11 класс СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ АВАНГАРДИСТСКИЕ И МОДЕРНИСТСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПОЭЗИИ НАЧАЛА XX ВЕКА
Лирический герой стихов P. M. Рильке
Каждое произведение выдающегося австрийского поэта Райнера Рильке наполнен символами, которые часто переходят из одного стиха в другой и становятся сквозными в творчестве художника. Часто его поэзии имеют одинаковое название, похожи по настроению, тональности, но их отличают образы-символы.
Конец лета и начало осени в стихотворении «Осенний день» несет в себе печаль. Созревают последние ягоды, наливаются сладким соком, чтобы стать пьянящим вином, но лирический герой не замечает красоты природы. Он полностью погружен в свои чувства и переживания:
Кто был бездомный, тот не найдет дома,
не сбудется затворник одиночества,
не спать, писать, письма
начнет писать ли получится в парк; брести
вдоль аллей по листьям ворушкому.
Мотивы тоски, одиночества звучат и во втором стихе, который тоже имеет название «Осенний день». На фоне осеннего погожего дня, отягощенного плодами, снова звучат грустные строчки одинокого лирического героя:
Бездомный сейчас - не найдет дома,
Одинокий ныне - долго будет им.
Лирический герой будет одиноко и беспокойно бродить осенним садом, а написанные им письма похожи на листья, что «мчится толпой глухим».
В небольшом стихотворении «Осень» жизни лирического героя автор сравнивает с листьями, падает и сыпется из-за туч, словно из «небесного сада». Приходит время, и человеческая жизнь приходит к своему концу: «И нам опасть уже своя очередь...» Мотивы сумму, но не безнадежности пронизывают многие произведения P. M. Рильке. Он размышляет о сущности человеческого бытия и «живого космоса». Поэт показывает взаимосвязь всего живого, зависимость его от космоса, от Бога. Рождения, красота, жизнь - с одной стороны, и смерть - с другой. Но и в самой смерти человек сливается с природой, с миром. Темой одного из лучших стихотворений P. M. Рильке стала легенда о путешествии Орфея в подземное царство могучего Аида ради освобождения любимой Эвридики. Сила любви гениального певца не имела себе равных. Она была такая большая, что боги сжалились и разрешили Орфею забрать Эвридику, только поставили условие: не оглядываться назад, когда будет идти из темного царства.
Дорога, по которой выходили Орфей и Эвридика, пролегала через «леса безлюдные», между крутых скал. Орфей не видел Эвридику, которая шла позади, и иногда ему казалось, что он один на этой темной дороге. «Чутье в нем вроде двоїлись, потому что мчался зрение, как будто пес, вперед, возвращался, и останавливался, и ждал на ближайшем повороте дороги, - а нюх и слух позади оставались». «Вращаться было ему заказан при деле, которое он почти довершил», но Орфей был нетерпелив, и человеческая природа победила - он оглянулся.
Эвридика шла по этой дороге на белый свет не за Орфеем, а потому, что так велели боги. Смерть отобрала у нее все чувства
Как плод впитывает сладости и тьму,
она впитала в себя смерть большую,
такую новую, что и не понять ей.
Она уже была не та белокурая красавица, которую в своих песнях воспевал поэт. Ни песни, ни любовь не имеют уже над Эвридикой власти, и она молча ушла от Орфея в царство Аида, когда певец оглянулся.
В этом произведении Рильке воспевает большой любви, которая может заставить плакать природу, может разлучить богов, забрать любимую из темного царства. Но и поэт покорно склоняет голову перед силой смерти.
Лирический герой стихов Рильке - это сам поэт с его болями, переживаниями, любовью к миру и пониманием своего единства с космосом.
|
|