ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

БАРБЮС, Анри

(1873 - 1935)

БАРБЮС, Анри - творчество писателя

БАРБЮС Анри (Barbusse, Henri - 17.05.1873, Аньєр - 30.08.1935, Москва, похоронен в Париже) - французский писатель.

Родился в семье профессионального литератора. Окончил коллеж и филологический факультет Сорбонны. Рано увлекся журналистикой. Работал с письмами читателей, что открыло для него широкие возможности использования документа в художественном творчестве. Литературную карьеру начал как поэт, близкий к символистов. В 1895 г. вышел сборник его стихов «Плакальщицы» («Plemeuses»). Под влиянием дела Дрейфуса, писателей А. Франса и Е. Золя увлекся идеями пацифизма. Первый роман «Молящие» («Les Suppliats», 1903) - это лирическая исповедь героя, в которой нет места широким общественным проблемам. Социальные мотивы появляются в романе «Ад» («L'Enfer», 1908) - энциклопедии человеческого страдания. Действие происходит в отеле, где один из его жителей наблюдает за жизнью других постояльцев. Обрамлююча композиция и приемы натуралистического письма Барбюс будет использовать и позже.

После объявления войны 1914 г. Барбюс добровольно отправился на фронт, полагая, что участвует в последней битве демократии с феодализмом. С передовой он вернулся с записной книжкой, в которой записывал эпизоды боевых действий, потешные картинки военной жизни, «соленые» шутки бойцов, их особый язык. За полгода писатель создал свой главный произведение «Огонь» («Le Feu», 1916) - свидетельство очевидца, социологическое исследование, документ эпохи и поступок гражданина. В 1916 г. получил Гонкуровскую премию.

«Огонь «имеет подзаголовок «Дневник одного взвода «и посвящение памяти товарищей, которые погибли возле Круи и на высоте 119. Роман состоит из 24 разделов, которые являются поочередной сменой коротких эпизодов. Вступительный и последний разделы - «Видение» и «Заря» - имеют аллегорический характер. В романе два повествовательные центры и два главных героя - автор и коллективный герой. Авторская точка зрения позволяет четко сформулировать основные идеи произведения. Для Барбюса война - тяжелая, грязная работа, лишенная красоты и героики. Взвод на войне показан в самых разных жизненных аспектах. Это и боевые действия, и переходы (разделы «В земле», «Портик» и др.), и возмущение солдат теми, кто послал их на войну, и теми, кто «окопался» (раздел «Великий гнев» и др.), и эпизоды воинского братства и взаимовыручки (разделы «Отпуск», «Яйцо» и др.).

Барбюс мастерски воспроизводит состояние «коллективного» героя, который не равнозначен сумме его отдельных составляющих. Кроме того, Барбюс заставил «заговорить» толпу, что подтвердило его талант стилиста. Привлечения к событиям осуществляется не только благодаря элементам репортажа, но и преобладающему использованию грамматических форм настоящего времени. Речь персонажей характеризуется обращением к арго и просторічної лексики. Имеющиеся в романе и элементы натурализма и символизма. В 1919 г. вышел роман «Ясность» («Clarte») - продолжение военной темы.

После войны Барбюс опубликовал отдельным изданием свои выступления в прессе: «Слова борца» («Paroles d'un combattant» , 1920), «Свет из бездны»(«La Lueur dans l'abime», 1919) и др. С 1923 г. он связал свою жизнь и творчество с коммунистической партией. В 1925 г. вышел роман «Звенья цепи» («Les Enchainements», 1925), герой которого осознает свое бессилие перед государственной машиной. Сюжетная линия персонажа прерывается широкими соображениями о ходе истории и пути ее эволюции.

В этот период Барбюса особенно захватила идея создания нового языка искусства, которая бы могла отразить все изменения, происходящие в мире. Он пишет повести, построенные по кинематографическими принципами, с быстрой сменой кадров («Сила» - «Force», 1926). Новаторским был взгляд Барбюса на религию и образ Христа ( «Иисус» - «Jesus», 1927; «Иуды Иисуса» - «Les Judas de Jesus», 1927).

В 20-х pp. Барбюс увлекся коротким рассказом, где на первый план выдвигается социальная проблема, в которой открыто ставятся и обсуждаются вопросы классовой борьбы. Примером может стать зб. «Пустяковые случаи» («Faits divers», 1928). В рассказах о войне и жизни автор не прячется за спинами героев, он предельно искренен. Каждый рассказ - документ. Психологии отведено второстепенное место.

В конце 20-х pp. лет Барбюс впервые познакомился с Россией, и из каждой поездки возвращался с новыми очерками о жизни «новой» страны. Несмотря на их «ангажированности», эти произведения богаты массу интересных наблюдений. Восхищение успехами русской революции сочеталось в Барбюса с осознанием нарождающегося в Европе фашизма. После провокационного убийства французского президента Барбюс опубликовал «Я обвиняю» («J'accuse», 1932), утверждая, что это хорошо спланированная антикоммунистическая акция.

В этот же период Барбюс много размышлял о путях развития современного искусства. Он выдал интересную биографию Эмиля Золя («Zola», 1932) как манифест ангажированного искусства. Барбюс писал о натурализм и его недостатки, хотя и не упрекал за этажность Золя, считая его предвестником будущего. Барбюс выступал против развлекательности в литературе, боролся против ее камерности и асоциальности. Идеалом для него стало искусство революционного пролетариата. Барбюс не щадил и себя, упрекая за увлечение формальными поисками.

Творчество Барбюса стала образцом «тенденциоВНОй» литературы, характерной для 30-х pp. В 1935 г. вышла в свет его книга «Сталин» («Staline»). Многим его произведениям свойственна предвзятость, однако это не зачеркивает поисков Барбюса-художника. Книги его полны точных наблюдений, в них переплетаются элементы натурализма, символизм) и реализма.

На украинском языке произведения Барбюса переводили М. Терещенко, Е, Ржевуцька, Н. Андрианова, С. Шевель и др.



C. Фомин