|
БАЗЕН, Эрве
(1911 - 1996)
БАЗЕН, Эрве - творчество писателя
БАЗЕН, Эрве (Bazin, Herve; автонім: Жан Пьер Мари Эрве-Базен, - 17.04.1911, Анже - 17.02.1996, там же) - французский писатель, член Гонкуровской академии.
Базен - внук известного французского писателя-католика Рене Базена. Детство провел вдали от родителей, отношения с которыми в течение жизни были достаточно сложными. После школы поступил в католический факультет университета в Анже, но не окончил его, что еще более осложнило его отношения с семьей. В Париже работал продавцом, рабочим-поденником, почтовым служащим. Одновременно занимался журналистикой и литературной критикой. Популярность к Базена пришла после выхода романа «Гадюка в кулаке»(«Vipere au poing», 1948) - о сложных взаимоотношениях матери и ребенка. В романе довольно ощутимый автобиографический элемент. Очевидно, что книга продолжает традиции О. де Бальзака, будучи сатирой на нравы мелкой провинциальной аристократии.
«Смерть лошадки» («La Mort du petit cheval», 1950) - история бедного интеллигента, который пытается отстоять собственную независимость. В жизни героя входят обычные люди, которые возвращают его к реальности, однако доминирующее влияние матери чувствуется и в этой книге. Базен рассуждает об исчеВНОвении из жизни романтического начала, высоких чувств, что заставляют человека подняться за счет над обыденностью.
Трилогию завершает роман «Крик совы» («Сги de la chouette», 1972) с той же проблематикой, что и две первые книги о семье Резо. По жанру это социально-бытовые произведения об отношениях в буржуазных семьях, где родственные связи разъедаются желанием власти и денег.
К трилогии логично примыкает и роман «Супружеская жизнь» («Le Matrimoine», 1967), в котором автор описывает, как общество «потребления» уничтожает человеческую душу, а материальные ценности вытесняют духовность и тепло. Ощущение жизни и материнства в жены героя подавлены неутомимым потреблением. В творчестве Базена очевидное умение автора найти болевые узлы общества и предупредить об опасности в понятных и популярных формах. Принадлежность Базена к массовой литературы в ее лучших образцах проявляется в умении эксплуатировать традиционные идеи и художественные образцы.
Тематика романа «Супружеская жизнь «продолжается в книге «Анатомия одного развода» («Madame Эх», 1975). В приемах циклизации, характерных для Базена, чувствуется традиция Бальзака. Из книги в книгу переходят одни и те же герои, однако, в отличие от Бальзака, мир Базена несравненно уже. Писатель ограничивается изображением семейных отношений. Используя натуралистические мотивирования, художник часто приносит в жертву психологизм. Персонажам Базена не хватает яркости героев Бальзака.
Романы «Зведись и иди» («Leve-toi et marche», 1952) и «Во имя сына» («Au nom du fils», 1960) сделали Базена популярным не только во Франции, но и за ее пределами. В 1955 г. его признали лучшим французским писателем последнего десятилетия, в 1957 г. он получил Большую литературную премию Монако, возглавил Гонкуровскую академию.
Среди других произведений Базена следует назвать: «Счастливцы с острова Отчаяния» («Les Bienheureux de la Desolation», 1970), «Зеленая церковь» («l'eglise verte», 1981), «Полуночный демон» («Le Demon de minuit», 1988), «Школа родителей» («l'ecole des peres», 1991).
Украинский язык отдельные произведения Базена перевели В. Коптилов, Я. Кравец, П. Соколовский, Я. Коваль.
С. Фомин
|
|
|