ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАК

(1799-1850)

ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАК

Онореде Бальзак, знаменитый французский писатель, родился 8 (20) мая 1799 года в Туре, умер 6 (18) августа 1850г оку в Париже. Его жизнь - это история труженика, который неустанно стремится идти вперед, завоевывать себе славу и богатство. Отец писателя был крестьянином. Окончив школу, Оноре работал писарем, а затем канцеляристом при королевском совете Людовика XVI; тогда он и предоставил своему фамилии Бальса более аристократического звучание, переделав его на Бальзак. Раннее детство Оноре прошло вне родительским домом. Сначала он жил в кормушки, простой туринской крестьянки. Здесь, в маленьком селе неподалеку от Тура, впервые открывшейся перед ним красотой родного края. В четыре года его отдали в пансион Леге. Одиннадцать лет детства и отрочества провел он в пансионах и интернатах. Найпохмурішими были для него семь лет пребывания в Вандському колледже, закрытом учебном заведении, под руководством монахов-ораторианцев, где воспитанники вынуждены были подчиняться строгому монастырскому режиму. За малейшую провинность их пороли и сажали в карцер. Бальзак имел мало друзей и считался мрачным и нерадивым учеником. В эти годы мучительной детского одиночества Бальзак приобщился к миру книг. Он читал все, что было в библиотеке колледжа, пытался сам писать, но это вызвало лишь смех у товарищей. Пребывание в колледже закончилось серьезным нервным заболеванием, и родители ненадолго забирают его домой. Когда парню исполнилось пятнадцать лет, его отца переводят по службе в Париж. Отец будущего писателя хотел видеть своего сына почтенным нотариусом или известным адвокатом. Он настоял, чтобы Оноре поступил в Школу права (1816). Одновременно юноша работает писцом в конторе адвоката Гільйоне де Мервиля, который позже появится на страницах «Человеческой комедии» под именем Дервиля. Годы, что их Оноре провел в конторе, а потом у нотариуса Пассе, заметно расширили его кругозор. Здесь Бальзак постиг те скрытые пружины, знанием которых впоследствии он так поражать своих читателей. В это время тайно от родителей юноша посещает лекции по литературе в Сорбонне. В 1819 году он сдал выпускные экзамены и успешно окончил Школу права. Теперь перед ним открылась карьера нотариуса, адвоката. Но неожиданно для родителей Бальзак заявляет о свое твердое решение стать литератором. Ни отцу угрозы и проклятия, ни мамины мольбы и слезы не смогли сломить воли двадцатилетнего юноши. Тогда на семейном совете решили дать сыну два года испытательного срока, в течение которого он должен был проявить свой талант. Юноша унаследовал мировоззрение своего отца, его здоровье и железную волю. Он остался в столице, и был в восторге от чувства полной свободы (отец уехал с семьей в провинцию), несмотря на то, что семья лишила его поддержки. Как свидетельствуют его письма к сестре Лауре, это не мешало ему быть полным энергии и честолюбивых замыслов. В своей убогой комнатке он мечтал о славе и богатстве, о том, что завоюет это большой город Париж.

Трагедия «Кромвель» - первая литературная попытка Бальзака - была неудачной. Впоследствии он пишет под псевдонимом ряд романов, что не имели литературного значения. Иногда Оноре живет у родителей в Вільпаризі. Там он познакомился с Лаурой де Берни. Это была немолодая, сорокалетняя женщина, мать шестерых детей, очень несчастлива в своей семейной жизни. Это стало первой любовью Бальзака. Лаура сыграла большую роль в его жизни, с сочувствием отнеслась к мечтам и планам молодого писателя, подбадривала, поддерживала в тяжелые минуты до самой своей смерти (умерла в 1836році). В то же время в нем просыпается прожектер и предприниматель. Бальзак первый внедряет однотомные издания классиков и выпускает (1825-1826) со своими примечаниями Мольера и Лафонтена. Но издание его не имели успеха. Еще печальнее закончилась поездка Бальзака в Сардинию, где он мечтал открыть серебро, оставленное там древними римлянами в разрабатываемых ими копях. В результате всех этих предприятий Бальзак оказался в долгах, что побудило его к упорной литературной работы. Он пишет повести, брошюры по разным вопросам, сотрудничает в журналах «Карикатура» и «Силуэт».

Популярность Бальзака начинается появлением в 1829 году романа «Последний Шуань, или Бретань в 1800 году». Он понравился читателям, хотя критика встретила его сдержанно. С этого момента Бальзак почти не сходит с пути, на который он стал. Один за другим появляются его романы, в которых он всесторонне описывает французское жизни, выводит бесконечную череду самых раВНОобразных типов. Он работал, как писатель-ремесленник по 15-18 часов в сутки. Он не ждет вдохновения, садится за стол после полуночи и почти не оставляет пера до шести часов следующего вечера, прерывая работу только для ванны, завтрака, а особенно для кофе, какой поддерживает в себе энергию и который сам тщательно готовит и употребляет в огромном количестве.

Романы «Шагреневая кожа», «Евгения Гранде», что появились в начале 30-х годов, в период большого творческого подъема принесли писателю огромную славу, открыли перед ним двери не только литературных, но и светских салонов, где его до сих пор не принимали как равного; он был допущен как модная знаменитость, и ему не раз давали понять. Писатель познакомился со многими будущими персонажами своей «Человеческой комедии». Теперь больше не приходится бегать за издателями. Однако он не смог осуществить мечту о богатстве, несмотря на то, что так много писал. Он выдает по несколько романов в год, среди них известные «Сельский врач», «В поисках абсолюта», «Отец Горио», «Утраченные иллюзии», «Сельский священник», «Хозяйство холостяка», «Крестьяне», «Кузен Понс», «Кузина Бетта».

В 1832 году Бальзак получил письмо со штемпелем «Одесса» от неизвестной польской аристократки Ганской, урожденной графини Ржевусской. Между романистом и поклонницей его таланта возникло переписка; он впоследствии несколько раз встречал ее, между прочим, в Петербурге, куда он приезжал в 1840 году. Когда Ганская овдовела, она приняла предложение выйти замуж за Бальзака, но еще в течение нескольких лет по разным причинам не могло состояться их свадьба. (Бальзак тщательно готовил квартиру для себя и жены, а когда, наконец, в марте 1850 года свадьба состоялась в Бердичеве, смерть уже подстерегала на него, и Бальзаку всего несколько месяцев осталось радоваться семейным счастьем и безбедной существования).

1833 год был годом начала большого творческого подвига писателя, его титанической писательского труда. Он отошел от светской жизни и полностью погрузился в работу. Бальзак возвращается к мысли, что возникла у него еще во время работы над «Шагреневой кожей», объединить свои произведения в один огромный цикл, чтобы был бы подчинен единому замыслу. Первым шагом на пути к осуществлению этого замысла было начато в 1833році издание «Этюдов о нравах XIX века», которые состояли из сцен частного провинциальной и парижской жизни,- таким образом «Человеческая комедия» постепенно приобретала очертания. Влияние духа эпохи науки ни в чем так не сказался на Бальзакові, как в его попытке соединить в одно целое свои романы. Он собрал все изданные романы, присоединил к ним ряд новых, объединил их общими героями, отдельных героев, связал родственными, дружескими и другими связями и таким образом, создал, но не довел до конца грандиозную эпопею, которую назвал «Человеческая комедия», и которая должна была стать научно-художественным материалом для изучения психологии современного писателю общества.

В начале 30-х годов состоит тот лихорадочный, напряженный темп работы, что, собственно, был характерен для Бальзака в течение многих лет. Первый том «Человеческой комедии» вышел в 1842 году, кроме него - еще ряд повестей, роман «Утраченные иллюзии» и другие произведения. Но все чаще он жалуется на боли в сердце, сильные головные боли. Физические и творческие силы его угасали. Брак с Ганской, которую он идеализировал силой своего богатого воображения, казался ему тогда единственным спасением. После женитьбы он снова преисполнился радужных надежд на будущее. Однако его мечтам не суждено было осуществиться. Около двух месяцев борется Бальзак со смертью. Восемнадцатого августа его посетил Виктор Гюго. Того же вечера Оноре Бальзак умер.

Изображая «общественные раВНОвидности», Бальзак стремится к точной научной классификации и проявляет наблюдательность. Он с достойной удивления точностью изучал особенности, присущие тому или иному «раВНОвидности». Он знает привычки, речевые обороты и приемы, движение, походку, жесты, даже всякие мелочи, детали костюма, свойственные тому или другому герою. Бальзак за одним лишь жестом или словом определял психологию того или иного общественного типа и открывал связь между проявлениями человеческой психики. Вот почему он так тщательно следил за своими героями, подробно изображал расположение комнат в квартире, безделушек на туалетном столике, точно, до сантима, знал сколько денег у него в кошельке. Бальзак поражает количеством собранного им материала. Министры, банкиры и коммерсанты, журналисты, критики и поэты, артисты и ученые, представители старой аристократии и буржуазии, столица и провинция, политическая борьба и частная жизнь - всех собирает Бальзак в свою «комедию». Смесь художественных, научных и публицистических элементов в его романах является научным направлением при изучении бальзаківської творчества. Рядом с изображением чувств и страстей мы встретим в них подробные сведения делового характера о банкирские операции, счета, выработки дешевого бумаги, брак, нравственность, политические и общественные вопросы и др.

Бальзак сливается со своими героями, он почти физически переживает вместе с ними их горести и радости, он страдает, когда его герой попадает в затруднительное положение, из которого он не может указать ему выхода; он впадает в отчаяние, когда не может найти среди своих героев достойного жениха для какой-нибудь героини. Мировоззрение Бальзака, как выясняется из его романов, пессимистический оттенок. Он объективен в изображении своих героев и в этом отношении последователен в своем творчестве. Он не намерен показывать их в сатирических измерениях. Его задача - собирать документы о человеке и классифицировать их. Любимая тема Бальзака - ожесточенная борьба одаренных людей, которые пробивают себе дорогу в большом городе. Чистый юноша, который попал в большой город и делает карьеру ценой своей нравственной гибели,- любимый образ Бальзака. Такой Растіньяк («Отец Горио»), такой Люсьен Шардон. «Утраченные иллюзии»). Его женщины - это в основном холодные эгоистки, такие, как дочери Горио, которые с легкостью торгующие как туалетами, так и душами. Его мужчины - как правило, похотливые животные. Когда он и выводит чистую девушку Евгению Гранде, то, кажется, только для того, чтобы показать, как в ужасной атмосфере современной жизни черствеет найчуйніше и нежное сердце, разрушаются чистые чувства и трогательная любовь.

Бальзаку принадлежит один из самых выразительных типов скряги, которые до него были уже известны в литературе. В лице старика Гранде он показал современного ему гения наживы, миллионера, который превратил спекуляцию на искусство. Гранде отрекся от всех радостей жизни, высушил душу своей дочери, лишил счастья всех близких, но нажил миллионы. Его удовольствие - в удачных спекуляциях, финансовых завоеваниях. Он своего рода бескорыстный служитель «искусства для искусства», потому что сам лично неприхотлив и не интересуется теми благами, которые дают миллионы. Бальзак постиг власть денег. Деньги в него - главная причина событий. Он сумел показать, как его века розміняло на звонкую монету все, начиная от предметов первой необходимости и заканчивая талантом, вдохновением и самыми нежными и святыми чувствами. Представители таких профессий, как врачи, священники, публицисты, артисты, поэты стали наемными слугами тех, кто имеет капитал.

Этот пессимизм соответствует общему материалистическом направлении бальзаківської творчества. Идеальные образы у него менее удачные, чем те, в которых отразился материальный направление XIX века. Жизнь Бальзак видит, как жестокую борьбу аппетитов, как безсердечну братоубийственную войну всех против всех за богатство.

Над повестью «Гобсек» Бальзак работал в 1830 году. Главная фигура повести - ростовщик Гобсек, его фамилия в переводе с голландского означает «живоглот», это соответствует функции персонажа: герой действительно, как удав, душит свои жертвы ужасающими процентами и поглощает их имения. Писатель дает подробный портрет, характеризующий героя, используя реалии внешнего мира. Бальзак пишет, что лицо Гобсек имел похоже на месяц, потому желтоватая бледность его напоминала цвет серебра, с которого сползла позолота: в его внешности отражено цвет денег - золота и серебра. Бесстрастие ростовщика отражена в его застывших чертах - казалось, что они отлиты из бронзы.

Глаза его были маленькими, желтыми, как у хорька. Длинный нос походил на буравчик - герой с его помощью словно проникал во все, скрытые от других тайны. Дервіль, который хорошо знал его, отмечал, что возраст Гобсека был загадкой. Этот человек без возраста и без пола была похожа на автомат; Дервіль сравнивает его с векселем. Зловещий вид Гобсека отразился на его предметном окружении: он живет в сырой и мрачной доме; этот дом и его жилец были под стать. Гобсек живет по принципу «знать все»: все человеческие страсти проходят перед ним, он просматривает их и при этом живет в покое; его научная любознательность - это проникновение в побудительные причины тех или иных действий людей. Таким образом, по его словам, он владеет миром, не утомляя себя, а мир не имеет над ним власти. В своем исследовании Гобсек исходит из того, что всем управляют деньги. В мире он видит постоянную борьбу богатых и бедных, но отдает предпочтение тому, чтобы «самому давить», чем «другие давили тебе». Он знает силу тех, кто владеет деньгами.

Бальзак показывает, что ростовщики, как пауки, оплетают своей паутиной все общество, но писатель подчеркивает, что и общество не лучше ростовщиков. Кто попадает в сети Гобсека? Это прежде всего Максим де Трай - мужчина-проститутка, светский бездельник. Среди жертв Гобсека оказывается графиня де Ресто, которую обманывает де Трай, а она, в свою очередь, обманывает мужа, разорила и оставила своего отца - она является дочерью Горио. Хищники и жертвы меняются местами.

В романе «Отец Горио» Бальзак расскажет, как на искусственно созданном голоде народа нажился в свое время сам Горио. Не случайно Бальзак не раз замечает в глазах своих героев звериную радость. В борьбе всех против всех Гобсек принципиально отрицает чувства, поскольку видит, что они становятся ловушкой, в которую попадают наивные и простодушные. Отношения между людьми Гобсек меряет только деньгами. Зловорожий характер Гобсека автор подчеркивает кратким экскурсом в его прошлое, где лишь отдельными штрихами обрисован путь к богатству: связь с пиратами, поиски золота дикарей в окрестностях Буэнос-Айреса, смертельные опасности, разбитые надежды, попранные чувства. Почти романтическая тайна, которая окутывает происхождение его богатства, связанная с преступлением. Однако теперь он лишен романтики - это типизация реальных явлений действительности, выявления причинно-следственных связей современного мира. И вместе с тем, автор видит, что это гнилой столб современного государства. Свидетельство этому - картина смерти ростовщика, когда остаются никому ненужными все накопленные им богатства, когда в его кладовых гниют все его припасы. Боясь продешевить, он обрек свои сокровища на гибель. Перед нами появляется колоссальная картина разрушения личности под влиянием денег, когда и сама денежная стоимость вещей не имеет никакого смысла.

Чтобы расширить пространство исследования, автор использует своеобразную композицию: «Гобсек» - это рассказ в рассказе. «Рамкой» для истории ростовщика стала беседа в салоне где Гранльє о женихе Камилы где Гранье - потому что его мать запятнала себя бесчестьем. Но вопрос о нравственности исчезает, когда выясняется, что у человека с сомнительной репутацией есть большие деньги. Таким образом, Бальзак заставляет читателя понять, что нет разницы в представлении о законах жизни и морали в буржуазии и дворянства - ростовщик Гобсек и аристократы, которые презирают его, смотрят на вещи одинаково, и в этом - закономерности общественной жизни.

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: «Гобсек», «Утраченные иллюзии», «Отец Горио», «Этюды о нравах XIX века», «Шагреневая кожа», «Сельский врач». «В поисках абсолюта», «Отец Горио», «Утраченные иллюзии», «Сельский священник», «Хозяйство холостяка», «Крестьяне», «Кузен Понс», «Кузина Бетта», «Евгения Гранде», «Последний Шуань, или Бретань в 1800 году».

ЛИТЕРАТУРА.

1. Реизов Б. Г. Бальзак.- Л., 1960.;

2. Обломиевский Д. Д. Основные этапы творческого пути Бальзака.- М.,1975.