|
БАНҐ, Герман
(1857 - 1912)
БАНҐ, Герман - творчество писателя
БАНҐ, Герман (Bang, Herman - 20.04.1857, Адзербаллє, Дания - 29.01.1912, Оґден, США) - датский писатель.
Он родился в семье пастора, принадлежал к древнему, но обедневшего дворянского рода. В Копенгагене изучал юриспруденцию, но мечтал стать актером. Большую часть жизни провел в Германии и Франции. Начало его творческой деятельности связан с журналистикой. Первые литературные эссе Банґа - «Реализм и реалисты» («Realismeog Realister», 1879), «Критические этюды и наброски» («Kntishe Studierog Udkast», 1880) совпадают с появлением первого, в значительной мере - автобиографического романа «Безнадежные поколения» («Haablose slaegter», 1880). В статьях и романе Банґ заявляет о себе как о стороннике реализма, под которым он понимает особое внимание к анализу, стремление проникнуть в скрытые причины явлений, показать пути исправления недостатков.
Примером для него был О. де Бальзак с его «Человеческой комедией». В то же время большое влияние на Банґа оказали скандинавы - драматург Г. Ибсен, который высоко ценил романы Банґа, романист-современник И.П. Якобсен, создатель объективного психологического романа. Идя в русле современного развития европейской литературы, Банґ был создателем импрессионистического романа. Его представления о них формируются вследствие того, что, по его мнению, реализм не имеет достаточно достоверного, научного инструментария для анализа психологии человека. Потому-то он считал необходимым изображать людей, «которые совершают какие-либо поступки», поскольку лишь отражена в действии мысль может воспроизвести реальность. Он избегал описаний, пытаясь показывать действие, но действия эти должны быть соответствующим образом отобранные, в них необходимо выделить самое существенное, то, в чем отражается духовная жизнь изображаемого. По мнению Банґа, сложность психики может передать только то, что угадывается читателем в невисловленому словам, за внешней оболочкой. Но «оболочка» должна быть достаточно прозрачной. Когда мы говорим о том, что Е. Хемингуэй открыл теорию «айсберга», то забываем достижения Банґа. Его принципы психологизма как раз и создают законы подтекста.
В 1885 г. вышел в свет сборник «Эксцентричных новелл» («Excentriske Noveller»), в каждой из которых Банґ обрисовал трагическую одиночество молодых людей, которые оказались чужими в своем кругу, но через свое воспитание, образ мышления и усвоенные привычки не могут войти в другой круг, даже не всегда осознают, какой путь им нужен. Настоящими шедеврами Банґа стали романы «Край дороги» («Wed Vejen», 1886) и «Тинэ»(«Типе», 1889). Именно в них, особенно в первом, в полной мере воплотился импрессионизм Банґа. Перед читателем - провинциальный поселок, который расположен возле желеВНОдорожной станции, где останавливаются далеко не все поезда, а те, которые останавливаются, стоят совсем недолго. Время там определяют с прибытием утреннего, дневного и вечернего поездов. Местные жители - самые значительные персоны - приходят на станцию к вечернему поезду как на прогулку.
Банґ, замедляя ход времени, показывает всех участников будущей трагедии в глухой и словно сонной провинции. Это - начальник станции Бай. Ему, бывшему военному, что видно из осанки, скучно жить на станции, где, о чем мы узнаем вскоре, он страдает - или делает вид, что страдает, - из-за отсутствия столичных женщин, театров, общества. Рядом - дочь пастора, которая могла бы своим телосложением посоревноваться с гвардейцем, а своей открытостью и добротой, судя с ее слов и поступков - несколько грубоватых, но искренних, - выделяется из всего общества. Здесь же и фру Абель, главная цель которой - выдать дочерей (их у нее две) замуж. Рядом - уже немолодая учительница фрекен Йенсен - человек, никому не нужная и одинокая. Последней появляется главная героиня - жена начальника станции Катинка Бай - тварь хорошо, медленное, которое живет, словно в полусне. «Красавицей» называет ее дочь пастора. Размеренное движение исчезает с приездом нового управляющего - Хуса, человека умного, деликатного, у которого с Катінкою сразу же устанавливаются дружеские отношения. Автор очень тонко прослеживает, как для Катінки с приездом Хуса меняется весь мир - он переполняется радостью. Рождественские праздники и подготовка к ним становятся сплошным счастьем, даже муж выдается молодой женщине лучше, чем обычно, она оживает, будто просыпается, начинает осознавать, что полюбила нового управляющего.
Трагизм ситуации заключается в том, что оба не признают компромиссов в сфере морали и считают возможным расторгнуть брак. Они расстаются. Катинка такая же тихая в своем страдании, как была тихой в течение всей жизни, но она постепенно угасает. Верный своему принципу описывать существенные действия, но не комментировать их, Банґ весь роман строит, замедляя детальными описаниями течение времени: это и интерьер в доме Катінки, и ее неспешные движения, и полны не столько веселья, сколько движения и шума праздника в пасторском доме, и, наконец, пикник, на который отправляются Бай с Катінкою и Хусом. Пикник, где изображена каждая мелочь в сфере внешних событий, становится переломным моментом в отношениях Катінки и Хуса - их духовная жизнь, скрыто под внешними фактами этой поездки (иногда поэтическими, иногда прозаическими) отличается особым напряжением. Но и это напряжение только должна угадываться читателем под слоем самых обыденных событий: ярмарки, ужины в лесу, ливни, посещение галереи. Герои Банґа не отличаются склонностью к самоанализу: об их состоянии автор предлагает догадываться часто с помощью повторяющихся сцен, но в этих сценах меняются только некоторые детали. Так, потеря душевного покоя Катінкою передается с помощью неоднократно повторяющихся, но несколько отличных приготовлений ко сну. Повторяется и восприятия Катінкою поезда, приближающегося к их станции - каждый раз меняется тональность, но всегда остается ощущение проминаючого мимо настоящего счастья, страшноватого, но наполненного активного движения, в отличие от их существования с замершим временем. То же самое ощущение замершего времени передают начальная и финальная сцены прибытия поезда, где присутствуют те же люди, тот же элегантный кондуктор подает Баю два пальца, так же звенят выгружаемые бидоны. Только в первой сцене Катинка еще не вышла из своего полусонного существования, а перед последней ее уже похоронили. Наружно абстрагируясь от трагедии Катінки, Банґ еще больше усиливает ее. При этом нужно помнить, что Банґ не пытался показать исключительный характер главной героини и пошлых обывателей, которые так и не поняли ее: даже в самых обычных и примитивных героев автор смог найти настоящие человеческие чувства.
Роман «Тинэ» передает трагедию, пережитую Данией после разгрома в войне с Пруссией в 1864-1865 годах и поражения при взятии Дюббеля. Место действия - маленький остров; автор жил на таком же острове в детстве, и детские воспоминания о поражении и страдания народа легли в основу романа. Банґ изображает небольшой поселок, где рядом расположены церковь, школа, трактир и кузница, рядом крестьянка пасет свою корову. На порогах собственных домов сидят жена учителя, хозяйка трактира, некоторые из местных жителей и обсуждают все новости, завидуя жене учителя, поскольку ее дом стоит на перекрестке дорог и ей видно каждого проходящего и прохожего. Неподалеку от поселка, за кладбищем, с которым, как обычно в Банґа, связано много историй о привидениях, расположена усадьба лесничего Берга, в доме которого Тинэ постоянно бывает то как привилегированная служанка, то как подруга жены хозяина. Роман, в отличие от других произведений Банґа, начинается с движения и тревоги: уезжает жена лесничего, и Тинэ бежит по ее повозом, не в состоянии расстаться со своей приятельницей. Движением, тревогой и страданием наполнен весь роман: Тинэ постоянно мечется от своего дома к дому лесничего, даже мимо страшное кладбище. Начинается война, и толпы беженцев движутся по дорогам, теряя не только имущество, но и детей; едут телеги с ранеными, кровь которых не успевают вытирать с порога школы,превращенной в госпиталь. Передвигающиеся части датских войск, сменяя друг друга, передвигаются и жизни молодых и здоровых солдат и офицеров - до смерти. На фоне страданий, позора нации, пожаров и смертей возникает любовь Тинэ к лесничему, которое, как показывает Банґ через воспоминания героини, давно уже дремало в ее душе. Для него девушка стала кратковременным увлечением на фоне всеобщего смятения, а чувства Тинэ заполонило всю ее жизнь. Развитие личных судеб Банґ показывает в связи с трагедией Дании. Произведения Банґа конца 1890-х - начала 1900-х годов уступают по силе предыдущему периоду, за исключением «Белого дома» («Det hvide Hus», 1898), навеянного воспоминаниями о матери.
Банґ известен еще и как талантливый режиссер парижского театра Режан (известной французской актрисы), где он ставил с большим успехом драмы Г. Ибсена. В 1911 г. Банґ побывал в Москве, познакомился со спектаклями Художественного театра, однако со Станиславским он не соглашался во всем, хотя и ценил его опыт. Ему принадлежат статьи о ведущих тогдашних актеров - Сару Бернар, Элеонору Дузе, Габриэль Режан и др.
Г. Храповицкая
|
|
|