ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

БАРАТАШВИЛИ, Николоз Мелітонович

(1817 - 1845)

БАРАТАШВИЛИ, Николоз Мелітонович - творчество писателя

БАРАТАШВИЛИ, Николоз Мелітонович (27.12.1817. Тбилиси - 21.10.1845, м. Гянджа) - грузинский поэт-романтик.

Бараташвили родился в обедневшей княжеской семье. После окончания в 1835 г. Тифлисской гимназии служил чиновником в Экспедиции суда и сборне. Он мечтал о военной карьере, но в детстве неудачно упал с лошади, сломав себе обе ноги; хотел учиться в Петербургском университете, но материальная нужда и необходимость содержать мать и сестер заставили его отказаться от этой мечты. Бараташвили, как в свое время Е.Т.А. Гофман, жил как бы двойной жизнью: внешним - жизнью светского человека с репутацией скандалиста, шутника, гуляки и остряка, завсегдатая балов и пирушек в Тифліських банях и внутренним напряженным жизнью поэта, тонкого лирика и философа.

Жизненный путь Бараташвили бедный на события: полгода он провел в Нахичевани; умер в Гяндже, где прослужил несколько месяцев помощником начальника уезда. Согласно официальному сообщению, 28-летний поэт умер от злокачественной лихорадки.

Духовная драма Бараташвили - это трагедия человека, рожденного для полнокровной, активной жизни, но фактически обреченной на бездействие. Поэзия Бараташвили построена на остром драматизмі, постоянной тревоге, глубоком внутреннем беспокойстве. Идея и материя, мечта и действительность находятся здесь в трагическом противоречии. Бараташвили был настоящим революционером грузинской поэтической формы. Как художник и мыслитель, он направлял литературное развитие Грузии на протяжении всего XIX в.

Творческая биография Бараташвили занимает сравнительно небольшой временной отрезок (1833-1845) и текстовый объем - 27 лирических стихотворений и поэма. Первым ярким проявлением его поэтического гения следует считать стихотворение «Сумерки на Мтацмінді» (1833 - 1836). В настроении «Сумерек» самое главное - романтическая приподнятость, освобождение от земных забот, духовное привлечения к извечным потаенных земных сил. «Дума на берегу Куры» (1867) - первое стихотворение Бараташвили ярко выраженного философского характера, в котором выражается взгляд поэта на человека как на «сына земли» (то есть на гражданина). Основной стимул деятельности, «трудов и забот» человека поэт видит в неустанном духовном поиске, в сильных титанических пристрастиях, в неисчерпаемости человеческих желаний.

Несовместимость высоких человеческих стремлений с тем реальным положением человека, на которое она обречена объективными условиями своего времени, становится источником конфликта с реальностью, а также болезненного ощущения «беспризорности» и «духовного сиротства», что является лейтмотивом ряда стихов Бараташвили. («Таинственный голос». 1836; «Одинокая душа», 1839 и др.).

Любовь в представлении поэта - не простая мгновение текущего земного счастья, а вечный духовный союз. Бараташвили, как и Данте в «новой жизни», - в вечных поисках «утраченного времени». Только с родственной душой, высокой и чистой, как и душа поэта, он мог соединиться и испытать счастье («Я помню, ты стояла в слезах...», 1840; «Что удивительного, что стихи я пишу!», «Я нашел храм в песках...», 1841 и др.). Много лирических произведений поэта навеяны его несчастной любовью к одной из самых красивых женщин Грузии тех лет - Екатерины Чавчавадзе, дочери поэта Александра Чавчавадзе, которая, однако, предпочла богатому князю.

«Злой дух» (1843) - стих, который воспроизводит трагедию «отчаявшегося умом» личности. Ум, умение трезво мыслить предстают здесь как злое начало: оно лишает душевного покоя, отравляет чистые помыслы поэта и ничего не дает душе взамен:

Ты, злой дух, беги и навеки оставь меня:

Что я стою теперь, как чутье мое уничтожено.

Как отчаялся ум и душа стала никчемной?

Горе людям, которых ты коснулся десницей!

(Пер. И. Кулика)

Злой дух в Бараташвили, как и Люцифер Дж. Н. Г. Байрона, - тоже дух печали. Его манящая сила разрушает, уничтожает все, что создавало иллюзию покоя, внутренней гармонии. Дать взамен счастье он не в состоянии, а свобода, которую он обещает своей жертве, остается пустословием. И исторически сложившаяся форма человеческого ума, которую романтики, начиная с Байрона, вкладывали в этот символический образ. - рационалистические идеалы предшествующей эпохи, трезвый критицизм, в глазах Бараташвили становится бесполеВНОй, бесплодной свойством человека.

Бараташвили часто перекликается с поэтами «мировой скорби» и постоянно возвращается к вечных, «проклятых» вопросов истории человечества. Трагическая неустроенность вселенной переполняет душу поэта невыразимой болью, но первопричина его душевной драмы кроется все же в национальной действительности.

Поэма «Судьба Грузии»(«Беди Картліса», 1839) - своеобразный ключ к объяснению сложного содержания світоглядницьких поисков Бараташвили. В основу сюжета поэмы положено реальное событие - взятие Тбилиси в 1795 г. иранским Ага-Мухаммед-ханом, что фактически решило будущее Восточной Грузии. Но как поэт-романтик, Бараташвили в «Судьбы Грузии» не придерживается принципов историзма. Национальная проблематика поэмы заметно модернизирована. Спор царя Ираклия и его советника Соломона Леонідзе о дальнейшей судьбе Грузии по своему смысловому наполнению относится к событиям нового, XIX в.

Однако концепция «Судьбы Грузии» не исчерпывается этим конкретным аспектом. Национально-историческая проблематика здесь обобщенная и предстает в аспекте философском, общечеловеческом. В поэме Бараташвили две основные темы, два лейтмотива, через противопоставление, переплетение которых передается борьба двух враждебных начал - судьбы и счастья, необходимости и свободы. 23-летний автор «Судьбы Грузии» еще не формулирует ответы на тот вопрос, который встал перед грузинской действительностью в 30-40-х pp. XIX ст. Вопрос, поставленный в поэме, как и основная философская альтернатива всему творчеству поэта, решается только в «Мерании» - шедевр философской лирики Бараташвили.

Главная идея «Мерании» - бескомпромиссная борьба творческого духа и раскрепощенной свободы с силами слепой необходимости как оправдание и подлинный смысл истории человечества. Оптимистическое звучание произведения определяется не надеждой на воплощение идеала. Его движущей силой является осознание того, что человек призван к самоотверженной, героической борьбы ради достижения этой цели. Всадник Мерании обречен на поражение, его идеал недостижим, однако:

Да, эти порывы гордой души

бесплодно и бесполеВНО в мире не пройдут.

Мерании мой, останется на земле

протоптанная тобой славная путь,

И после меня мой последователь

уже легче пройдет эти тяжелые дороги,

И, ужаснувшись, пронесет его

сквозь черную судьбу быстроногий жеребец.

(Пер. М. Желательна)

Вера в победу и торжество будущего «последователя», вера в обновление, вечное стремление вперед, - такова декларация гуманизма, любви к ближнему, проповедником которого стал автор «Мерании».

Выдающийся поэт-романтик Николоз Бараташвили умер в Гяндже, его прах в 1893 г. перенесли в Дідубінський пантеон, а в 1945 г. - в Мтацминдский пантеон в Тбилиси. Но и сегодня, как и вчера, звучит поэтический завет величайшего романтика Грузии:

Умру я, - пусть слезы печальные семьи

Тело мое не омиють, и достаточно

Мысли, что небо, глубокое и синее,

Тело сльозинками синими оросит.

Пусть же, когда в тумане блакитнім

Исчезнет могила, в безвестность канет, -

Будет тебе это последняя жертва

Синего неба цвет мой синий!

(«Голубой цвет», пер. И. Кулика)

В Украине первые переводы поэтического наследия Бараташвили были сделаны П. Грабовский, Б. Гринченко и С. Поджигателем в 1897-1909 гг. Все наследие поэта в интерпретации И. Кулика вышел в свет отдельной книгой в 1936 г., а в 1968 г. была издана книга Бараташвили «Поэзии» под редакцией и с предисловием М. Желательна.



По Г. Асатиани и Г. Абашидзе