фрагмент этого произведения на французском языке и написал обстоятельное эссе «Данте... Бруно... Веко... Джойс» («Dante... Bruno... Vico... Joyce», 1929) для сборника литературоведческих статей, посвященных анализу творческого метода автора «Улисса».
В конце 20-х pp. Беккет начал печататься в периодике. Его первой публикацией стал рассказ «Цель» («Assumption»), которое увидело свет в 1929 г. на страницах влиятельного авангардистского издание «transition» («переход»). В следующем году Беккет опубликовал поэму «Блудоскоп» (Whoroscope», 1930) - этот сложный, насыщенный картезіанськими размышлениями и скрытыми значениями драматический монолог был признан победителем поэтического конкурса, организованного издательством «The Hours Press», а сам поэт-лауреат получил десять фунтов премии. В 1931 г. Беккет написал небольшое, но интересное эссе о творчестве М. Пруста, в котором он не только раскрыл выбранную тему, но и высказал собственные эстетические принципы. Тогда же 25-летний писатель начал работать над своим первым романом «Прекрасная мечта для рядового женщин» («Dream of Fair to Middling Women»), в котором, несмотря на определенное влияние Г. Филдинга и Т. Стерна, достаточно отчетливо звучат автобиографические мотивы. Впрочем, работа над произведением продвигалась довольно вяло и, в конце концов, Беккет отказался от реализации этого замысла. В какой-то степени эта неудача объяснялась еще и тем, что в этот период Беккет, постоянно испытывая острую материальную нужду, курсировал между Ирландией и Парижем в поисках стабильного заработка.
В июне 1933 г. умер отец писателя, который оставил сыну небольшую ежегодную ренту. После похорон Беккет в состоянии глубокой депрессии отправился в Лондон, где в течение двух лет посещал психоаналитика и напряженно работал над сборником новелл «Больше колик, чем пинков» («More Pricks Than Kicks», опубл. в 1934 г.) и романом «Мерфи»(«Murphy», опубл. в 1938 г.). Собственно, именно с «Мерфи», по сути, началась карьера Беккета-романиста: писатель воссоздает сложную внутреннюю борьбу «раздвоенного на тело и душу» протагониста, который разрывается между физическим влечением к своей любовнице, проститутки Силии Келли, и стремлением к полному уединению во мраке собственного сознания. Беккет решает этот конфликт, прибегая к трагикомических средств «черного юмора»: Мерфи погибает в результате несчастного случая (взрыва газа), а его прах после кремации («не меньше двух килограммов пепла; тело, ум и душа»), в конце концов, оказывается под ногами завсегдатаев одной из лондонских пивных, чтобы на рассвете быть виметеним вон «вместе с трачинням, мокрым от пролитого пива, плевков и блевотины, вместе с болотом, что отстало от подошв, и вместе с окурками, обгоревшими спичками и осколками стекла».
В 1935 г. увидел свет поэтический цикл Беккета «Кастаньеты Эхо и другие осадки» («Echo's Bones»), в который вошло 13 стихотворений, созданных в течение 1931 - 1935 гг. В следующем году писатель совершил путешествие в нацистской Германии, подробно записывая все увиденное. Вернувшись в Ирландию в начале 1937 г.. Беккет вскоре поссорился с матерью, которая считала его слишком легкомысленным и нестатечним. А еще через некоторое время он получил звание магистра в Тринити-колледже и переехал жить в Париж.
В январе 1938 г. Беккет чуть не погиб, когда вместе с несколькими друзьями прогуливался по ночному Парижу. На них напал грабитель, началась драка, и Беккет получил удар ножом в левое легкое - лезвие прошло рядом с сердцем. Раненого Беккета немедленно отвезли в больницу, а когда он очнулся, то увидел около себя Дж. Джойса с его личным врачом, которому было поручено принять все меры для выздоровления молодого писателя. Так Беккет стал, по его собственному выражению, «гонористым посесором плеврального барометра» - пробито легкое чрезвычайно чутко реагировала на любые климатические изменения окружающей среды.
В больнице раненого писателя часто посещала его парижская знакомая, пианистка Сюзанна Дешво-Дюмесніль. Вскоре они начали жить вместе. Сюзанна была на шесть лет старше от Сэмюэла, сильной духом и дисциплинированной, а затем сумела стать верным другом и советчиком Беккету. Она всегда и во всем помогала писателю, до самой своей смерти оберегая его от посягательств прессы и обременительных отношений с многочисленными поклонниками и литературной мізерією. (В конце концов, после многих лет совместной жизни Беккета с Сюзанной тайно поженились - это произошло 25 марта 1961 г. с английском городке Фолкстоун).
В 1940 г. Францию оккупировали нацисты. На замену от Джойса, который покинул Париж и перебрался в нейтральную Швейцарию, Беккет с Сюзанной остались на оккупированной территории», даже стали активными участниками движения Сопротивления. «Ирландец» (конспиративный псевдоним Беккета) сотрудничал с подпольной разведывательной сетью «Глория». И хотя впоследствии писатель скептически называл свою тогдашнюю деятельность бойскаутською дурнотою», однако, по словам его товарищей по оружию, Беккет всегда отличался исключительной храбростью» и «твердостью духа».
В 1942 p., получив предупреждение о провале их организации, Сэмюэл и Сюзанна сулы вынуждены немедленно покинуть Париж, покинув свое жилище лишь за несколько часов до прихода гестаповцев. Поэтому они нашли приют в селе Русильйон на юге Франции - Беккет в течение двух с половиной лет батрачил у местного фермера, получая за работу еду и жилье. Кроме того, именно здесь он закончил начатый еще в Париже роман «Уот» («Watt», 1945, опубл. в 1953 p.). Уот «стал последним романом Беккета, написанным на английском языке. В дальнейшем он писал свои произведения сначала на французском языке, а затем сам переводил их на английский. (В 60-х гг, Беккет признавался, что по-французски ему «легче писали без стиля», преодолевая беспомощность языка и набрасывая любые языковые маски).
В 1945 p., после капитуляции нацистской Германии, Беккет с Сюзанной вернулись в Париж. Вскоре писатель отправился в Ирландию, чтобы навестить мать. Впоследствии Беккет утверждал, что именно во время пребывания в комнате матери набувся перелом в его сознании: «Я отчетливо осознал собственную глупость, и с тех пор начал писать о вещах, которые чувствую». Здесь стоит отметить, что ранние произведения Беккета, несмотря на их несомненную художественную ценность и литературное мастерство, все же были сориентированы на энциклопедическую манеру письма Дж. Джойса и в значительной мере свидетельствовали о некоторой неуверенности автора в собственных силах. Зато в послевоенные годы Беккет сумел осуществить прорыв, который дал ему право впоследствии сказать: «Джойс был синтетиком, что пытался запихнуть в книгу как можно больше. А я - аналитик, пытается как можно больше из нее выбросить».
В конце 1945 г. Беккет вернулся в Париж, хотя у него, как иностранца, и возникли неожиданные трудности - чтобы обеспечить себе получение французской визы, писатель вступил в ряды ирландского Красного Креста и в течение некоторого времени работал волонтером-переводчиком в военном госпитале Сен-Ло.
В 1946 г. начался, бесспорно, самый плодотворный период в творчестве Беккета, о котором он в одном из интервью сказал так: «Все мои вещи я написал за очень короткий срок, между 1946 и 1950 годами. Потом ничего стоящего, думаю, уже не было». Центральной проблемой эстетики Беккета стала проблема выражения жизненно важных вещей и явлений, выявление экспрессивной беспомощности языка, одиночества и бесперспективности человеческой жизни. Его дальнейшее творчество отражает горькое осознание того, что человек не может убежать от собственных иллюзий и освободиться от безнадежного стремления познать непостижимые тайны бытия. В опубликованной в 1949 г. в сборнике эссе «Три диалоги» («Three Dialogues») Беккет говорит об этом так: «Быть художником - значит испытывать краха... и уклоняться от этой катастрофы - дезертирство».
Беккет пытался творить «литературу безсловесності». Экспрессивный минимализм, сдержанность и скупость манеры письма отчетливо прослеживаются уже в первом французском романе Беккета «Мерсье и Кам'є» («Mercier et Camier», 1946, опубл. в 1970 p.). А созданная вскоре трилогия романов - «Моллой» («Molloy», 1947, опубл. 1951), «Мэлоун умирает» («Malone meurt», 1947 - 1948, опубл. 1951), «Безіменнийй»(1949-1950, опубл. 1953) - стала одним из вершинных достижений мировой прозы XX в., ярко показав безрадостный (и одновременно - смехотворно запутанный) путь человеческой жизни, полной трагических ошибок и отчаяния.
Одним из последствий послевоенного перелома, который произошел в сознании Беккета, бесспорно, следует считать его интерес к драматургии. Свою первую пьесу «Елевтерія» («Eleutheria») Беккет написал в 1947 г. (английский перевод «Елевтерії» увидел свет в 1995 p., уже после смерти писателя, который, между прочим, не считал необходимым публиковать это произведение). А через два года после дебюта в области драматургии Беккет написал трагикомедию «Ожидая Ґодо» («En attendant Godot», 1948-49 гг., опубл. в 1952 г.), премьера которой состоялась 3 января 1953 г. на сцене парижского театра «Вавилон» и принесла автору первый серьезный успех (режиссером спектакля был Г. Блен - один из немногих настоящих друзей Беккета). Театральный мир был потрясен новаторством писателя. В частности, выдающийся британский режиссер Питер Брук писал: «Беккетові мы обязаны, возможно, самыми впечатляющими и наиболее самобытными драматургическими произведениями нашего времени». Трагикомедия «Ожидая Ґодо» в течение последних пятидесяти лет выдержала наибольшее количество театральных постановок в целом мире.
В пьесах, которые были написаны в последующие годы, - «Конец игры» («Fm de partie», 1955-1956, опубл. 1957), «Последняя лента Крэппа» («Kxapps Last Tape», 1958) «Счастливые дни» (« Happy Days», 1961) и «Игра» («Play», 1963) - Беккет продолжал прибегать к средствам минималистичного, абстрактного письма, раскрывая проблемы человеческого одиночества, смерти и страданий, которые стали лейтмотивом всего его творчества. Впрочем, смерть и грусть в его драмах никогда не были умозрительными - в значительной степени эти мотивы основывались на личном опыте. В частности, 25 августа 1950 г. не стало матери писателя, а через четыре года от рака легких умер его старший брат Фрэнк. Беккет воспринял эти потери очень болезненно.
Международная слава и признание пришли к Беккета на рубеже 50-60 гг. XX ст. В 1959 г. писатель посетил Дублин, чтобы получить почетный докторат Тринити-колледжа, а через два года он вместе с Х.Л. Борхесом стал лауреатом Международной премии редакторов. 23 октября 1969 года было обнародовано решение о присуждении Беккету Нобелевской премии по литературе «за новаторские произведения в прозе и драматургии, в которых духовное опустошение современного человека служит залогом ее возвышения». Это стало полной неожиданностью для Беккета и его близких. Следовательно, поручив получить премию своему другу Жерому Линдону, писатель с женой немедленно покинул Париж и в течение некоторого времени скрывался от назойливых журналистов в Тунисе. Впоследствии новоиспеченный лауреат, отметив, что в свое время Нобелевскую премию должен получить Дж. Джойс, передал большую часть премиальных денег (более 70 тыс. долларов) на нужды благотворительных организаций и на поддержку бедных литераторов (среди которых были, в частности, Д. Барнс и Б.С. Джонсон). В 1970 г. писателю было сделано успешную операцию по удалению катаракты - в течение лет эта болезнь омрачала жизнь Беккета.
На протяжении 70-80-х pp. Беккет писал немного. Хотя он и в дальнейшем продолжал переводить на английский некоторые из своих произведений, написанных на склоне лет, однако литературное творчество доставляла ему все больше страданий - Беккет откровенно признавался, что предпочел бы писать как можно меньше. В этот период писатель еще требовательнее относился к своей работе - пьесы «Рокебі» и «Огайо. Экспромт» («Rockaby» и «Ohio Impromptu», обе опубл. в 19S1 г.) выдаются даже фантасмагоричнішими и лаконичнее оркестрованими, чем предыдущие произведения Беккета.
В 1986 p., когда весь театральный мир широко отмечал 80-летие Беккета, у писателя было обнаружено эмфизему легких. Чтобы не причинять хлопот жене, Беккет, наконец, переселился в приют-клинику Le Tiers Temps, где прошли последние годы его жизни и где он написал свое последнее произведение - стихотворение «слово» («What is the Word»). Даже в приюте Беккет оставался самим собой, поражая всех неувядаемой остротой и ясностью своего интеллекта.
После смерти жены (она умерла 17 июля 1989 года) здоровья Беккета еще больше ухудшилось, поэтому он пережил Сюзанну лишь на полгода: писателя не стало 22 декабря 1989 г. Они похоронены вместе на парижском кладбище Монпарнас.
Г. Безкоровайный
|
|
|