ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН

(1788 - 1824)

ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН

Байрон родился 22 января 1788 года в Лондоне в знатной, но совсем обедневшей аристократической семье. Английский поэт принадлежал к древнему английскому роду, а по линии матери, урожденной Гордон, был прямым потомком короля Шотландии Якова И. Его отец, который вел безпутне жизни (прозвище «Mad Jack»), промотал остатки своего имущества и приданое жены, бежал во Францию, спасаясь от кредиторов, где и умер, когда Байронові было три года. Мать, почти лишена средств к существованию, отвезла сына на свою родину в Абердин. В 1798 году после смерти двоюродного деда Байрон унаследовал титул лорда и родовое поместье - Ньюстедське аббатство. В 1801 году Байрон поступил в аристократической школы Хароу; в 1805 году - в Кембриджский университет.

В декабре 1806 Байрон издал первый сборник стихов («Fugitive Pieces»), которые, по совету друга, который считал отдельные стихи слишком чувственными, изъял из продажи и уничтожил. Вскоре в свет вышло второе издание этого сборника. Оба издания появились без ссылки на авторство. Впервые свое имя Байрон поставил на сборнике «Часы досуга», которая увидела свет в июне 1807 года.

В январе 1808 года на страницах влиятельного «Эдинбургского обозрения» была напечатана рецензия. Критик, ознакомившись со стихами, указал на то, что они: незрелые и подражательные. Байрон сделал свою первую и самую неудачную попытку создать по примеру других романтиков образ-маску: юноши-поэта, поэта-аристократа. Образ был сконструирован с использованием новейших романтических мотивов: в привязанности к родовому замку («Прощание с Ньюстедом») было что-то от вальтер-скоттівського средневековья; в страсти к воспоминаниям - от присущей Вордсворту мечтательной самоуглубленности; в анакреонтичних любовных стихах, героини которых прячутся за вымышленными именами Еми, Каролины, угадывался влияние Т. Мура.

Однако за пределами сборника осталось то лучшее, что уже было написано и что именно тогда писал Байрон. Например, стихи, обращенные к Мэри Чаворт: «Отрывок, написанный вскоре после замужества мисс Чаворт», «Воспоминание»,- свидетельство юношеской любви поэта, навсегда остались в его стихах как первое и самое искреннее чувство.

Признание, неожиданное в устах поэта-романтика, но оправдано Байроном, который отдавал предпочтение романтической биографии над романтической фантазией. Другие представляли экзотические чудеса Востока, а Байрон совершил туда путешествие и оценил все пристальным взглядом политика. Другие бунтовали в воображении, а он сначала в своих парламентских выступлениях и стихах поддержал разрушителей станков - луддитов, восставшую Ирландию, а позже сам принял участие в заговоре итальянских карбонариев и в греческом восстании. Он видел себя прежде всего политиком, общественным деятелем, а уже потом - поэтом, хотя поэзия была его самым значительным общественным деянием. Отсюда и скептическое отношение к романтизму в целом. Байрон не принял современного романтизма, хотя большинство его выступлений против Вордсворта, Саути, Мур, В. Скотта имели личный характер. Разразившийся Скандал не застал Байрона в Англии. В июне 1809 года он отправился в двухлетнее путешествие по Средиземноморью. В июле 1811 года Байрон возвращается в Англию и признает, что сатира его была слишком резкой, и извиняется. Но далеко не все в ней можно объяснить минутным раздражением. В ней есть оценки, от которых Байрон не откажется. Он не принимает, по сути, главного - роли поэта, какой она представлялась романтикам. Для него поэт не маг, не баладник, не одинокий мечтатель, а оратор, общественная личность. Это он подтвердит и другим своим манифестом, что его он привез из восточной путешествия,- поэмой «Из Горация».

Байрон придавал ему большого веса, но разочаровал своих друзей, которые надеялись получить от него что-то другое. их ожиданиям больше соответствовали две первые песни новой поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда», работа над которым началась еще осенью 1809 года, в Албании, где поэт впервые осознал необходимость закрепить в поэтической форме свои впечатления от путешествия.

Третья и четвертая песни будут связаны с другим путешествием Байрона - с его странствующим жизнью после того, как 25 апреля 1816 года он будет вынужден навсегда покинуть Англию. Это было вызвано окончательным разрывом с английским светским обществом после того, как его оставила жена Анабела Мільбенк сразу же после рождения дочери Ады.

Лондонский период (1812-1816) - время романтической славы, годы успеха, оказались для поэта тяжелым испытанием. Остаться собой, жить своей жизнью в полной мере ему не удавалось.

В 1812-1813 годах Байрон совершил важные выступления в палате лордов, однако ему быстро надоела парламентская комедия. Я выступил там три раза, но не думаю, что из меня выйдет оратор» («Дневник», 14 ноября 1813 года). Было написано им несколько острых политических стихотворений - отклик на то, что происходит, но в целом поэзия тех лет производила впечатление, что неудовлетворенность собственной жизнью лондонского денди заставляла его яростно бросать героя в столкновение с миром, на бунт против него.

Именно в эти годы Байрон создает цикл так называемых восточных поэм, разрабатывают уже найден в «Чайльд-Гарольді» новый жанр лисичанской поэмы,.,сложно выстраивает отношения между автодром и героем. В новом цикле автор немного отступает в тень и с большей или меньшей последовательностью рассказывает историю своего героя. Историю* в которой почти всегда является центральным: любовный эпизод. Поэмы утвердили за Байроном славу отчаянного одинокого романтика, их сразу же переводили на другие языки* в том числе и на русском: «Гяур» (1813), «Абідоська невеста» (1813), «Корсар» (1814), «Лара» (1826), «Осада Коринфа» (1816), «Паризіна» (1816)и

В героях восточных поэм читатели узнавали самого Байрона. Создавались интересные легенды, согласно которым все, что происходило с героями, случалось и с автором. Герой Байрона впитал в себя раВНОобразные романтические черты, будто растворившись в биографии и образе самого поэта. Тиражирование этого героя, массовое подражание его в жизни и в литературе создали течение «байронизм».

Сложность, с которой различали автора и героя, проявлялась в необычности самой формы лисичанской поэмы, которую создал Байрон. Однако новизна формы была следствием новой личности, что непосредственно отразилось и на лирических циклах лондонского периода. Он начинается шестью стихами, объединенными под условно-греческим женским именем «К Тирзи» и посвященного умершему; женщине. В ней иногда пытаются угадать какое-то конкретное лицо, «безымянную» или «скрытую» любовь, но биографический привод имеет более широкий смысл, передает атмосферу и обстоятельства личной жизни Байрона после его возвращения в Англию.

Первого августа 181II года умирает мать поэта, с которой его связывали отношения тяжелые, но близкие. Затем в течение двух месяцев он получает известия о смерти нескольких друзей с Хароу и Кембриджа. Цикл «К Тирзи» - один из первых для Байрона в поэмах и драмах образов обреченной любви, что погибает.

Вторым важным лирическим циклом тех лет был ряд стихотворений, объединенных личностью Наполеона; Сначала в связи с его отречением 6 апреля 1814 года за один день пишется большая «Ода Наполеону Бонапартові». Годом позднее он пишет такие произведения: «На бегство Наполеона с острова Эльбы», «Ода с французского», «Звезда Почетного легиона», «Прощание Наполеона». Лирическим завершением этого периода жизни Байрона были стихи, обращенные к сводной сестры Августы Ли: «Стансы к Августе», «Послание к Августы»,- одной из немногих, кто не покинул поэта. Стихи были написаны уже в Швейцарии, куда Байрон сначала отправился после разрыва с женой. Месяца - с мая по октябрь 1816 года,проведенные там, были душевно тяжелым временем для Байрона и в то же время творчески плодотворным. Сразу же появляется сборник, объединивший стихи и новую поэму,- «Шильйонський узник». В те же месяцы написаны небольшие лирические поэмы: «Мрак» и «Сон», что доказывают мрак и безысходность романтического сознания до апокалиптического видения общей гибели. Он также пишет философскую драму «Манфред», что ее начал в Швейцарии и, которая чем-то напоминает «Фауста» Гете, хотя, вместе с тем, и полемизирует с этим произведением.

Месяца, что их Байрон провел 1816 года в Швейцарии, не были для поэта одинокими. На это время выпадает его встреча и совместное проживание на вилле Діодаті П. Б. Шелли. Там у Байрона возникает роман с его свояченицей Клер Клермонт. В январе рождается дочь Алегра (умерла в 1822 году).

В ноябре 1816 года Байрон переезжает в Италию, где сначала останавливается в Венеции. Затем, после встречи с Терезой Гви-чіолі, живет с ней в Равенне (декабрь 1819г.). Преследуемый за свои связи с карбонаріями полицией, Байрон в октябре 1821 года едет в Пизу, а через год поселяется в Генуе.

Если вторая песнь «Паломничества Чайльд-Гарольда» была полна воспоминаний о великом прошлом Греции, то четвертая, последняя песня, посвященная прошлом Древнего Рима и Италии. Итальянские впечатления обостряют историческое чувство Байрона. В это время он пишет небольшие поэмы «Жалоба Тасо» и «Пророчество Данте» (1819). В 1818 году была создана историческая поэма «Мазепа». После переезда в Равенне в доме графа Гвічіолі, втянут карбонаріями в непосредственные действия, Байрон начинает цикл исторических трагедий: «Марино Фал'єро» (1820), «Сарданапал» (1821), «Оба Фосцари» (1821). Два сюжета из истории средневековой Венеции, третий - с Древнего Востока. В предисловиях к этим пьес Байрон уже в который раз подтвердил свою страсть к искусству классицизма, обещая исполнение его условностей вплоть до правила трех единств. Растущий ^интерес Байрона к истории распространяется и на современную историю. Его, как и раньше, интересует все, что происходит в Англии. Он поддерживает политический журнал Ли Ханта «Либерал» (1822-1823), в первом номере которого публикует свои сатиры «Видение суда» и «Бронзовый век» (1822 - 1823). Параллельно с ними до самого отъезда в Греции он продолжает работать над «Дон Жуаном» (1817-1823).

Работа эта началась вскоре после приезда в Италии. ее тон совпадал с первой итальянской поэме - «Бепо» (1817), что искрится всеми красками венецианского карнавала, многие игры воображения, страстей, но не трагических, роковых, а легких, праздничных. Подходит к ним в «Бепо» и тон, вместе со строфой-октавой, обозначенный итальянским колоритом. В таком же игровом, пародийном ключе, но гораздо серьезнее по теме писался «Дон Жуан».

Литературная репутация Байрона на родине никогда не была такой значительной, как в странах континентальной Европы. Наверное дал себя знать конфликт Байрона и обвинения его в не патриотизме, что, в конечном итоге, и заставило его покинуть Англию. Однако там не заметили главного, в чем никак нельзя отказать великому поэту - в значительном восстановлении самого языка, в открытии новых возможностей, о чем красноречиво свидетельствуют лучшие образцы зрелой лирики Байрона, к которым принадлежит и последнее его стихотворение - «Днем, когда мне исполнилось тридцать шесть лет». Эти стихи написаны уже в Греции, куда Байрон отправился в июле 1823 года, чтобы принять участие в восстании против турецкого владычества. И там, на древней земле любимой им Эллады, он вскоре умирает весной 1824 года от лихорадки, не оставив своего боевого поста.

Вся Европа была взволнована известием о том, что в греческом городе Місолунги умер лорд Джордж Ноэл Гордон Байрон, командир одного из повстанческих отрядов и наиболее прославленный поэт той эпохи. А через некоторое время австрийская полиция обнаружила в подвалах дома Байрона в Генуе склад оружия - поэт и воин продолжал свою борьбу с деспотизмом и после смерти. Чувства, охватившие весь европейский мир при известии о смерти Байрона, очень понятны: этой смерти предшествовало жизнь столь бурное и красочное, что, видимо, ему трудно отыскать нечто подобное во всей мировой истории.

Байрон навсегда останется в художественной памяти человечества как олицетворение неукротимого стремления к высшим духовным ценностям, к миру, в котором человек не будет угнетать человека.

«Паломничество Чайльд-Гарольда» (1812)

Поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда» была напечатана 10 марта 1812 года и сразу прославила имя Байрона. Если первая попытка поэта наметить образ романтической личности оказалась неудачной, то вторая принесла ему успех.

Путь паломничества героя совпадает с маршрутом путешествия автора: Португалия, Испания, Мальта, Албания, Греция. Это сходство, а также совпадение целого ряда биографических деталей у автора и героя, что сразу привлекла к себе внимание, дали повод к тому, чтобы отождествить их. Байрон протестовал, настаивал поначалу на том, что это не так, но постепенно и сам все более забывал о герое, ведя повествование от первого лица. Это особенно заметно в написанных позже третий (1816) и четвертой (1817) песнях.

Основной текст поэмы, за исключением нескольких лирических вставок (в том числе и знаменитого прощание Чайльд-Гарольда с родиной), написанный для классической английской поэзии спенсеровою строфой. Для Байрона важны смысловые ассоциации, которые сопровождают эту форму, которая была названа именем ее автора Спенсера, который прославился раВНОобразными приемами архаизации поэтического языка. Уже самим именем своего героя, что включает средневековый титул «чайльд», который давали младшему потомку знатного рода, Байрон вводит в прошлое, подсказывает готическую атмосферу замка, в котором герой получал призрачные утешения: «любил одну - привлекал любовью многих» (перевод В. Левика). Начало поэмы соответствует средневековой атрибутике, поэт вводит архаизмы в языке, но всю эту бутафорию отвергает с началом путешествия, ибо герой путешествует по современной автору Европе.

В первой песни перед читателем предстают две страны: Португалия и Испания. С 1807 года на Пиренейском полуострове идет война, вызванная вторжением французской армии. Байрон еще не проиВНОсит имени Наполеона: личность великого человека, современного героя, для него еще сохраняет очарование. Однако чувство справедливости, что движет поэтом, заставляет его стать на сторону народов, права которых попраны, земли разграблены, кровь пролита. Много он успевает сказать - иногда быстро, иногда увлекшись и тогда посвящая несколько строф героической деве Сарагосы или же битве быков, жестокой и прекрасной - с кровью, солнцем, яркостью красок,- в нем тоже раскрывается характер народа: «Вот каким является испанец!»

Главного героя, именем которого названа поэма, пока не забыто. Не случайно большая часть текста первой песни обрамленная двумя лирическими вставками: прощание героя и романс «К Инессе». Это подкрепляет иллюзию, что сознание героя, его душа во всей новизне впечатлений раскрыты перед читателем. Чтобы не нарушить эту иллюзию, Байрон даже отказался от первоначального замысла: на место, где теперь стоит вставной романс «К Инессе», изначально предполагалось другое обращение - «Девушке с Кадиса», гимн девушке из народа, которая воспевает прямой, решительный характер. Он слишком явно диссонировало бы с тем разочарованием, в которое погружен герой t которое лишь частично передает характер автора, не исчерпывая его.

Дистанция между ними действительно существует, потому что герой является лишь одним из возможных отображений авторского лица.

Во второй песни путешествие продолжается Грецией; третья и четвертая связаны с другим путешествием Байрона - с его странствующим жизнью в Италии, после того как 25 апреля 1816 года он был вынужден навсегда покинуть Англию.

«Паломничество Чайльд-Гарольда» - первое в европейской литературе попытка рассказать «о времени и о себе» на богатейшем материале послереволюционной эпохи, с внимательным рассмотрением ее многочисленных, порой еще загадочных аспектов. Немецкий поэт и драматург Шиллер встретил XIX века словами: «Старые формы валятся...». О катастрофе этих форм во всемирном масштабе и рассказывает «Паломничество Чайльд-Гарольда». В образе главного героя поэмы Байрон одним из первых показал наиболее заметные черты европейской «лишнего человека» - лишней в мире, которая развивается по своим законам, совершенно не совпадают с желаниями и потребностями (часто очень эгоистичны) этого человека.

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: сборник стихов «Часы досуга» (1807), поэмы: «Паломничество Чайльд-Гарольда» (1812), «Гяур» (1813), «Абидоська невеста» (1813), «Корсар» (1814), «Лара» (1826), «Осада Коринфа» (1816), «Паризіна»(1816), «Дон Жуан» (1817-1823).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ромм А. С. Джордж Ноэл Гордон Байрон. 1788-1824.- Л.-М., 1961;

2. Дьяконова Н. Я. Лирическая поэзия Байрона.- М., 1975.