9 класс СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Отражение во внешности помещиков их внутреннего мира (по поэме М. Гоголя «Мертвые души»)
Как интересно читать человеческие лица! Они словно окна домов, заглянув в которые, можно увидеть чье-то скрытое от посторонних глаз внутреннюю жизнь. Жизнь человека обязательно оставляет свой след прежде всего на лице. Поэтому такое важное и в живописи, и в литературе искусство портрета. Им прекрасно владел М. Гоголь - автор «Мертвых душ». Переходя от страницы к странице этой поэмы в прозе, мы как бы движемся от портрета к портрету в художественной галерее мастера. Пять помещиков - пять таких не похожих друг на друга психологических портретов.
Открывает галерею помещиков Манилов - «человек известный», черты лица которого «не были лишены приятности». Ну просто душечка, а не мужчина: белокурые волосы, голубые глаза, привлекательная (а может, такая, что заманивает, как паук муху в свою паву тиння) улыбка. Всем хорош, но настолько сладкий до тошноты, что как-то хочется разбавить этот сироп, иначе он просто не пригоден для потребления Через несколько минут общения с ним тебя одолевает такая скука, как при слушании мелодии, состоящий из одной ноты. «У всякого есть свое, но у Манилова ничего и it-было», - пишет Гоголь. И портрет его абсолютно точно передает отсутствие того, что должно быть в человеке.
Настасья Петровна Коробочка - «женщина пожилая, в каком-то спальном чепцы, надетом наскоро, с фланелью на шее», давно пережила свое время, обозначении! шипением и хрипением стенных часов, которому «захотелось бить». И как спокойно «щелкает справа и слева» маятник этих часов, так размеренно спокойно течет в никуда жизнь колезької секретарші Коробочки.
Есть нечто общее в портретах таких, казалось бы, разных людей, как Манилов и Коробочка: их неопределенность, бесхарактерность обнаруживаются в наружной безформності.
Полная противоположность им Ноздрьов - «исторический человек», что непременно создает истории и бесконечно влипает в них. Встретился Чичиков с этим помещиком не в усадьбе, как с предыдущими владельцами «мертвых душ», а в трактире - втором родном доме этого заядлого игрока и кутилы. Ноздрьов только что вернулся с ярмарки, где, по его словам, «продувся в пух». Даже возвращаться пришлось не на своей, а на нанятому подводе, не только без часов, но даже и без цепочки к нему. И все это лихачество, возможно только за чужой счет, отразилось во внешности Ноздревая. Асимметричность лица Ноздревая (Чичикову даже показалось, что «один бакенбард был у него меньше и не такой густой, как второй») словно подчеркивает сдвиг в его душе нравственных понятий. Гоголь называет Ноздревая «человек-дрянь». Противный он и внешне, особенно утром, когда вышел к Чичикова, «ничего не имея под халатом, кроме открытых груди, на которых росла какая-то борода».
Перейдем в следующий зал своеобраВНОго гоголевского музея восковых фигур и встретимся с Собакевичем. Он показался Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя». И дальше - все, как в берлоге и в его жителей: и фрак, и панталоны, и походка, и даже имя - Михаил Семенович. Это закаленный жизнью человек-скряга - уже не Коробочка со своими пістрьовими мешочками, а вроде грубо сделанный одним взмахом топора монстр, над обработкой которого природа не считала нужным работать: и так сойдет. В общении он такой же неповоротливый, топорный, подминает под себя других, никогда ни о чем хорошо не отозвался. «Нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь», - подводит итоги автор.
Но «венец творения», конечно же, Плюшкин. Он вобрал в себя всю паскудство предыдущих персонажей, чтобы подытожить ее, став «прорехой на человечестве». Если начиналась портретная галерея помещиков белозубой улыбкой Манилова, то заве-ршується она беззубой улыбкой Плюшкина. Чичиков принял его за ключницу - не за помещика (кстати, одного из самых богатых), не за ключника даже, а за ключницу в гряВНОм дырявом капоте. У Плюшкина ничего не было от маниловської благолепия. Чепец Коробочки трансформировался в старый поношенный колпак, а бакенбарды Ноздревая в «скребницю из желеВНОй проволоки, какою чистят на конюшне лошадей». Маленькие глазки Плюшкина еще не погасли, но уже потеряли, как и их владелец, все человеческое и бегают, как мыши, выдвинули из своих нор свои остренькие морды.
Итак, от почти элегантного Манилова... до владельца тысячи с лишним душ, что потеряли пол, возраст, цель жизни и даже человеческое достоинство...
|
|