ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

БАРАТЫНСКИЙ (Боратинский), Евгений Абрамович

(1800 - 1844)

БАРАТЫНСКИЙ (Боратинский), Евгений Абрамович - творчество писателя

БАРАТЫНСКИЙ (Боратинский), Евгений Абрамович (Баратынский, Евгений Абрамович - 02.03.1800, с. Мара Тамбовской губернии - 11.07.1844, Неаполь; похоронен в Петербурге) - русский поэт.

Происходил из польского дворянского рода. Отец, генерал-лейтенант из ближайшего окружения Павла И, попав в немилость, поселился с семьей в своем тамбовском имении Мара. Образованием и воспитанием детей занималась мать. В четыре года Баратынский читал, а в шесть - писал на русском и французском языках. С 1812 по 1816 гг. учился в Петербургском Пажеском корпусе. В 1819 г., приехав в Петербург, поступил в лейб-гвардии егерский полк. Здесь он познакомился с будущими писателями А. Дельвигом, А. Кюхельбекером, М. Гнєдичем, Ф. Глинкой. В это время появляются в печати первые произведения Баратынским. Он пишет дружеские послания («К Креніцина», 1819; «Дельвігу», 1819; «К Кюхельбекера», 1820), мадригалы, надписи, эпиграммы. Но центральное место в его раннем творчестве занимают элегии. «Первыми произведениями Баратынским были элегии, - писал позже В. Пушкин, - но в этом роде он ведет перед». Очень характерной для мироощущения и стилистических исканий юного поэта является поэма «Пиры» («Пиры», 1820). В ней проявилась свободолюбие Баратынским, не случайно поэма была опубликована с цензурными перекрученнями.

В начале 1820 г. Баратынским перевели в Нейшлотський полк, расквартированный в Финляндии, где поэту пришлось провести почти шесть лет. Попытки друзей Баратынским добиться предоставления ему офицерского чина наталкивались на отказ царя. Настоящей причиной этого отказа было недоброжелательное отношение к молодого поэта, связано с его неопределенными дружескими связями, оппозиционными высказываниями и независимым характером его творчества.

Имя и произведения Баратынским быстро этапы известными всей просвещенной России. Элегия «Финляндия»(«Финляндия», 1820), другие стихи, посвященные краю, где пропускали годы его службы, а позже поэма «Эда»(«Эда», 1826) укрепили его репутацию «певца Финляндии».

Политическая оппозиционность Баратынским особенно ощутимо проявилась в элегии «Буря» (1825), а позднее в «Стансах» (1828). Он сблизился с К. Рылеевым и А. Бестужевым, которых называет «дорогими собратьями» и просит оказать содействие в издании его произведений. Издание, однако, не произошло, а близость Баратынским с будущими декабристами переросла в равнодушие. Бестужев писал Пушкину, что «перестал верить» в талант Баратынским. Это и не удивительно. Декабристы ратовали литературу, которая бы имела откровенно агитационный характер и помогала менять жизнь в духе их идеалов. Зато поэзия Баратынским была поэзией размышлений над жизнью, художественным исследованием человека и действительности.

В традиционной форме «унылой» элегии Баратынский сумел воплотить богатство и сложность, противоречивость и многогранность эмоционального мира конкретного человека. В лучших элегиях Баратынским мы видим не традиционное элегическое «я» с непременными мотивам затухания, разочарование в жизни и сожаления проминаючою молодостью, а индивидуальность, чувство которой объясняются обстоятельствами ее жизни. Раскрывая изменчивость и противоречивость чувства, поэт использовал для его воплощения в стихе новую, более широкую палитру художественных средств. В 1821 г. появилась знаменитая элегия «Разочарование», текст которой положил на музыку М. Глинка. Романс М. Глинки сделал эту элегию ли не самым весомым и самым популярным произведением Баратынским.

Суть творческих открытий Баратынским, его умение с реалистичной точностью и холодной трезвостью анализировать движения чувств, психологические процессы, происходящие в душе человека, воплотились в его элегии «Признание». Судьба лирического героя элегии - неповторимая в ее своеобразии. Но она складывается под влиянием обстоятельств, обыденных и реальных: «долгие годы разлуки», «жизненные бури», влияние «толпы», которая подчиняет человека своим «мыслям». При всей неповторимости эта участь содержит так много типичного, общего для всех людей, что служит обоснованием философского вывода в последних строках стихотворения. «Баратынский - прелесть и чудо. «Признание» - совершенство», - писал О. Пушкин.

Высокой оценки Пушкина заслужила и поэма «Эда», причем, и тут он обратил внимание на попытку Баратынским изобразить человеческий характер в движении. Пушкин восхищался тем, как в «Эдди» «развитое» женскую любовь. Не «изображено», не «описано», а именно «развитое». Баратынский изображает чувства в динамике, придирчиво следя за тем, как каждое изменение в нем влияет на образ жизни Эды, на ее внешность и речи. То, что фоном действия стал не живописный юг, как это было у Дж. Н. Г. Байрона или О. Пушкина, а скупые краски финской земли, объясняется не только биографическими причинами, но и стремлением создать произведение, по колориту и тональностью непохожий на южные поэмы. Установке на изображение «очень необычного» он противопоставил свою - обращение к «вполне простого». О. Пушкин оценил эту «собственную дорогу», найденную Баратынского в его первой поэме. С тех пор начался период наибольшей творческой близости обоих поэтов. Своеобразным символом этой близости стала их совместная книга - издание в 1828 г. поэмы Баратынским «Бал», пушкинского «Графа Нулина» в одной обложке с заголовком «Две повести в стихах»'(«'Две доказать в стихах»).

В апреле 1825 г. многолетние ходатайства о предоставлении Баратинському офицерского чина закончились владо. Он получил возможность распоряжаться своей судьбой, вышел в отставку, женился и поселился в Москве, где в 1827 г. вышел в свет сборник его стихов, которая подытожила первое десятилетие творческого пути. Следующий период его жизни не богат на внешние события. Со стороны могло показаться, что оно складывалось благополучно, даже счастливо. Но это было не так.

В конце 30-х гг. он признался в одном из писем: «Эти последние десять лет существования, которое, на первый взгляд, не имеет никакой особенности, были для меня самыми тяжелыми от всех лет моего финляндского заточения».

В 1835 г. поэт опубликовал второе издание произведений, которое казалось ему тогда итогом его творческого пути. «Кажется, оно на самом деле будет последним, и я к нему ничего не прибавлю, - писал он. - Пора индивидуальной поэзии прошла, другой еще нет». Однако последней книгой Баратынским стал сборник «Сумерки» («Сумерки», 1842), в которой были объединены стихи 1-ой пол. 30-х - нач. 40-х pp. Хотя большинство произведений «Сумерек» публиковались ранее, но, собранные в книге с продуманной композицией и значимым заголовком, они, по замыслу Баратынским, должны были «живее выражать общее направление, общий тон поэта». Этот «общее направление» определялся, в первую очередь, единством проблемы, так или иначе затронутой во всех стихах, вошедших в сборник.

«Сумерки» открывалась стихотворением «Последний поэт»(1835), который играл роль своеобраВНОго творческого манифеста. Конфликт «Последнего поэта «проходит через весь цикл. С одной стороны, «железный век», его «промышленные заботы», «общая мечта», а с другой - поэт, «нежданный сын последних сил природы», «улыбчивые сны». Решается этот конфликт трагически для обеих сторон. Поэтический талант бесполезен, если его не требуют люди, за то ненужный миру поэт обречен на гибель. Но и мир, отказавшись от поэзии, похож на позолоченный, однако безжизненный скелет.

В противовес традиции, согласно которой произведения, входившие в поэтических сборников, отбирались и группировались по жанровым признаком, Баратынский использовал выразительные возможности разных жанров для раскрытия одной идеи, сущности одного конфликта. Антитеза одинокой, возвышенной творческой личности и враждебного ей «толпы» раскрывается и в одичних строфах «Последнего поэта», и в медитативной элегии («Осень», 1837), и в антологічному надписи («Алквівіад», 1835), и в «мелочи», которая разрастается, переполняется многогранным смыслом, впитывает и философский, и социальный смысл ( «Ропот», 1841).

В «Осени» трагическое звучание, присущее большинству стихотворений «Сумерек», достигает особого напряжения. «Осень» - суровая дума о свое время. Благоразумие мыслителя и пылкость оратора, строгая последовательность в развитии поэтической и философской мысли, эмоциональная насыщенность каждого образа, лаконизм и благородная скупость изобразительных средств, характерные для зрелого Баратынским, с наибольшей силой и полнотой проявились в «Осени».

«Сумерки «отразили не только общее в мироощущении и творчестве Баратынским 2-ой пол. 30-х - нач. 40-х pp., но и изменения, произошедшие за это время. Не случайно цикл, который открывается «Последним поэтом», он закончил «Рифмой»(1840). В этом стихе вновь поднимается проблема взаимоотношений поэта с веком, снова звучит знакомое противопоставление современной действительности и гармонии античного мира, но оно раскрывает и новые черты эстетического идеала Баратынским. Настоящий поэт, каким он изображен в «Риме» - вития, властитель дум.

Осенью 1843 г. Баратынский отправился за границу, полгода провел в Париже, встречаясь с писателями и общественными деятелями Франте, с художниками русской эмиграции. Находясь в Неаполе, Баратынский заболел и 29 июня 1844 г. внезапно умер. Тело поэта было перевезено в Петербург и в присутствии нескольких близких друзей похоронено. Тогдашние газеты и журналы почти не откликнулись на его смерть.

Украинский язык отдельные стихи Баратынским перевели П. Грабовский («Зима») и П. Филипович («Почему невольникам мысли о свободе милые?», «Мой талант малый, негромкий мое наследство»). Т. Шевченко вспомнил поэму Баратынским «Эда» в связи с судьбой попираемой Якилини. В Украине творчество Баратынским исследовали П. Филипович, Н. Мазепа, Л. Фрізман.



По Л. Фрізманом