|
БАРОХА-И-НЕССИ, Пио
(1872 - 1956)
БАРОХА-И-НЕССИ, Пио - творчество писателя
БАРОХА-И-НЕССИ, Пио (Baroja у Nessi, Pio - 28.12.1872, Сан-Себастьян - 30.10.1956, Мадрид) - испанский прозаик, представитель т. н. «поколения 1898 года».
«В литературе я - реалист и немного романтик; в философии - агностик, в политике - индивидуалист и либерал. То есть аполитичный, - писал Бароха-и-Несси - Таким я был в двадцать лет, таким остался и в семьдесят». Бароха-и-Несси родился 28 декабря 1872 г. в г. Сан-Себастьян, столице баскской провинции Гипускоа, в семье басков. Вскоре его семья перебралась в Мадрид. После окончания Мадридского университета Бароха-и-Несси два года работал сельским врачом в Сестоні (провинция Гипускоа). Некоторое время держал свою пекарню в Мадриде, пока не увлекся журналистикой.
С началом XX вв. Бароха-и-Несси принимал активное участие в политической жизни испанского общества, дважды баллотировался от республиканской партии в парламент, но оба раза не прошел. В первые дни гражданской войны был арестован франкістами, а после освобождения, опасаясь нового ареста, эмигрировал в 1936 г. во Францию. В 1940 г. Бароха-и-Несси вернулся в Испанию и с тех пор вел замкнутый образ жизни, стараясь не вмешиваться в политику. Умер писатель в Мадриде 30 октября 1956 г.
Литературный дебют Бароха-и-Несси пришелся на середину 90-x pp. Выполняя свои врачебные обязанности, он много путешествовал баскскими путями и именно во время этих путешествий у него возник замысел написать про «свою» страну, ее природу и людей. Так появился первый сочинение Бароха-и-Несси - сборник рассказов «Печальные судьбы» (1895).
Свой огромный творческий наследство (ок. 100 романов, эссеистика, публицистика и автобиографическая проза) сам писатель разделил на три периода. Наиболее глубоким и содержательным критика считает первый период творчества, что его сам Бароха-и-Несси обозначил периодом «бури и натиска» (1900-1914): роман «Приключения, изобретения и мистификации Сильвестра Парадокса» («Aventuras, inventos в mixtificaciones de Silvestre Paradox», 1901), романні трилогии «Земля басков» («La Tierra vasca», 1900-1909), «Фантастичнежиття»'(«La vidafantastica», 1901-1906), «Борьба за существование» («La lucha рог la vida», 1904), романы «Путешественница», 1908), «Город туманов», 1909), «Или Цезарь, или никто», 1910), «Дерево познания», 1911), «Таков уж наш мир», 1912) и др.
Первым романом из десяти трилогий, объединенных общим названием «Земля басков», стало произведение «Салакаїн Отважный» («Zalacain el Aventurero», 1909), который по общепринятой критиками классификации относят к т.н. «действия романа» (в отличие от «романов-разговоров»). Интересна история его публикации: окончив в 1908 г. «Салакаїна», Бароха-и-Несси отослал рукопись в барселонське издательство «Касса Доменеч», но ответа не дождался. И лишь через год, приехав в Барселону по дороге из Италии, писатель узнал, что его книга была опубликована и сразу же завоевала» Испанию.
Главный герой произведения - нищий Мартин Салакаїн, такой себе испанский Одиссей по собственной воле, «шагает жизнью, не придавая большого значения общественным рангам и категориям». Чрезвычайно энергичный от природы, Мартин нигде надолго не задерживается - ни у торговцев-контрабандистов, ни в лагере карлистів, ни в стане либералов. Девизом его полной приключений жизни есть слова: «Никакого покоя, ничего незыблемого.» Герою всегда удивительно везет во всем: в торговле и в игре, в любви и вооруженных столкновениях. Но «жажда жизни и свободы» в конце концов исчерпывается, и в финале произведения герой погибает от пули. Интересной представляется мысль самого писателя по поводу исторической основы романа, высказанная им в лекции, которую он прочитал в 1921 г. в Сорбонне: «Главный герой - вымышленный... Исторические же сведения взяты не из книг, а переписаны с живого голоса. О некоторых из них я услышал от моего отца, который воевал на стороне либералов как доброволец, о других - от его приятелей. Типы, пейзажи и обычаи на самом деле я наблюдал во время моих странствий Страной басков». Роман «Салакаїн Отважный» Бароха-и-Несси считал одним из лучших и вивершених своих произведений.
В прозе Бароха-и-Несси делал акцент не на изображаемых характерах людей, а на конфликте их идеологических позиций. Художественным ориентиром для писателя служили герои - «идеологи» Ф. Достоевского, характеры которых, однако, в Бароха-и-Несси не были настолько глубоко психологически разработаны, как у русского писателя. У Достоевского ему больше импонировала концепция «полифонического романа», прежде всего идеологическая равновесие автора и его персонажей, невмешательство автора в конфликт идеологических позиций его героев с целью компрометации или, наоборот, одобрение одной из них. Бароха-и-Несси создал образцы деперсоналізованої, интеллектуальной прозы, художественный метод которого близок к натурализму. Главным объектом изображения в его романах есть современная испанская социально-политическая действительность, которую Бароха-и-Несси рисует в довольно плачевном, критическом свете. Идейную основу романов писателя составляют философские идеи И. Канта, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше. В философии последнего Бароха-и-Несси импонировали идеи бунта, сильной личности. Испанский критик Педро Салинас как основную черту главных героев Бароха-и-Нессі. назвал стремление к анархического бунта против жизни, смысл и значение которого они и сами не понимают. Под влиянием идей Ницше Бароха-и-Несси художественно воплощал в своих романах концепцию т. н. «активизма», который акцентировал внимание на активной роли личности и ее решающем значении для жизни общества.
Для второго периода (между двумя мировыми войнами) творчества Бароха-и-Несси, который он характеризовал как «некое блуждание идеями», характерны обострение пессимизма, разочарования в политических и моральных идеалах эпохи: романні трилогии «Агония нашего времени» (1926), «Темная чаща» («La selva oscura». 1931 - 1932), романы «Вечера в Буэн-Ретиро» (1934), «Монлеонський священник» (1936).
Особую популярность приобрел роман «Вечера в Буэн-Ретиро» («Las noches del Buen Retiro», 1934), который стал первым произведением трилогии под общим названием «Утраченная молодость». Поскольку типичный барохівський герой-одиночка здесь отсутствует, то большинство критиков придерживаются мнения, что в «Вечерах... «действует «коллективный герой», «типично обобщенный как некий конгломерат соучастников подготовки национального краха Испании. РаВНОшерстные герои объединены не какой-то общей идеей или исторической целью - их у них нет, - а всеобщим непобедимым стремлением к личным благам» (Г. Степанов). Роман «Вечера в Буэн-Ретиро» стал чрезвычайно интересным документом двух важных эпох испанской истории: эпохи национальной катастрофы 1898 года и трагических 1936-1939 годов.
В последний период творчества писателя, начиная с конца 30-х pp., его романы теряют свою прежнюю критическую остроту, Бароха-и-Несси разочаровывается в идеях активизма и ищет компромисса с жизнью и эпохой: романы «Сюзанна» (1938), «Лаура, или Одиночество без конца» (1939), «Отель «Лебедь» (1946), «Странствующий певец» (1950). В 1944-1949 гг. Бароха-и-Несси опубликовал свои 7-томные мемуары «Из последнего поворота дороги» («Desde la ultima vuelta del camino»).
Пережив трагедию братоубийственной войны и став свидетелем установления «нового порядка», которого он не принял и не принял его, 83-летний Бароха-и-Несси умер в 1956 г.
В. Назарец
|
|
|