|
БАЛЬЗАК, Оноре де
(1799 - 1850)
БАЛЬЗАК, Оноре де - творчество писателя
БАЛЬЗАК, Оноре де (: Balzac, Honore de - 20.05.1799, Тур - 18.08.1850, Париж) - французский писатель.
Бальзак приходился сыном нотариуса, который обогатился во время наполеоновских войн. Его романы стали своеобразным эталоном реализма первой половины XIX века. Что же самое главное в его творчестве? По этому поводу сам Бальзак отмечал, что до него изображали мужчин и женщин, а он изображает мужчин, женщин и вещи. На это последнее он обращает особое внимание, поскольку вещи - это тот предметный мир, который окружает человека и свидетельствует о ее социальном положении, об уровне ее образованности, о ее культурные запросы, о ее духовный состав, о тот социальный мир, в котором она живет. Именно эта связь человека с социальными и временными координатами и является открытием реалистического искусства. По мнению писателя, человек связана с окружающей средой, как устрица с той скалой, к которой она приліпилась.
Детство и юность его не были особенно радостными: отец, вечно озабоченный, женился, когда ему уже исполнилось 50 лет, с восемнадцатилетней девушкой с весьма склочным характером, которая вряд ли любила своего мужа. Стремление достичь успехов, приумножить состояние ловкими махинациями - вот та атмосфера, в которой воспитывался будущий писатель. Персонажи-буржуа его будущих романов находились рядом с ним. Кроме желания разбогатеть, семья отличалась еще одной самобытной чертой, присущей многим современникам: они хотели казаться аристократами, хотя не имели на это оснований. Он - сын своего времени и потому смог так достоверно воспроизвести его.
Успехами в учебе Бальзак не отмечался. Директор Вандомського коллежа отметил, что единственной выдающейся чертой Бальзака было то, что в нем не было ничего выдающегося. Директор ошибался: мальчик, который не блистал успехами в учебе, отличался невероятной жаждой знаний. Это стремление знать как можно больше и из разных отраслей, совсем не связанных с искусством и литературой, было присуще Бальзаку в течение всей его жизни. Он был знатоком в области биологии, медицины, экономики, истории, математики, иногда интересовался оккультными науками. О годах своего обучения Бальзак вспоминал в автобиографической книге «Луи Ламбер» (Louis Lambert»).
Когда Оноре закончил обучение, родные решили, что он будет нотариусом, но юноша, приваблений славой писателей-романтиков, решил, что он пойдет на это поприще. Что могли знать о литературном труде в семье провинциального буржуа? Бальзак, как и его герой, Рафаэль де Валантен из повести «Шагреневая кожа», жил в мансарде, страдал от голода и холода, через год окончил трагедию в стихах «Кромвель» («Cromwell», 1820). Ни жанр (трагедия), ни форма (стихи), ни тема (история другой страны) не были бальзаківськими. Юноша потерпел полное фиаско, но не сдался, и, не имея поддержки родителей (на бесполезные занятия они денег не транжирили), он поехал в Париж, чтобы стать не только знаменитым, но и богатым писателем: дух времени оказался не только в стремлении к славе.
В 20-х pp. XIX ст. Франция увлекалась романами В. Скотта. Под его влияние попал и начинающий Бальзак. Его произведения этого десятилетия если не подражания, то прямое заимствование тем и сцен у знаменитого англичанина и его предшественников - создателей романов ужасов. Правда, позже все это, изданное под разными псевдонимами, Бальзак никогда больше не переиздаст. Хотя в это десятилетие он писал по пять четырехтомных романов в год и в день по одной главе (феноменальная работоспособность Бальзака, ставшая поговоркой, не изменяла ему практически в течение всей жизни), богатство было все еще далеко; тогда он решил стать еще и издателем. Но и это начинание не принесло ожидаемых прибылей. Тогда он купил еще и типографию и разорился окончательно. Если бы не помощь отца, то быть бы ему в долговой тюрьме. С того времени долги сопровождали его на протяжении всей жизни.
Он мечтал (опять в духе времени) выгодно жениться. В 1833 г. Бальзак встретился с польской шляхтянкой Эвелиной Ганской, переписываясь с ней то более, то менее интенсивно, ездил в Россию и Украину, чтобы еще теснее сблизиться, в конце концов, женился на ней в последний год своей жизни, но оказалось, что денег нет ни у нее (она думала, что знаменитый писатель богатый), ни у него: последнее, что у него было, он потратил на роскошный дом в Париже, куда, уже еле передвигаясь, привез свою немолодую жену, которая презирала его за плебейское происхождение и неумение себя вести. Но нельзя сказать, что у писателя в жизни не было женщины, которая бы понимала и любила его. В 1822 г. он познакомился с мадам де Берни. Она была настолько старше от него, что местные кумушки видели в Бальзака ухажера ее дочери. Застенчивый юноша нашел в ней одновременно и мать (его родная мать им мало интересовалась), и любимую. Именно она стала прототипом главной героини романа «Лилия долины». Духовное развитие молодого Бальзака проходил под ее влиянием, ей первой он читал написанное.
Роман «Лилия долины» («Le Lys dans la vallee». 1838) очень важен в творческом развитии Бальзака: в нем воплотились те идеальные нравственные и духовные начала, которых он не видел в окружающем мире, и в то же время тот грубый внешний мир - клерикальный, буржуазный, дворянский, который способен погубить все лучшее в мире. 1829 год стал переломным в его творчестве, и через то - в жизни, поскольку его жизнь, если он отдыхал от шести вечера до полуночи, а остальное время отдавал работе, определялось его творчеством. В этом году появились «Шуани» («Les Chouans») - первый роман, который не был подражанием и для написания которого автор изучал те места, где происходили события, разговаривал с очевидцами. Бальзак будто переродился: зато жалкого подражателя появился автор литературной истории Франции XIX в., названной им «Человеческой комедией» («La Comedie humaine»).
Мысль о единой системе произведений возникла у Бальзака в 1833 г., когда он понял, что его стремление изобразить широкую панораму жизни Франции приводит к возникновению побочных сюжетных линий, а потому не может реализоваться в одном романе. Так началась «Человеческая комедия» с ее мандруючими из романа в роман персонажами, со своим великосвітським обществом - с маркизами Д'Еспар, віконтесою де Босеан, граф де Ресто, герцогами де Гранльє: с миром буржуа, представленным бароном Нусінженом, банкиром Тайфером, папашей Горио, с миром военных - с генералом Монкорне, провинциальными аристократами, такими талантливыми выходцами из третьего сословия, как Б'яншон, Давид Сешарі Люсьен Шардон, ловким мещанкой мадам Воке (в девичестве где (!) Конфлан), героем-каторжанином Вотреном и многими другими, которых, по замыслу Бальзака, должно было насчитываться не менее 2-3 тысяч. Романы «Человеческой комедии» автор группировал по следующим разделам: 1) сцены нравов («Etudes de moeurs»), куда входили сцены частной, провинциальной, парижской, политической, военной и сельской жизни; 2) философские этюды («Etudes philo-sophiques»); 3) аналитические этюды («Etudes anali-tiques»).
Последняя часть оказалась наименее разработанной: «физиологический» принцип, положенный в ее основу, был непродуктивным для серьеВНОго анализа общества. Философские этюды дают представление - общее - об отношении автора к творчеству ( «Неизвестный шедевр» - «Chef-d'ceuvre inconnu», 1831), страстей и человеческого разума («Поиски абсолюта» - «La Recherche de I'absolu», 1834), рассуждения о «социальный двигатель всех событий» ( «Шагреневая кожа» - «La Peau de chagrin», 1830-1831). Сцены обычаев в формах самой жизни воссоздают реальную действительность, раскрывая ее истинную сущность. Через предвзятое изображение современности критика часто называла Бальзака безнравственным писателем, на что он отвечал: «Если бы картины, нарисованные писателем, были фальшивыми, критика обвинила бы его (автора - Г. X.) в клевете на современное общество; но когда уже критика признает их правдивыми, значит, аморальный не произведение».
Основные принципы своего творчества Бальзак сформулировал в «Предисловии к «Человеческой комедии» в 1842 г. Это - манифест реалистического искусства Франции. В основу его метода положена научность. Имена естествоиспытателей Же. Кювье, Г. В. Лейоніца та Же. Л. П. Бюффона указывают на источники его теории. Это - утверждение взаимосвязи и взаимообусловленности всех частей живого организма, а у писателя - единство общественного организма при его кажущейся раздробленности и разобщенности; в то же время, - это утверждение зависимости каждого организма от окружающей среды, а также поиски системы в жизни общества и причинно-следственных связей его развития. Сопоставляя мир природы с человеческим обществом, Бальзак постоянно помнил о существенных отличиях и о большее количество причин и их большую сложность, когда речь идет о мире людей. Именно поэтому писатель утверждал, что человеческое общество необходимо изображать в постоянном изменении, зависящем от «ступеней цивилизации», отстаивая тем самым необходимость соціальночасової детерминированности в литературе. Создавая свою историю общества как историю нравов, Бальзак исходил из необходимости изображать «мужчин, женщин и вещи», понимая под «вещами» материальное воплощение мышления людей. Вещи в Бальзака - это убеждения людей, объективный ход событий, в романному мире - материальные предметы, реалии, характерные для определенного исторического времени. Именно поэтому значительное место он уделяет
описаниями места действия, портретов персонажей, их одежды: все это в совокупности определяет убеждения героя, его социальную функцию, время, что его создал. Его аналитический реализм, автор исследует причины возникновения и сущность тех или
других типов, созданных социальной средой. Социальная среда Бальзак считал основной движущей силой страстей и событий в человеческом обществе.
Создавая историю нравов своего времени, Бальзак считал необходимым вслед за В. Скоттом показути современное общество через изображение личных отношений. В центре его повествования - семьи и семейные отношения, но автор показывает, как они подчиняются основным тенденциям времени, как отношения в семьях Растіньяків, де Ресто, Нусінженів, Тайферів - буржуа и аристократов - выстраиваются на денежных расчетах, как на смертном одре отец Ґоріо восклицает, что за деньги можно купить все, даже дочерей. Только труженики Б'яншон, Деплен и им подобные оказываются способными на проявление искренней человеческой заботы: их не задела коррозионная власть золота. Утверждая, что историком должно быть именно французское общество, и отводя себе - автору - роль секретаря, Бальзак в то же время заявлял, что роман должен быть «лучшим миром», писатель - наряду с государственным деятелям, поскольку он выражает определенное мнение о «человеческие дела», дает «философию истории», исходя из «полной преданности принципам». О себе он говорил, что пишет историю своего общества, опираясь на принципы религии и монархии. Будучи последователем своих современников-историков Ф. Гизо, О. Міньє, О. Тьерри, Бальзак, как и они, не принимал режима Реставрации, уничтоженного Июльской революцией, но, в отличие от них, Бальзак не увидел в Июльской монархии разрешение противоречий. Пытаясь найти социальное равновесие, он идеализировал законную - легитимную - монархию, надеясь на твердую власть короля. Устойчивость создается, по его мнению, и религией. Но во всей «Человеческой комедии», писал соотечественник Бы. Андреа Вюрмсер, «вы не найдете дифирамбов монархии или католицизма».
Философские этюды. «Неизвестный шедевр» (1830) посвящен соотношению правды жизни и правды искусства. Особенно важны позиции художников Порбуса (Франсуа Порбус Младший (1750-1620) - фламандский художник, работавший в Париже) и Френхофера - личности, выдуманной автором. Столкновение их позиций раскрывает отношение Бальзака к творчеству. Френхофер утверждает: «Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, но чтобы ее выражать... Иначе скульптор исполнил бы свою работу, сняв гипсовую копию с женщины... Нам необходимо схватывать душу, смысл, движение и жизнь». Сам Френхофер поставил себе невыполнимую цель, которая противоречит настоящему искусству: он хочет на полотне с помощью красок создать живую женщину. Ему даже кажется, что она улыбается, что она - его Прекрасная Нуазеза - дышит, весь ее образ - физический и духовный - превосходит образ реального человека. Однако это идеальное существо и это идеально выполненную существо видит только Френхофер, а его ученики, в том числе и Порбус, в углу картины увидели «кончик голой ноги, что сквозит из хаоса красок, тонов, неопределенных оттенков, образующих некую бесформенную туманность - кончик знадливої ноги, живой ноги». Увлеченность, с одной стороны, формой, а с другой - желанием поставить искусство над реальной действительностью и подменить им реальность привела гениального художника к катастрофе. Лично Бальзак, не принимая ни субъективности, ни копирование в искусстве, убежден, что оно должно воспроизводить природу, улавливать ее душу и суть.
Философскую повесть «Шагреневая кожа» (1831) автор назвал «формулой нашего теперешнего века, нашей жизни, нашего эгоизма», отметив, что все в ней - «миф и символ». Именно французское слово le chagrin можно перевести как «шагрень» (шагреневая кожа), но оно имеет омоним, вряд ли неизвестный Бальзакові: le chagrin - «печаль», «горе». И это важно: фантастическая, всемогущая шагреневая кожа, освободив героя от бедности, на самом деле привела к еще большему горю. Она уничтожила способности к творческим дерзаниям, желание наслаждаться жизнью, чувство сострадания к другим, что объединяет человека с людьми, уничтожила в конце концов духовность того, кто владеет ею. Именно из-за того Бальзак заставил банкира Тайфера, который разбогател, совершив убийство, одним из первых поздравить Рафаэля де Валантена словами: «Вы наш... Слова: «Французы равны перед законом» - отныне для него ложь, с которой начинается хартия. Не он будет подчиняться законам, а законы - ему». В этих словах действительно заложена «формула» жизни Франции XIX века. Изображая перерождение Рафаэля де Валантена после получения миллионов, используя условность, допустимую в философском жанре, Бальзак создал почти фантастическую картину существования своего героя, который, сделавшись слугой своего богатства, превратился в автомат. Сочетание философской фантастики и изображение действительности в формах самой жизни определяет художественную специфику повести. Связывая жизнь своего героя с фантастической шагреневой кожей, Бальзак, например, с медицинской точностью обрисовал физические страдания больного туберкулезом Рафаэля. В «Шагреневой коже» Бальзак подал фантастический случай как квинтэссенцию закономерностей своего времени и обнаружил с его помощью основной социальный движитель общества - денежный интерес, который разрушает личность. Этой цели подчинена и антитеза двух женских образов - Полины, которая была воплощением доброты, бескорыстного любви, и Феодоры, в которой сгущенные присущи обществу бездушность, самовлюбленность, честолюбие, суетность и страшная скука, спричинювані миром денег, которые могут дать все, кроме жизни и любящего человеческого сердца.
Одним из важных образов повести антиквар, который открывает Рафаэлю «тайну человеческой жизни». По его словам, а в них отражены рассуждения Бальзака, которые непосредственно воплотятся в его романах, человеческая жизнь может быть обозначено глаголами «желать», «мочь» и «знать». «Желать - сжигает нас, - говорит он, - а мочь - разрушает, но знать дает нашему слабому организму возможность вечно пребывать в спокойном состоянии». В состоянии «желать» находятся все юные честолюбці, ученые и поэты Бальзака - Растіньяк. Шардон, Сешар, Валантен; состояния «мочь» достигают лишь те, кто имеет сильную волю и умеет приспосабливаться к обществу, где все продается и где все покупается. Только один Растіньяк сам становится министром, пэром, вступает в брак с наследницей миллионов. Шардону временно удается достичь желаемого с помощью беглого каторжника Вотрена. Рафаельде Валантен получает пагубную, но всемогущую шагреневую кожу, которая действует, как Вотрен: дает возможность приобщиться к благам общества, но за это требует повиновения и жизнь. В состоянии «знать» находятся те, кто, попирая чужие страдания, смог приобрести миллионы - это сам антиквар и ростовщик Гобсек. Они превратились в слуг своих сокровищ, в людей, похожих на автоматы: автоматическая повторяемость их мыслей и действий подчеркивается автором. Если же они, как старый барон Нусінжен, вдруг оказываются одержимыми желаниями, не связанными с накоплением денег (захват куртизанкой Эстер - роман «Роскоши и нищета куртизанок» - «Splendeurs et miseres des courtisanes», 1838-1847), то становятся образами одновременно зловещими и комичными, поскольку исходят из присущей им социальной роли.
Этюды нравов. Над повестью «Гобсек» («Gobseck») Бальзак работал в 1830 г. Центральная фигура повести - ростовщик Гобсек, его фамилия в переводе с голландского означает «мироед», что вполне соответствует жизненной функции персонажа; Бальзак обыгрывает внутреннюю форму фамилии - его герой действительно, как удав, задушує свои жертвы ужасными процентами и глитає их и их состояние. Согласно своему принципу изображать «мужчин, женщин и вещи», писатель дает подробный портрет-характеристику героя, используя реалии внешнего мира, сравнивая с вещами, через которые раскрывается авторское осмысление фактов. Бальзак пишет, что лицо Гобсека он «назвал бы» лунным ликом», настолько его желтоватая бледность напоминала цвет серебра, с которого облупилась позолота»: в его внешности отмечены цвета денег - золота и серебра. Нечулість ростовщика отражена в его застывших чертах, которые казались отлитыми из бронзы; глаза Гобсека, «желтые, как у куницы, были почти без ресниц и боялись света»; его острый нос был похож на свердлик - герой с его помощью раскрывал все, скрытые от других, секреты. «Возраст его был тайной», - отмечал Дервіль, который близко его знал. Этот человек без возраста и пола напоминала автомат; Дервіль сравнивает его с векселем. Зловещая внешность Гобсека повторяется в его предметном окружении: он живет в «мрачном, сыром доме... Дом и его обитатель подходили друг к другу - как вот скала и прилеплена к ней устрица». В его конторе
обычно виснет такая «мертвая тишина, как в кухне, когда там режут утку: неистовое возмущение и сопротивление жертв «кулака» изменяется на полное безнадежности покорность». Гобсек живет по принципу, сформулированному антикваром из «Шагреневой кожи «: он находится на ступеньке «знать»:»...все человеческие страсти... проходят передо мной, - говорит он Дервілю, - и я устраиваю им смотр, а сам живу спокойно. То есть вашу научную любознательность... я заменяю изучением всех потайных пружин, которые движут человечеством. Словом, я владею миром, не утомляя себя, а мир не имеет надо мной никакой власти». В своем исследовании Ґобсек исходил из того, что все определяется деньгами: «Из всех земных благ стоит добиваться только... золота. В золоте сосредоточены все силы человечества». В мире он видит постоянную борьбу богатых и бедных и предпочитает «сам эксплуатировать, чем позволять, чтобы тебя эксплуатировали». Бальзак показывает, что ростовщики, словно пауки, оплетают своей паутиной все общество, но писатель не упускает из внимания и то, что и это общество не лучше ростовщиков. Кто попадает в паутину Гобсека? Это, прежде всего, Максим де Трай - мужчина-проститутка, великосветский бездельник. Среди жертв Гобсека - графиня де Ресто, обдурювана где Траєм, но которая, в свою очередь, разорив и бросив на произвол судьбы своего отца, обманывает мужа. Хищники и жертвы меняются местами.
Зловещий характер Гобсека автор подчеркивает кратким экскурсом в его прошлое, где лишь отдельными штрихами указывается путь героя к богатству: связи с корсарами, поиски золота дикарей в окрестностях Буэнос-Айреса, смертельные опасности, разбитые надежды, растоптанные чувства. Почти романтическая тайна, которая скрывает происхождение его богатства, связанная с преступлениями. Однако в настоящем он лишен романтики - это типизация реальных явлений действительности, выявления причинно-следственных связей современного мира. Для Бальзака важно, что его герой не только частное лицо, он - столп современной государственности, а его помощи нуждается правительство. И в то же время автор видит, что это гнилой столб. Об этом свидетельствует картина смерти ростовщика, когда остаются никому не нужными все накопленные им богатства, когда в его чуланах гниют самые раВНОобразные съестные припасы. Боясь продешевить, он обрекал свои богатства на тлен. Перед нами предстает впечатляющая картина разрушения личности под влиянием денег, когда даже сама денежная стоимость вещей теряет всякий смысл.
Чтобы расширить сферу наблюдений, автор прибегает к своеобраВНОй композиции: «Ґобсек» - это рассказ в рассказе. «Рамкой» для истории ростовщика стал разговор в салоне где Гранльє о женихе Камиллы где Гранльє - старшего сына графа де Ресто, который вызывает недоверие, поскольку его мать опозорила себя. Но вопрос о нравственности становится лишним, когда у человека с сомнительной репутацией оказываются большие деньги. Таким образом, Бальзак заставляет читателя понять, что нет различий в представлении о законах жизни и морали буржуазии и дворянства - ростовщик Ґобсек и зневажаючі его аристократы где Гранльє смотрят на вещи одинаково. Ґобсек, у которого все подчинено одной страсти - накоплению, принадлежит к числу бальзаковских мономанів. Однако это не романтический герой, который живет одной страстью: характер героя крепко-накрепко связан с обстоятельствами, он лишь с большей степенью концентрации выражает типичное явление времени. Гобсек - это тот случай, в котором раскрываются закономерности общественной жизни.
Сразу же после «Ґобсека «были написаны «Полковник Шабер» (Le Colonel Chabert», 1832) и «Евгения Гранде» («Eugenie Grandet», 1833). В первой повести Бальзак изображает страшное беззаконие, которое вошло в норму: героя наполеоновских сражений, тяжело раненного в одном из боев, приняли за мертвого; признать его живым (он потерял документы) оказалось невыгодным: как бомжа без роду и племени его отдали в приют для бедных. Изображая отношение к Шабера, Бальзак развенчивает бездуховность и рассудительность общества.
Роман «Евгения Гранде» входит в «Сцены провинциальной жизни». Его центральная тема - пути обогащения и гибель личности под влиянием обстоятельств. Первый путь раскрывается на примерах из жизни папаши Гранде, ничтожного скряги и безжалостного корыстолюбца. Путь папаши Гранде и его племянника Шарля - варианты пути Гобсека. Трагический образ Евгении раскрывает эволюцию личности под влиянием обстоятельств. Добрая, покорная, способная пожертвовать всем ради любимого, она не понимает и не принимает роли денег и становится благодаря воспитанию отца и участия в его делах его подобию. Бальзак пишет о ее преобразовании: «Через три года он (папаша Гранде - Г. X.) настолько хорошо приучил ее ко всем раВНОвидностям скупости, так крепко привил ей свои привычки, что без опасения доверял дочери ключи от кладовых и сделал ее хозяйкой дома». Ее месть неверному возлюбленному была достойной истинного буржуа: она заплатила два миллиона долгов его отца, показав ему тем самым, что он проиграл, отказавшись жениться на ней.
До романа «Отец Горио» (Le Pere Goriot», 1835) Бальзак писал произведения, в центре которых была судьба героя - Рафаэля де Валантена, Ґобсека, Евгении Гранде. Эти персонажи были тесно связаны со своим окружением, созданные своим социальным средой, которое оттеняло» центрального героя, служило более полному раскрытию его характера. Однако Бальзак все больше чувствовал, что традиционная форма романа не подходит для воплощения его желание показать современное общество во всей сложности его борьбы и устремлений. Уже в названных произведениях начала 30-х гг. писатель меняет традиционный романный смысл, отводя любовной коллизии второстепенное место, подчиняя ее социальному анализу. Главная задача - раскрыть социальную роль денег в судьбе молодого человека ( «Шагреневая кожа»), социальную функцию ростовщичества и связь его принципов с принципами аристократии («Ґобсек»), эволюцию личности под влиянием среды («Евгения Гранде'). Романы начали менять свою структуру: центром становилась проблема, аспекты которой должны были раскрывать персонажи из различных социальных групп, здесь уже нельзя было однозначно определить «главного» героя. Первым таким романом был «Отец Горио». Именно такой тип изображения действительности имел в виду Бальзак, когда писал, что «идея, превращенная в образ, - искусство более высокое». Здесь Горио, Растіньяк, Вотрен, виконтесса де Босеан почти в одинаковой степени могут претендовать на главное место в произведении. При этом каждый из них является отдельной социальной группой с соответствующими ей представлениями: Горио - буржуазия, Растіньяк - провинциальное дворянство, виконтесса - парижское великосвітське дворянство, Вотрен - преступный мир. Жизненный путь Горио воспроизводит историю обогащения, которое основывалось на расчете, и падения, когда жизнь подчиняется чувству. Растіньяк воплощает в себе молодых шанолюбців, которые сначала наивно думают, что всего можно достичь упорным трудом, но постепенно осознают, что основной двигатель общества - полезные связи, если отсутствуют богатство и высокие титулы, обеспечивающих первые места в государстве. Виконтесса де Босеан, богатая и знатная от рождения, необходима автору для того, чтобы показать их эфемерность, если человеческую душу заполонює чувства. Вотрен, каторжанин беглый, почти романтическая по своей силой - и физической, и духовной - личность, воплощает в себе смелый расчет, который лишен эмоции, основывается на глубоком знании современного мира. Вотрен и виконтесса де Босеан, находясь на разных социальных полюсах, представлены как своеобразные идеологи современности, одинаково понимают ее сущность. Вотрен говорит молодому человеку о жестокую конкуренцию и способы достижения цели: «Пятидесяти тысяч доходных мест не существует, и вам придется пожирать друг друга, как паукам, брошенным в банке». «Бросьте считаться с вашими убеждениями, - советует он. - Продавайте их, если на это будет спрос». И далее, еще циничнее:»...да и как вам выдвинуться, если не спекулировать любовью?» В философии Вотрена концентрируются наблюдения антиквара и Гобсека. Если в «Ґобсекові» Бальзак объединил убеждения ростовщика и графини, то в «Отце Горио» он указывает на общность взглядов віконтеси и каторжанина. Госпожа де Босеан, самая изощренная великосветская дама, которая поняла, что единственной ценностью является любовь, говорит Растіньяку: «Смотрите на мужчин и женщин, как на почтовых лошадей, гоните безжалостно, пусть сдыхают на каждой станции, - и вы достигнете предела в осуществлении своих желаний...».
Растіньяк показан в эволюции. Сначала это наивный провинциал, который постоянно нарушает великосветский этикет; в это время он мечтает «быть верным добродетели» и «своим трудом достичь богатства». Однако он быстро понял, что в «мире» самое важное иметь хорошо сшитый фрак. Постепенно он отказывается от юношеских мечтаний. Правда, не решается принять план обогащения, предложенный каторжанином Вотреном, поскольку боится стать соучастником преступления, но в конце романа, осудив дочерей, которые не приехали похоронить отца, он едет к одной из них - Дельфины - обедать. Это начало «поединка» с Парижем, из которого он выйдет победителем, поскольку, потеряв иллюзии, сможет действовать в соответствии с законами этого мира. Растіньяк из тех, кто от стадии «желать» переходит к стадии «мочь». Романы «Торговый дом Нусінжен», «Втраченіі люзії», «Роскоши и нищета куртизанок «изображают Растіньяка-миллионера, министра и пэра Франции. Растіньяк стал образцом для литературных героев следующих этапов: с него брали пример Фредерик Моро в Г. Флобера («Воспитание чувств») и Раскольников в Ф. Достоевского («Преступление и наказание»).
Система образов романа «Отец Горио «подчинена не только социальному принципу, но и семейному: здесь изображены семья Растіньяків, де Ресто. Нусінженів, Тайферів, де Босеан, Горио. Каждый раз автор показывает, как интимные семейные отношения, если они и были, сменяются отношениями денежными. Эту мысль наиболее четко выражает умирающий Горио: «За деньги купишь все, даже дочерей». Для Бальзака в семейных отношениях раскрываются общественные отношения.
В этом романе, как и в предыдущих, значительную роль играет предметный мир. Именно поэтому произведение начинается описанием квартала, где расположен дом Воке, затем автор знакомит читателя с улицей, а уже потом с самим домом, изображенным предельно точно. Вершиной этого предметного мира, который раскрывает сущность людей, есть одежда мадам Воке и ее внешний вид. «Бледная пухлость этой паняночки - такой же продукт всей ее жизни, как тиф есть следствием зараВНОго воздуха больниц», - констатирует автор; и самое существенное в этой взаимосвязи: «Шерстяная вязаная юбка, вылезшая из-под верхней, перешитої из старого платья, воспроизводит в сжатом виде гостиную, столовую и садик, говорит о свойствах кухни и дает возможность предугадать количество дармоедов». О количестве дармоедов, которая соответствует образу хозяйки пансиона, Бальзак пишет, действительно создавая полную аналогию хозяйке: «Здесь царство нищеты, где нет намека на поэзию, нищеты потертой, скупых, сгущенных». Все персонажи так или иначе несут на себе печать хозяйки пансиона, даже юный франт Растіньяк, который постоянно страдает из-за отсутствия денег и которого развращает Вотрен.
Роман Бальзака, начиная с «Отца Ґоріо», становится социально-психологическим, поскольку исследует не отдельную личность, а психологию общественных отношений. Совершенные образцы этого жанра в Бальзака - романы «Утраченные иллюзии» («Illusions perdues», 1843) и «Крестьяне» (Les Paysans»; первые разделы опубл. в 1844 г., полностью напечатан посмертно в 1855 г.). В этих произведениях историком действительно становится само общество. В «Утраченных иллюзиях» впервые у писателя и тогдашней литературе возник как бы «самодвижение» общества: в романе начали самостоятельно жить, проявляя свои потребности, свою сущность, самые разные социальные слои. Провинциальная буржуазия в лице братьев Куенте и папаши Сешара смогла разорить и опозорить честного талантливого изобретателя Давида Сешара. Провинциальные аристократы и провинциальные буржуа проникают в парижские салоны, заимствуют их способы делать карьеру, уничтожая соперников. Сами парижане .. безкровній, но жестокой борьбе шанолюбств, сословного чванства, политических, журнхіістських и салонных интриг, конкуренции станков завоевывают привилегированное положение, вызывая тем самым зависть и ненависть побежденных. Бальзак показывает, как продается и покупается успех в личной жизни, искусстве, политике, коммерции. Мы видим, что ценится в этом мире только сила и беспринципность, которые создают внешний блеск. Человечность, честность, талант не нужны этому обществу.
Наиболее замечательны для законов жизни общества история Давида Сешара, талантливого изобретателя, которому пришлось отказаться от работы над своим открытием, и - особенно - поэта Люсьена Шардона; это их путь - путь утраты иллюзий, характерного явления во Франции. Люсьен похож на юного Растіньяка, но без силы воли и циничной готовности продавать себя, и на Рафаэля де Валантена - увлекающийся, но не имеет достаточно силы, чтобы самому победить этот мир. От Давида Сешара Люсьен сразу же выделяется шанолюбством и эгоизмом. Его наивность, мечтательность, способность подпадать под чужие влияния приводят к катастрофе: он фактически отрекается от своего таланта, становится продажным журналистом, совершает бесчестные поступки и заканчивает самоубийством в тюрьме, ужаснувшись цепи совершенных им измен. Бальзак показывает, как рассеиваются иллюзии молодого человека, который спізнала нечеловеческие законы современного мира; эти законы едины и для провинции, и для столицы - в Париже они более циничны и одновременно более скрытые под паволокою лицемерия.
Романы Бальзака свидетельствуют о том, что общество обрекает человека на отказ от иллюзий. Для честных людей это означает углубление в личную жизнь, как это случилось с Давидом Сешаром и его женой Евой; шанолюбці учатся с пользой торговать своими убеждениями и талантом. Однако победить могут только те, кто, как Растіньяк, имеет сильную волю и не поддается искушению чувственности. Исключением являются члены Содружества, к которым на некоторое время присоединяется Люсьен Шардон. Это объединение бескорыстных и талантливых служителей науки, искусства, общественных деятелей, которые обитают в холодных мансардах, которые живут впроголодь, но не отрекаются от своих убеждений. Эти люди помогают друг другу, не ищут славы, но вдохновленные идеей пользы общества и развития своей отрасли знания или искусства. В основе их жизни - труд. Возглавляет Содружество Даниэль Д'Артез, писатель и философ, эстетическая программа которого похожа на программу самого Бальзака. В Содружество входит республиканец Мишель Кретьен, который мечтает о европейскую федерацию. Однако сам автор осознает, что Содружество - это мечта, за то его члены в основном лишь схематически изображены сцены их собраний несколько сентиментальные, что несвойственно таланту автора «Человеческой комедии».
Роман «Крестьяне» сам Бальзак называл «исследованием», он исследовал противостояние нового дворянства, которое появилось во времена Наполеона, буржуазии и крестьянства, а это для него класс, который «когда-нибудь проглотит буржуазию, как буржуазия в свое время сожрала дворянство». Бальзак не идеализирует крестьян - однако они у него не только мелкие вымогатели и обманщики: они хорошо помнят 1789 p., знают, что революция их не освободила, что весь их состояние, как и прежде, - мотыга, и господин также бывший, хотя его называют теперь - Труд. Нечистый на руку, лживый и темный крестьянин Фуршон предстает перед читателями своеобразным философом, революционером в душе, который помнит о годах революции: «Проклятие бедноты, ваша ясновельможносте, - говорит он, звергаючись до генерала, - быстро растет и вырастает гораздо выше самых высоких ваших дубов, а из дубов делают виселицы...» Дух революции жил в памяти народа. Именно из-за того угнетенный крестьянин оказывается обвинувачувачем ругаются его господ. Таков результат исследования, сделанного Бальзаком в этом романе. Мелодраматический финал произведения принадлежит его автору, а дописан по пожеланиям вдовы писателя Эвелины Ганской.
Бальзак дважды побывал в Украине, посетил при этом Киев (1847, 1848, 1850). С 13 сентября 1847 по 2 февраля 1848 года и с конца 1848 по 25 апреля 1850 года почти неотлучно находился в поместье польской помещицы Эвелины Ганской в с. Верховня (ныне Ружинского района Житомирской обл.). Здесь он в 1847 г. работал над драмой «Мачеха» (была поставлена Полтавским областным украинским музыкально-драматическим театром, 1979) и повести «Тайный» (осталась в рукописи), написал путевые заметки «Письмо о киеве» (изд. в 1927 г.). В марте 1850 г. в Бердичеве состоялось венчание Бальзака с Е. Ганской. В Верховне, в доме, где жил Бальзак, в 1959 г. был создан музей. Этот период жизни и творчества Бальзака воспроизвел украинский писатель Н. Рыбак в романе «Ошибка Оноре де Бальзака» (1940).
Про Россию и Украину Бальзак знал немного. Посетив в 1843 г. Петербург, Бальзак не встретился ни с одним из российских писателей; имена О. Пушкина, М. Гоголя, М. Лермонтова ему не были известны. Те, кто случайно мог с ним встретиться, оставили убогие и безграмотные показания, вроде того, которое было послано племянницей В. К. Кюхельбекера: «Недавно мы видели в Воксалі Бальзака, который приехал в Россию на несколько месяцев; нет, не можете вы себе представить, что это за гнусная физиономия; матушка заметила, и я вполне с ней согласна, что он похож на портреты и описания, которые мы читаем об Робеспьера, Дантона и других похожих на них лиц французской революции: он мал ростом, толст, лицо у него свежее, румяное, глаза умные, но все выражение лица должно что-то зверское». Культурный уровень «автора» письма видно по сохранившимся стилем изложения.
Официальная Россия выразила свое неприятие французского писателя еще понятнее: за ним был установлен тайный надзор полиции, а книги, которые приходили ему из Франции, подвергались длительной и тщательной проверке.
Неоднозначным было и отношение критики к Бальзака. В 30-х pp. в России он воспринимался в основном как знаток человеческого сердца, мастер-психолог В. Белинский, который сначала восхищался произведениями французского романиста, видя мастерство писателя в изображении сложных движений души, в создании галереи никогда не повторяющихся персонажей, вскоре стал резко враждебным к нему через его легитимизм, называл Бы. Гомером Сен-Жерменского предместья, «увиденного с лакейской».
О произведениях Бальзак упоминает в повести «Музыкант» Т. Шевченко. И. Франко в многочисленных статьях считал Бальзака одним из величайших представителей реалистической традиции в мировой литературе.
Леся Украинка в письме к брату М. Косача в конце 1889 г. подала развернутый проспект произведений выдающихся писателей, которые желательно было бы перевести на украинский язык. В частности, она рекомендовала членам кружка «Плеяда» перевести и романы Бальзака «Тридцатилетняя женщина», «Втраченіі люзії», «Крестьяне». Целый ряд произведений Бальзака переведены на украинский язык. В 1855 г. во Львове вышел роман писателя «Отец Ґоріо» в переводе М. Подолинского. Впоследствии произведения Бальзака переводили С. Родзевич, В. Вражлывый, Есть. Дробязко, Есть. Старинкевич, Т. Воронович и др.
Г. Храповицкая
|
|
|